Вопрос: Как составить бухгалтерскую отчетность организации, прекращающей свою деятельность в результате реорганизации?
Как составить бухгалтерскую отчетность организации, прекращающей свою деятельность в результате реорганизации?
Заключительная бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации, прекращающей свою деятельность: • составляется за период с начала отчетного года до даты, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц или о прекращении деятельности присоединенного юридического лица; • должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты внесения в ЕГРЮЛ записи; • заключительный баланс организации, реорганизуемой в форме разделения, должен включать показатели в разрезе возникающих организаций. При реорганизации в форме преобразования необходимость формирования заключительной бухгалтерской отчетности отсутствует. Организации, которые прекращают свою деятельность в результате реорганизации, должны составить последнюю бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дате внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). Правила формирования отчетности при реорганизации установлены Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания). Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии (п. 4 Методических указаний): учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации; решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации о реорганизации; договоров о слиянии или присоединении в установленных законодательством Российской Федерации случаях; передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения: • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Законом N 402-ФЗ, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); • первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.; документа, подтверждающего факт о внесении соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ: • о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования; • о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т.д. При этом отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. ст. 58 - 59 ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", упоминание о разделительном балансе как о документе, необходимом при реорганизации в форме выделения и разделения, было исключено (теперь необходим передаточный акт), а при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования ГК РФ не требуется оформления передаточного акта. В состав заключительной бухгалтерской отчетности включаются, в частности (ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 9 Методических указаний, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, п. 2 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н): бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет о движении денежных средств; отчет об изменениях капитала; пояснения к отчетности. Таким образом, на дату, предшествующую дате внесения сведений о государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица), реорганизуемая организация составляет заключительную бухгалтерскую отчетность (ч. 3 ст. 16 Закона N 402-ФЗ). Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) (ч. 4 ст. 16 Закона N 402-ФЗ). На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указанную в ч. 4 ст. 16 Закона N 402-ФЗ, не распространяются требования ст. 18 Закона N 402-ФЗ (ч. 4.1 ст. 16 Закона N 402-ФЗ). При этом заключительная бухгалтерская отчетность составляется в полном объеме за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производятся закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей, с учетом особенностей, предусмотренных в разд. V и VII Методических указаний (п. 9 Методических указаний). Разделом IX Методических указаний определяются также иные правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц. Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования В отношении бухгалтерской отчетности при преобразовании следует учитывать адресованные аудиторам разъяснения Минфина России, содержащиеся в Приложении к Письму от 28.12.2016 N 07-04-09/78875, о том, что в случае преобразования (смены организационно-правовой формы) необходимость формирования заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности отсутствует. Отчетный период для целей составления бухгалтерской отчетности этого лица не прерывается, то есть длится с 1 января года, в котором произошло преобразование, по 31 декабря. Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме разделения При реорганизации в форме разделения на основании передаточного акта (разделительного баланса) в бухгалтерском учете никакие записи не производятся, а также не производится разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации (п. 26 Методических указаний). На день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникших организациях, в бухгалтерский учет реорганизуемой и прекращающей деятельность организации вносятся записи по закрытию счетов учета продаж, прочих доходов и расходов, формируется нераспределенная прибыль или непокрытый убыток (п. 27 Методических указаний). На основании п. п. 28 и 29 Методических указаний все расходы по текущей деятельности реорганизуемой компании, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до внесения в ЕГРЮЛ записи о новых организациях, отражаются в общем порядке. Затраты, связанные с реорганизацией, в отчете о прибылях и убытках организации, понесшей эти расходы, показываются как прочие расходы независимо от их существенности и раскрываются обособленно по отдельной строке (п. 12 Методических указаний). На эту же дату реорганизуемой организацией составляется заключительная бухгалтерская отчетность, которая с учетом положений ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ и п. 9 Методических указаний составляется так же, как и годовая отчетность. В то же время согласно п. 27 Методических указаний при разделении показатели заключительного баланса разделяющейся компании должны быть приведены в разрезе возникающих организаций. Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме слияния При реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков. До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о вновь созданной организации операции, связанные с текущей деятельностью реорганизуемых организаций, а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность. При этом все данные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности (п. п. 15 - 16 Методических указаний). Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме присоединения Заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией, при этом производятся закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации. До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации все операции, связанные с ее текущей деятельностью, а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации. При этом все данные расходы также должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации (п. п. 20, 22 Методических указаний).
Подготовлено на основе материала А.Г. Дьяконова, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса
См. также: • В каком порядке составляется бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации? • Обязателен ли передаточный акт или как можно подтвердить переход прав и обязанностей при реорганизации юридического лица в форме присоединения?