Скачать

Вопрос: При расторжении соглашения об осуществлении деятельности в Особой экономической зоне на территории г. Дубны организация заплатила штраф Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области. Вправе ли организация учесть в расходах сумму штрафа в целях налогообложения прибыли?


Вопрос: При расторжении соглашения об осуществлении деятельности в Особой экономической зоне на территории г. Дубны организация заплатила штраф Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области. Вправе ли организация учесть в расходах сумму штрафа в целях налогообложения прибыли?

Ответ: Сумму штрафа, уплачиваемую организацией Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области в связи с расторжением Соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, по нашему мнению, организация вправе учесть в составе внереализационных расходов в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Обоснование: При досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении деятельности в связи с существенным нарушением резидентом Особой экономической зоны условий соглашения лицо, утратившее статус резидента, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным соглашением (ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
В рассматриваемом случае соглашение было заключено между органом государственной власти (Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области), управляющей компанией и обществом (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 116-ФЗ).
Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
Например, в ситуации, когда организация должна уплатить административный штраф, наложенный Роскомнадзором или Роспотребнадзором как федеральным органом исполнительной власти при проведении контрольных мероприятий, сумма такого штрафа не может быть учтена в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).
В рассматриваемом случае штраф уплачивается организацией органу власти в связи с расторжением соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.
Официальная позиция, выраженная в Письме Минфина России, заключается в том, что санкции за нарушение обязательств, предусмотренных гражданско-правовыми договорами, можно учесть при налогообложении прибыли. Есть судебные акты, подтверждающие данный подход.
Так, в Письме Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/1/729 финансовое ведомство указывает, что в соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ органы государственной власти участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений. Поэтому расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами государственной власти, учитываются по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Положения п. 2 ст. 270 НК РФ на данные расходы не распространяются.
В Письме от 09.07.2015 N 03-03-06/1/39607 Минфин России также разъяснил, что положения п. 2 ст. 270 НК РФ не распространяются на расходы в виде неустойки, выплаченной заказчикам по государственному (муниципальному) контракту за нарушение обязательств.
Верховный Суд РФ в Определении от 18.04.2016 N 304-КГ16-2610 по делу N А27-1395/2015 также отметил, что, поскольку орган по управлению муниципальным имуществом выступает стороной по договору и является субъектом гражданских правоотношений и в рассматриваемом случае пени были уплачены обществом ввиду ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из гражданско-правовых отношений, указанная сумма пеней подлежит учету.
Таким образом, сумму штрафа, уплачиваемую организацией Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области в связи с расторжением соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ, организация вправе учесть в составе внереализационных расходов в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В.И. Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр

21.06.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!