В Верховный Суд Российской Федерации <1>
Административный истец: ______________ (наименование
или Ф.И.О.)
адрес: ______________ ______ ______________ ______,
телефон: _________________, факс: _________________,
адрес электронной почты: ______________ ____________
Вариант для административного истца - гражданина:
дата и место рождения: ______________ _____________,
сведения о высшем юридическом образовании или ученой
степени по юридической специальности:
______________ ______ ______________ _________ <2>
Вариант для административного истца - организации:
сведения о государственной регистрации: ____________
Представитель административного истца: _________ <3>
адрес: ______________ ______ ______________ ______,
телефон: _________________, факс: _________________,
адрес электронной почты: ______________ ___________,
сведения о высшем юридическом образовании или ученой
степени по юридической специальности:
______________ ______ ______________ _____________
Административный ответчик: ______________ _________,
адрес: ______________ ______ ______________ ______,
телефон: ___________________, факс: _______________,
адрес электронной почты: ______________ ____________
Госпошлина: ______________ ______________ рублей <4>
Административное исковое заявление
о признании недействующим нормативного правового акта
Президента Российской Федерации
"__"___________ ____ г. Президентом Российской Федерации был принят Указ (или: Распоряжение) N ____ о ______________ ______ _________________ (наименование нормативного правового акта), который был опубликован "__"___________ ____ г. в ______________ ______ ______________ ______________________ (указать источник опубликования).
Административный истец является субъектом отношений, регулируемых Указом (или: Распоряжением) Президента Российской Федерации от "__"___________ ____ г. N _____, поскольку ______________ ______________, что подтверждается ______________ ________________.
Вариант. Указ (или: Распоряжение) Президента Российской Федерации от "__"___________ ____ г. N _____ применим к административному истцу, поскольку ______________ _________, что подтверждается ______________ ____________.
Административный истец считает Указ (или: Распоряжение) Президента Российской Федерации от "__"___________ ____ г. N ________ о ______________ ______ ______________ ____________________ ____________________ __________ (наименование нормативного правового акта) противоречащим ст. ___ Федерального закона ______________ _________________ (указать наименование и реквизиты) (вариант: ______________ ______ ______________ ________________ (указать вид, наименование нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу)) в части ______________ ______ _______________ и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, а именно: ______________ ______ ______________ ____________________ ___________________, что подтверждается ______________ ______ ______________ _______________.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ст. 21, ст. ст. 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу:
признать недействующим Указ (или: Распоряжение) Президента Российской Федерации от "__"___________ ____ г. N ________ о ______________ ______ ______________ ____________________ _________ (наименование нормативного правового акта) полностью (или: в части ______________ ______ ______________ ___________) как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.
Приложение:
1. Копия оспариваемого нормативного правового акта.
2. Документы, подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
3. Документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
4. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют <5>.
5. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя <2>.
6. Доверенность (или иные документы, подтверждающие полномочия) представителя административного истца от "__"_________ ____ г. N _____ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности (если административное исковое заявление подано представителем) <3>.
7. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (или право на получение льготы по уплате государственной пошлины), либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого <4>.
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
"__"___________ ____ г.
Административный истец (представитель):
___________________ (подпись) / ______________ ________ (Ф.И.О.)
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> В соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд Российской Федерации.
<2> Согласно п. 2 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истец при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя, должен указать сведения о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности.
<3> О требованиях, предъявляемых к представителям и документам, подтверждающим их полномочия, см. ст. ст. 54 - 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" полномочия законных представителей, единоличного органа управления либо уполномоченного лица организации, действующего в пределах своих полномочий, не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования.
Согласно ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с Федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
<4> Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
По вопросам, касающимся предоставления льгот по уплате госпошлины определенным категориям лиц, см. ст. 333.35, п. п. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
<5> Согласно ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.