Скачать

Вопрос: Правомерно ли принять на работу работника без военного билета?


Правомерно ли принять на работу работника без военного билета?
В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание? Предусмотрена ли ответственность для организации?


Организация вправе принять на работу гражданина без военного билета.
За несообщение в установленный срок сведений о принятых на работу гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.
Согласно позиции Роструда, непредставление военного билета может рассматриваться как дисциплинарный проступок, поскольку при поступлении на работу работник обязан его представить, а также если обязанность по его представлению после факта трудоустройства предусмотрена ЛНА, однако по данному вопросу существует и другая позиция.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение)):
• удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
• военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.

Постановка на воинский учет по месту работы
В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), п. 27 Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
• проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении) (пп. "а" п. 30 Положения);
• информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения);
• выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления (пп. "д" п. 30 Положения).
Сведения о принятых на работу гражданах, а также сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (с вручением им направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет), нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, пп. "б" п. 32 Положения).
В целях организации воинского учета работодателю стоит разработать соответствующий локальный нормативный акт (ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Обратите внимание! За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ (п. 54 Положения).

Правомерность приема на работу без военного билета
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1 ст. 3 ТК РФ).
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).
Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.
Кроме того, работник может быть допущен к работе и до оформления трудового договора. Но подписать с таким работником трудовой договор нужно не позднее трех рабочих дней со дня со дня фактического допущения работника к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, по нашему мнению, правомерен.
При этом локальный акт, по нашему мнению, может содержать в том числе положения о сроке представления документов, не представленных при трудоустройстве (ст. 8 ТК РФ).

Правомерность применения дисциплинарного взыскания за непредставление военного билета
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ).
Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).
Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).
Так, согласно позиции Роструда, непредставление документов воинского учета может рассматриваться как дисциплинарный проступок, поскольку при поступлении на работу работник обязан их предоставить. Также он обязан предоставить их в случае, если обязанность по их представлению после факта трудоустройства предусмотрена ЛНА (Письмо Роструда от 09.12.2021 N ПГ/37187-6-1).
Исходя из такого подхода несоблюдение требований, установленных ТК РФ или ЛНА, может повлечь дисциплинарную ответственность работника (ст. 192 ТК РФ).
Вместе с тем, по данному вопросу существует иная позиция, согласно которой дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционные определения Московского городского суда от 18.04.2016 по делу N 33-13627/2016, от 14.08.2020 N 33-30325/2020).
Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.
Так, возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления работодателю документов воинского учета.
Кроме того, требование по представлению документов воинского учета при трудоустройстве, установленное ст. 65 ТК РФ, относится к периоду до заключения трудового договора. В свою очередь, трудовые отношения и трудовые обязанности работника в общем случае возникают с момента заключения трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Следовательно, согласно данной позиции, поскольку представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к его трудовым обязанностям, непредставление им военного билета не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, применить дисциплинарное взыскание к работнику за его непредставление нельзя.

Подготовлено на основе материала
С.М. Дмитричевой
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр




! См. также: Можно ли принять на работу гражданина РФ без прописки в паспорте и без справки о временной регистрации по месту жительства (пребывания)?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!