Скачать

Вопрос: По договору авторского заказа организация создает сценарий рекламного ролика для заказчика. Вправе ли она при исчислении налога на прибыль учесть расходы на оплату услуг сторонней организации по проведению экспертизы рекламной продукции с точки зрения оригинальности, новизны, прогнозирования реакции потребителей?


Вопрос: По договору авторского заказа организация "Автор" принимает на себя обязательство по разработке (созданию) сценария рекламного ролика, а организация "Заказчик" обязуется принять и оплатить работу "Автора".
Организация "Автор" при выполнении работ по созданию рекламного ролика для организации "Заказчик", рекламодателя, заключила договор со сторонней организацией о проведении экспертизы по исследованию рекламной продукции с точки зрения оригинальности, неповторимости, новизны, прогнозирования реакции потенциальных потребителей.
Данные расходы на проведение экспертизы по исследованию рекламной продукции не включены в общую смету работ по созданию рекламного ролика, оплачиваются отдельно, и "Заказчик" отказывается компенсировать данные расходы.
Может ли организация "Автор" учесть в расходах по налогу на прибыль стоимость выполненных для организации "Заказчик" работ сторонней организацией по проведению экспертизы по исследованию рекламной продукции, если в договоре авторского заказа такой обязанности не установлено, однако проведение данной экспертизы необходимо было для принятия работ "Заказчиком"?

Ответ: По нашему мнению, организация "Автор" может учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы на выполненные работы по проведению экспертизы по исследованию рекламной продукции в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Обоснование: В целях обоснования расходов на оплаченные сторонней организации работы по проведению экспертизы по исследованию рекламной продукции необходимо учитывать, что Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не разъясняется понятие "исследование рекламной продукции".
Однако, как показывает практика, проведение экспертизы по исследованию рекламной продукции необходимо для исследования рынка в потребности рекламируемого товара, продукции, минимизации рисков претензий от других компаний рекламодателей, размещающих рекламу по аналогичным товарам/продукции, принятия управленческих решений по отношению к конкурентам без нарушения при этом установленных норм ст. 1 Закона о рекламе.
Согласно ст. 1 Закона о рекламе целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе").
За несоблюдение норм Закона о рекламе установлена ответственность на основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Таким образом, проведение экспертизы по исследованию рекламной продукции необходимо для исследования рынка в потребности рекламируемого товара, продукции, минимизации рисков претензий от других компаний рекламодателей, размещающих рекламу по аналогичным товарам/продукции, принятия управленческих решений по отношению к конкурентам, при этом не нарушая установленных норм ст. 1 Закона о рекламе.
В рассматриваемой ситуации расходы на проведение экспертизы по исследованию рекламной продукции необходимы для принятия заказчиком работ по договору авторского заказа на разработку (создание) сценария рекламного ролика.
Согласно п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
К внереализационным расходам могут быть отнесены иные обоснованные расходы, не указанные в данной статье (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения (абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ).
При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных. Косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).
В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов предусмотрены расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
По нашему мнению, расходы на выполненные работы по проведению экспертизы рекламной продукции являются оправданными и могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы рекламной продукции, могут являться:
- договор с организацией о проведении экспертизы по исследованию рекламной продукции с точки зрения оригинальности, неповторимости, новизны, прогнозирования реакции потенциальных потребителей;
- отчет организации-исполнителя с описанием проведенной работы и полученных результатов экспертизы по исследованию рекламной продукции;
- акт выполненных работ.
Данные расходы являются косвенными и уменьшают налоговую базу того отчетного (налогового) периода, в котором они были осуществлены (на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ) (пп. 3 п. 7 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).
Обращаем внимание на судебную практику по аналогичной ситуации. В Постановлении ФАС Центрального округа от 23.12.2005 N А36-966/2005 отмечено, что расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), отнесены к прочим, а не к материальным расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Г.А. Канаева
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр

18.01.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!