Скачать

Вопрос: Каковы особенности приема на работу граждан Армении?


Каковы особенности приема на работу граждан Армении?


Оформление приема на работу граждан Армении осуществляется в том же порядке, что и оформление граждан РФ, с некоторыми особенностями. При приеме на работу гражданин Армении должен предъявить договор (полис) ДМС, кроме случаев, когда работодателем заключен договор об оказании данному гражданину платных медицинских услуг.
При пребывании в РФ гражданина Армении более 30 дней работодатель должен поставить его на миграционный учет, а также обязан уведомить территориальный орган МВД России о заключении с гражданином Армении трудового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения. Также потребуется поставить его на учет в налоговом органе и представить в орган ПФР сведения о приеме на работу.
Граждане Армении привлекаются к трудовой деятельности в РФ в упрощенном порядке (преамбула, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного в г. Минске 10.10.2014 (далее - Договор о присоединении)). На граждан Республики Армения, привлекаемых к труду на территории РФ, не распространяется требование о необходимости получения патента: оформление с ними трудовых отношений осуществляется в том же порядке, что и оформление граждан РФ (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)). В трудовых отношениях с гражданином Армении работодателю следует руководствоваться положениями трудового законодательства с учетом норм гл. 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" ТК РФ.
На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).

Документы для приема на работу
При приеме на работу граждане Армении по общему правилу должны предъявить работодателю следующие документы (ч. 1 ст. 65 ТК РФ):
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.04.2019 N 53 "О классификаторе видов документов, удостоверяющих личность");
• трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ч. 3 ст. 66.1 ТК РФ, Приказ Минтруда России от 20.01.2020 N 23н) и с учетом ст. 283 ТК РФ;
• документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа. При этом страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до 01.04.2019, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ). В случае если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. п. 2, 3 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 21.05.2020 N 291п);
• документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) Республики Армения, признаются в РФ без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании, за исключением случаев, когда граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью (абз. 1, 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
• справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (п. 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
• договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, или договор между работодателем и медицинской организацией об оказании данным гражданам платных медицинских услуг (ч. 2 ст. 327.2, абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 26.09.2016 N 16-4/В-465).
При этом иностранный гражданин не предъявляет работодателю документы воинского учета (ст. 327.3 ТК РФ).
В силу ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ между гражданином Армении и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок и только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, - срочный трудовой договор.

Постановка на миграционный учет
Граждане Армении подлежат миграционному учету по месту пребывания (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)). При этом они в течение 30 суток с даты въезда освобождаются от обязанности регистрироваться в органах миграционного учета (абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении, Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях). По истечении данного срока пребывающие в России граждане Армении подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ (абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении).
Для постановки граждан Армении на учет по месту пребывания работодатель (заказчик работ, услуг), являющийся принимающей стороной, по общему правилу должен уведомить орган миграционного учета об их прибытии путем представления уведомления о прибытии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 10.12.2020 N 856. Если принимающей стороной является организация, уведомление о прибытии представляется (направляется) ответственным лицом организации, сведения о котором указываются в уведомлении (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 22 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила)).
Уведомление можно представить в орган миграционного учета лично, или в электронной форме, либо через МФЦ, либо в установленном порядке почтовым отправлением (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 22 Правил).
К уведомлению прилагаются копии документов, перечисленных в п. п. 28(1) - 28(4) Правил.

Уведомление МВД и ПФР
Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять уполномоченный орган в сфере внутренних дел, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Формы и Порядок подачи уведомлений утверждены Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536.
При этом в случае поручения иностранному гражданину работы, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном уведомлении о его заключении, а также изменения определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, на работодателе не лежит обязанность повторного уведомления территориального органа МВД России (Постановления Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 N 7-П, Верховного Суда РФ от 18.09.2020 N 31-АД20-3).
Также в случае приема на работу работника, в том числе иностранного, работодатель должен представлять в орган ПФР сведения по форме СЗВ-ТД, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п (п. 2.1 ст. 6, п. п. 2.4, 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Постановка на налоговый учет
Если у гражданина Армении отсутствует место жительства (место пребывания) на территории РФ, недвижимое имущество и (или) транспортное средство, а также если он не состоит на налоговом учете, то он подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения работодателя (п. 7.4 ст. 83 НК РФ).
Постановка на налоговый учет гражданина Армении осуществляется в течение 15 дней с момента представления работодателем сведений в налоговый орган согласно п. 2 ст. 230 НК РФ. В этот же срок работодателю выдается уведомление о постановке иностранного гражданина на налоговый учет.
Работодатель в течение пяти дней со дня получения уведомления из налогового органа обязан передать его гражданину Армении и представить в налоговый орган подтверждающий это документ (п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

Подготовлено на основе материала
Ю.Ю. Астаховой
АО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр



! См. также:
• Каковы особенности приема на работу гражданина Республики Молдова?
• Как принять на работу гражданина Казахстана?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!