Скачать

Вопрос: Следует ли российской организации исчислять таможенные пошлины при вывозе для выполнения работ и обратном ввозе строительных лесов в Республику Беларусь? Возникает ли обязанность налогового агента по НДС и налогу на прибыль при оплате указанных работ?


Вопрос: Российская организация (заказчик) заключила договор с белорусской организацией (исполнитель), согласно которому исполнитель будет осуществлять работы на территории Республики Беларусь по оцинковке строительных лесов. Для этой цели леса, принадлежащие заказчику, будут вывезены в Республику Беларусь и после проведения работ по оцинковке возвращены в РФ.
1. Следует ли российской организации исчислять таможенные пошлины в связи с вывозом и обратным ввозом строительных лесов?
2. Возникает ли у российской организации обязанность налогового агента по НДС и налогу на прибыль при оплате работ исполнителя по оцинковке строительных лесов?

Ответ: 1. Нет, не следует. В ЕАЭС имеются общая таможенная граница и единое таможенное регулирование, при этом товары внутри ЕАЭС свободно перемещаются без уплаты таможенных пошлин.
2. Местом реализации вышеуказанных услуг территория РФ не признается, и соответственно, такие услуги НДС в РФ не облагаются. У российского заказчика не возникает обязанности налогового агента по НДС. При этом налогом на прибыль вознаграждение иностранца будет облагаться только на территории Республики Беларусь, а у российской организации обязанности налогового агента также отсутствуют.

Обоснование: Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), в состав которого входят, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, предусмотрено создание единого экономического и Таможенного союза.
Так, абз. 5 ст. 2 Договора о ЕАЭС определено, что единое экономическое пространство - это пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура.
А Таможенный союз - это форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (абз. 15 ст. 2 Договора о ЕАЭС).
При этом в рамках Таможенного союза государств-членов, в частности, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС).
Кроме того, в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017))), которое включает в себя, в частности, установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, установление порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза.
Таким образом, в ЕАЭС имеются общая таможенная граница и единое таможенное регулирование, при этом товары внутри ЕАЭС свободно перемещаются без уплаты таможенных пошлин.
Объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в целях исчисления НДС порядок определения места реализации работ (услуг) установлен нормами ст. 148 НК РФ, а по сделкам между организациями из стран - государств ЕАЭС - в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС) (далее - Протокол)). Россия и Республика Беларусь входят в Договор о ЕАЭС.
На основании положений п. п. 1 и 28 Протокола взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Так, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена и если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 29 Протокола (пп. 5 п. 29 Протокола).
Поскольку работы по оцинковке строительных лесов не подпадают под пп. 1 - 4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Исходя из условий рассматриваемого вопроса белорусский исполнитель будет осуществлять работы по оцинковке строительных лесов для российского заказчика на территории Республики Беларусь.
Учитывая изложенное, местом реализации вышеуказанных услуг территория РФ не признается, и соответственно, такие услуги НДС в РФ не облагаются (Письма Минфина России от 12.03.2021 N 03-07-14/17364, от 20.11.2020 N 03-07-14/101533).
Таким образом, работы по оцинковке строительных лесов не поименованы в пп. 1 - 4 п. 29 Протокола, а значит, согласно пп. 5 п. 29 Протокола место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется по месту нахождения исполнителя услуг, то есть в Республике Беларусь.
В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль в РФ признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении порядка налогообложения такой иностранной организации приоритет имеют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).
В данном случае действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
Соглашение предусматривает, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства облагается налогом только в этом договаривающемся государстве, если только предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения).
В рассматриваемом случае вознаграждение по договору будет получено белорусским исполнителем в рамках своей предпринимательской деятельности. Кроме того, условия вопроса не предусматривают, что белорусская организация имеет представительство на территории РФ. Поэтому, учитывая вышеизложенное, вознаграждение исполнителя будет облагаться налогом только на территории Республики Беларусь, а у российской организации обязанности налогового агента отсутствуют (Письмо Минфина России от 04.07.2016 N 03-08-05/38921).

Е.В. Пшеничная
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр

09.07.2021



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!