Скачать

Вопрос: Исполнять ли требование налогового органа в рамках ст. 93.1 НК РФ, если вместо информации о конкретной сделке требуется представить договоры с определенным контрагентом за три календарных года?


Исполнять ли требование налогового органа в рамках ст. 93.1 НК РФ, если вместо информации о конкретной сделке требуется представить договоры с определенным контрагентом за три календарных года?


Если в требовании содержится достаточная информация для идентификации сделки (сделок), то организация обязана исполнить данное требование.
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В требовании о представлении документов (информации), направленном налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, в обязательном порядке подлежат отражению сведения, позволяющие идентифицировать интересующую сделку, а также при проведении какого мероприятия налогового контроля либо наличия недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации) (п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ, Приложение N 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Выставляя требование о представлении документов (информации), налоговый орган, как правило, не может знать точное наименование, даты и количество документов, которые налогоплательщику надлежит представить по запросу инспекции. Наличие в требовании о представлении документов (информации) указания на виды документов, периоды и контрагентов, к которым они относятся, дает возможность налогоплательщику определить запрашиваемые документы (информацию), подлежащие представлению в инспекцию (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.04.2020 N 15-19/063226@).
Информация о конкретной сделке также может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки (Письмо ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869). Вместе с тем в случае отсутствия информации о конкретной стороне сделки актуальная форма требования также допускает возможность истребования документов (информации) без указания контрагента. Соответственно, в требовании будет отражено: "Контрагент сделки не известен".
При этом реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении могут не указываться.
Истребовать документы (информацию) по нескольким сделкам также не запрещено. Лицу, у которого истребуются документы, необходимо представить все документы, относящиеся к конкретной сделке или нескольким сделкам (Письма Минфина России от 15.10.2018 N 03-02-07/1/73833, УФНС России по г. Москве от 01.04.2020 N 15-19/063226@, Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714). При этом Верховный Суд РФ поддержал позицию нижестоящих судов, пришедших к выводу, что спорное требование содержало необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая информация (документы) запрашивается (в частности, договоры), в том числе период, за который следует представить документы (с 01.01.2011 по 31.12.2014).
Также в части достаточности информации для идентификации сделки в судебной практике отмечается, что наличие в требовании указания на виды документов, периоды и контрагентов, к которым они относятся, дает возможность налогоплательщику определить запрашиваемые документы (информацию). Указание контрагента, периодов времени и вида договоров, в отношении которых должны представляться документы (информация), является достаточным. Требование должно быть сформулировано таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого истребуются (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2021 N Ф06-100/2021 по делу N А06-3269/2020, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2020 N Ф07-15140/2020 по делу N А42-965/2020).
Если же идентифицировать сделку нельзя, то требование налогового органа о представлении документов (информации) или решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за их непредставление могут быть признаны неправомерными (например, Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2020 N Ф09-9127/19 по делу N А76-15894/2019, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 N Ф01-4125/2018 по делу N А17-9516/2017).
Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, если требование позволяет идентифицировать контрагента, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также содержит конкретные документы, информацию и период, не свидетельствует о его недействительности (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2021 N Ф06-3042/2021 по делу N А06-3271/2020).
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2020 N Ф07-15140/2020 по делу N А42-965/2020 также отмечается, что налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошены, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020 судом была рассмотрена ситуация, в которой общество отказало инспекции в предоставлении документов с контрагентом, обосновывая это тем, что документы были запрошены не по конкретной сделке, а за три налоговых периода работы с контрагентом, что, по мнению общества, противоречит НК РФ. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления общества, отметил, что ни п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации).
Ссылка в п. 2 ст. 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 82 НК РФ).
Из положений ст. 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования о представлении документов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 N 17АП-10502/2021-АКу по делу N А50-10757/2021).
Отсутствие в требовании инспекции указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о его недействительности, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 310-КГ17-3551).
Вместе с тем представляется, с учетом последней (актуальной) формы требования, прямо допускающей истребование документов (информации) в ситуации, когда сведения о контрагенте сделки неизвестны, отсутствие в требовании указания на контрагента (контрагентов), по нашему мнению, не повлечет за собой признания требования неправомерным и, соответственно, возможности такое требование не исполнять.
Также следует учесть, что периоды, за которые налоговыми органами в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы документы, ограничиваются сроками хранения документов (копий документов), установленными НК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (Письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-02-08/32313).
Налогоплательщики обязаны не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 7 и 9 п. 1 ст. 23 НК РФ). То есть подлежат исполнению только законные требования налоговых органов.
Одной из основных обязанностей налоговых органов является соблюдение законодательства о налогах и сборах (пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Равно как должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Таким образом, в ситуации, когда в требовании налогового органа содержится информация, достаточная для идентификации сделки (сделок), и указан период, за который следует представить документы, оно подлежит обязательному исполнению в установленные сроки.
Неисполнение данного требования квалифицируется в качестве налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена соответствующим пунктом ст. 129.1 НК РФ.

Подготовлено на основе материала
А.Ю. Васильева,
советника государственной
гражданской службы РФ
3 класса



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!