Мебель, относящаяся к отходам IV класса опасности, может быть передана для утилизации специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Также мебель, относящаяся к ТКО, может вывозиться региональным оператором по обращению с ТКО с мест (площадок) по накоплению данных отходов. Утилизация является одним из мероприятий, предусматривающих дальнейшую судьбу списываемого имущества. Принятию решения о необходимости передачи имущества для утилизации мебели предшествует процедура его списания, поскольку данные действия являются разными хозяйственными операциями. Решение о списании может быть принято по результатам инвентаризации, если в ходе ее было обнаружено имущество, не пригодное к дальнейшей эксплуатации (п. 3.6, абз. 5 п. 3.25 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Порядок передачи офисной мебели для утилизации Утилизацией отходов по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих установленным требованиям (энергетическая утилизация) (абз. 8 ст. 1 Закона N 89-ФЗ). Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В блоках 4 и 7 указаны следующие виды отходов:
4 92 111 21 72 5 Отходы мебели деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10%)
4 92 111 81 52 4 Отходы мебели из разнородных материалов
7 41 281 11 20 4 Отходы разнородных текстильных материалов при разборке мягкой мебели
В Приложении к Письму Росприроднадзора от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 даны разъяснения по содержанию структуры кода отхода. В частности, в нем сказано, что код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые 8 знаков кода используются для кодирования происхождения вида отходов и их состава. Для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов используются 9-й и 10-й знаки кода; 11-й знак кода - для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Из приведенных выше кодов следует, что отходы мебели: • деревянной офисной (код 4 92 111 11 72 4) относятся к IV классу опасности - малоопасные отходы; • из разнородных материалов (код 4 92 111 81 52 4) относятся к IV классу опасности - малоопасные отходы; • разнородных текстильных материалов при разборке мягкой мебели (код 7 41 281 11 20 4) относятся к IV классу опасности - малоопасные отходы; • деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10%) (код 4 92 111 21 72 5) относятся к V классу опасности - практически неопасные отходы. Соответственно, если списываемая мебель относится к IV классу опасности, то она может быть передана для последующей обработки, утилизации, размещения специализированной организации, которая имеет соответствующую лицензию, на основании договора (абз. 2 ст. 1, ст. ст. 4.1, 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Также, по нашему мнению, применительно к конкретной ситуации мебель может соответствовать понятию твердых коммунальных отходов (ТКО) исходя из следующего. К ТКО относятся в том числе отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абз. 21 ст. 1 Закона N 89-ФЗ). В соответствии с п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), мебель относится к крупногабаритным ТКО. Вывоз таких объектов обеспечивается региональным оператором (в том числе по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил N 1156, ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ). Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разд. I(1) Правил N 1156. Собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором (п. 5 Правил N 1156, ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ). Также юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, имеют право отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды России от 11.12.2018 N 12-50/10311-ОГ). Также здесь следует отметить, что деятельность по накоплению ТКО лицензированию не подлежит. По смыслу Закона N 89-ФЗ накопление отходов должно осуществляться в специально обустроенном месте, предназначенном исключительно для осуществления названной деятельности и в соответствии с установленными законом требованиями. Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ. При этом накопление отходов возможно осуществлять организациям, у которых отходы только образуются и накапливаются (не более 11 месяцев) до вывоза их специализированной организацией. По смыслу норм действующего законодательства накопление отходов представляет собой временное (11 месяцев) складирование отходов, которые образуются и накапливаются от собственной деятельности общества (абз. 19 ст. 1 Закона N 89-ФЗ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2020 N Ф06-65644/2020 по делу N А12-1615/2020). Также следует отметить, что региональным операторам не запрещено обращение с иными видами отходов, не соответствующих понятию ТКО, на основании отдельных договоров (Информация Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)"). Документальное оформление списания и передачи для утилизации Факт реализации мероприятий, связанных со списанием мебели и передачей ее для дальнейшей утилизации, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами. Документы должны содержать реквизиты, установленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Первоначально обычно оформляется акт о списании. Если мебель относилась к основным средствам, то могут быть оформлены акты по унифицированным формам ОС-4, ОС-4б, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Передача мебели для утилизации осуществляется, как было указано выше, в рамках договорных отношений. Если утилизация мебели проходит как вывоз с места складирования ТКО, то дополнительного документа не составляется. В данном случае у организации имеется договор с региональным оператором о вывозе ТКО. Если утилизация мебели производится как утилизация отходов IV класса опасности, то на практике могут оформляться акт передачи имущества для утилизации специализированной организации, а также акт об утилизации имущества. В данном случае акт об утилизации подтверждает, что имущество действительно было утилизировано.
Подготовлено на основе материала Л.В. Поповой ООО "Управляющая компания "КВС"
См. также: • Как отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению и списанию офисной мебели? • По какому коду ОКОФ можно учесть мебель (в том числе стул)?