Скачать

Вопрос: Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Армению?


Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Армению?


При экспорте товаров в Армению (ЕАЭС) отсутствует необходимость декларировать вывозимые товары и уплачивать в отношении их вывозные таможенные пошлины. Меры нетарифного регулирования также не применяются.
Российской организации - экспортеру необходимо представить статистическую форму учета перемещения товаров в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе признается экспортом товаров, что относится к внешнеторговой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), которая, в свою очередь, в части валютного законодательства регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются членами ЕАЭС. В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 ТК ЕАЭС).
В связи с этим при экспорте товаров из России в Армению не осуществляется декларирование вывозимых товаров и, как следствие, не производится уплата вывозных таможенных пошлин, а также не применяются меры нетарифного регулирования (ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор), ст. 5 ТК ЕАЭС).
В то же время в целях подтверждения совершения сделки с товарами и определения ответственности сторон должен быть заключен внешнеторговый контракт, в котором подлежат отражению условия о поставляемом товаре, цена и количество поставляемого товара, обязанности и сроки их исполнения сторонами по договору, момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю и другие условия.
Кроме того, наличие внешнеторгового контракта при экспорте товаров также обязательно для целей налогообложения и для постановки его при необходимости на учет в уполномоченном банке, так как нормы о валютном контроле действуют при экспорте товаров в Армению.

Учет экспортного контракта в банке
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Резиденты обязаны осуществить постановку экспортных контрактов, по которым сумма обязательств эквивалентна 6 млн руб. и более, на учет в уполномоченных банках (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции N 181-И).
Срок постановки на учет внешнеторгового контракта установлен в п. 5.7 Инструкции N 181-И и зависит от того, какое обязательство исполняется по контракту, и от способа его исполнения. Например, при вывозе товаров, не требующих таможенного декларирования, - не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором оформлены документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту способом, отличным от расчетов (пп. 5.7.6 п. 5.7 Инструкции N 181-И). Это документы, указанные в пп. 8.1.2 п. 8.1 Инструкции N 181-И, например, товарно-транспортные документы.
Таким образом, несмотря на отсутствие необходимости таможенного декларирования перемещения товаров между Россией и Арменией, таможенная территория которых является единой, обязанность организации-резидента по постановке на учет экспортного контракта в уполномоченном банке, связанная с проведением валютных операций, не отменяется, поскольку Инструкция N 181-И определяет порядок осуществления контроля за проведением валютных операций в Российской Федерации, а не таможенного контроля.

Применение косвенных налогов
Взимание НДС во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения (ст. 72 Договора), предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
В связи с этим при экспорте товаров с территории РФ на территорию Республики Армения применяются нулевая ставка по НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (пп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору (далее - Протокол)).
Следует отметить, что нулевую ставку по НДС нужно применять в отношении экспортных операций и когда осуществляется вывоз товаров, которые освобождены от НДС в РФ (Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-07-11/58589, п. 3 Протокола, п. 1 ст. 7 НК РФ).
При этом отказ от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС невозможен, поскольку правила п. 7 ст. 164 НК РФ на эти операции не распространяются, а положениями Протокола не предусмотрена такая возможность (Письмо Минфина России от 09.01.2019 N 03-07-13/1/24).
С полученной в счет экспортной поставки товаров предоплаты НДС не подлежит исчислению, поскольку Договором и Протоколом не предусмотрено требование об исчислении НДС с предоплаты при экспорте, а согласно нормам гл. 21 НК РФ в налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС при экспорте в Армению
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии), предусмотренные п. 4 указанного Протокола:
• договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
• заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, приведенной в Приложении 1 к Протоколу от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов";
• транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.
Транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором.
Однако по требованию налогового органа транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы должны быть представлены налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения такого требования. В случае непредставления истребованных транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов ставка 0% считается неподтвержденной (п. 1.3 ст. 165 НК РФ).
Указанное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российскому экспортеру представляет налогоплательщик государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, с отметками его налогового органа.
Вместо заявления (заявлений) экспортер вправе представить их перечень (пп. 3 п. 4 Протокола). Форма перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, Порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@.
В указанном пакете документов для подтверждения российским налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки 0% при экспорте товаров с территории РФ на территорию государств - членов ЕАЭС не требуется представлять в налоговые органы выписку банка или иные документы, подтверждающие оплату товаров (Письмо Минфина России от 13.11.2018 N 03-07-13/1/81506), а также таможенную декларацию или ее копии (Письмо ФНС России от 27.04.2017 N СД-4-3/8126@).

Счет-фактура при экспорте в Армению
Экспортер выставляет покупателю счет-фактуру в общеустановленном порядке, если выставление счета-фактуры предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС (пп. 4 п. 20 Протокола). Действующими нормами НК РФ исключений в отношении составления счетов-фактур для экспортных товаров, облагаемых по нулевой ставке НДС, не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-07-11/58589).
При этом если согласно общему порядку налогоплательщик не выставляет счет-фактуру в отношении операций, не подлежащих налогообложению на основании ст. 149 НК РФ, то экспортер в страны ЕАЭС, в том числе в Армению, обязан составить счет-фактуру при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Российская организация при экспорте товаров в страны ЕАЭС, в том числе Армению, вправе оформить вместо счета-фактуры и товарной накладной универсальный передаточный документ (далее - УПД) со статусом "1", утвержденный ее учетной политикой (Письмо ФНС России от 06.07.2016 N ЕД-4-15/12070). В то же время экспортеры товаров в страны ЕАЭС, в том числе Армению, вправе применять предложенную Письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ форму как замену счета-фактуры (Письмо ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2172).
Следует учесть, что счет-фактура имеет реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Указанный реквизит содержится в строке 5а счета-фактуры (пп. "з(1)" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Таким образом, в случае использования формы УПД со статусом "1" налогоплательщику следует дополнить указанную форму строкой 5а счета-фактуры (Письмо ФНС России от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368).

Представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из РФ на территорию государства - члена ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имело на момент отгрузки товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (ч. 2 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - Закон N 289-ФЗ), Приказ ФТС России от 03.06.2019 N 901, Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 891).
Статистическая форма учета перемещения товаров не представляется, в частности, в отношении товаров, не подлежащих учету в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, утверждаемой Евразийской экономической комиссией, товаров, подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации, товаров, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, а также отдельных категорий товаров, определяемых Правительством РФ (ч. 2.1 ст. 278 Закона N 289-ФЗ).
Статистическая форма может быть представлена только заявителем (Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 27-01-23/76454).

Обратите внимание! За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена административная ответственность по ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (п. 6 Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила)).
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (п. 8 Правил).
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев нахождения товаров, временно ввезенных в РФ на срок менее 1 года, в РФ в течение 1 года и более (п. п. 7, 9 Правил).
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (п. 10 Правил).

Подготовлено на основе материала
А.Г. Дьяконова,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса



! См. также:
• Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Белоруссию?
• Каковы особенности оформления экспорта товаров в Казахстан?



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!