Возможно ли проведение неконкурентных закупок у субъектов малого предпринимательства по Закону N 223-ФЗ?
Заказчик вправе проводить неконкурентные закупки у субъектов малого (среднего) предпринимательства. Неконкурентным способом закупки является закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иные способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке.
Участником закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Закупочная деятельность заказчика регламентируется утвержденным заказчиком положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 1, 2, 3 ст. 2 Закона о закупках).
При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).
Право выбора способа закупки возложено на заказчика, ограничений в выборе способа закупки, кроме соответствия положению о закупке, Законом о закупках не установлено (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу N А41-105174/17).
Заказчик самостоятельно определяет способы неконкурентной закупки, перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-04-08/84391).
Таким образом, закупки у субъектов МСП можно осуществлять любым способом, предусмотренным положением о закупке заказчика.
Существуют три варианта проведения закупок среди субъектов МСП (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1352 (далее - Положение)):
закупки, в которых могут принять участие любые участники в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в том числе и субъекты МСП;
закупки, участниками которых будут только субъекты МСП;
закупки, в которых могут принять участие любые участники, но при этом заказчиком установлено условие о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.
Размер годового объема закупок у субъектов МСП должен составить не менее 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок. При этом 20% из этого объема (в стоимостном выражении) должны составлять закупки, в которых участвовали только субъекты МСП (п. 5 Положения).
Законодательство не ограничивает заказчика в праве проводить неконкурентные закупки у субъектов малого (среднего) предпринимательства. Заказчики, в отношении которых распространяется действие Положения, вправе организовать закупочную деятельность оптимальным образом в целях достижения установленного этим Положением годового объема закупок у субъектов МСП (Письмо Минфина России от 22.11.2021 N 24-04-09/94110).
Требования к форме проведения неконкурентных закупок у субъектов МСП не установлены. Заказчик вправе провести неконкурентную закупку у субъекта МСП не в электронной форме.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках):
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
• путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
• посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, предусмотренных ст. 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках).
Неконкурентная закупка должна проводиться строго по основаниям, предусмотренным положением о закупке, в случаях, когда проведение конкурентной процедуры невозможно.
При способе закупки у единственного поставщика это могут быть ситуации, когда предмет договора настолько специфичен, что конкуренцию обеспечить не получится, либо если закупка производиться с целью удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге и т.д.).
Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у единственного поставщика, и порядок ее проведения заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке, Законом эти вопросы не регламентированы (ст. 3.6 Закона о закупках).
Вместе с тем Верховный Суд РФ указал, что, отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 по делу N А57-6544/2020).
При проведении неконкурентной закупки (вне зависимости от способа ее проведения) в положении надо предусмотреть, в частности (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках):
• порядок и условия применения такого способа закупки;
• порядок подготовки и осуществления закупки;
• порядок заключения и исполнения договора, в том числе срок его заключения по итогам закупки.
Кроме того, информация о проведении неконкурентной закупки должна быть в общем случае включена в план закупок, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (ч. 5.1 ст. 3 Закона о закупках).
Помимо способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на практике неконкурентные закупки могут осуществляться и другими способами, например путем проведения котировочных сессий (п. 8.3 Типового положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц, утв. Приказом Департамента городского имущества г. Москвы, Тендерного комитета г. Москвы, Главконтроля г. Москвы от 17.09.2018 N 248/70-23-139/8/77).
Подготовлено на основе материала
Л.В. Поповой
ООО "Управляющая компания "КВС"