Скачать

Вопрос: Как организации отразить в учете расходы на спонсорскую помощь взамен услуг по рекламе?


Как организации отразить в учете расходы на спонсорскую помощь взамен услуг по рекламе?


Расходы на спонсорскую помощь отражаются в бухгалтерском учете на дату подписания акта сдачи-приемки рекламных услуг. В налоговом учете расходы на спонсорскую помощь относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и могут подлежать нормированию.
Спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. п. 9, 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Спонсорская помощь может быть как связана, так и не связана с предоставлением спонсору услуг (то есть является благотворительностью).

Налоговый учет
К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы на рекламу, осуществленные посредством спонсорской помощи (спонсорского вклада), учитываются в целях налога на прибыль в полном объеме, если они связаны (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.12.2018 N 03-03-06/1/91717):
• с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачи по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
• с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
• с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.
Расходы налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Следовательно, расходы, в частности на размещение логотипа спонсора на одежде участников спонсируемого мероприятия, при расчете налога на прибыль подлежат нормированию.
Документами, подтверждающими расходы на спонсорскую помощь, могут являться договор об оказании спонсорской помощи, акты сдачи-приемки рекламных услуг и др.
Расходы на спонсорскую помощь учитываются в целях налога на прибыль с учетом налоговой политики на дату расчетов, дату предъявления спонсору-налогоплательщику документов либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Бухгалтерский учет
Спонсорская помощь, являющаяся платой за рекламу, отражается как расходы, связанные с обычной деятельностью (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В бухгалтерском учете выплату спонсорской помощи спонсор отражает по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") в корреспонденции со счетом 50 "Касса" (51 "Расчетные счета") (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
После того как стороны подпишут акт приемки-передачи рекламных услуг, расходы спонсора отражаются по кредиту счета 60 (76) в корреспонденции с дебетом счета 44 "Расходы на продажу".
Если условием предоставления спонсорской помощи является оказание спонсору рекламных услуг, подлежащих нормированию в целях налога на прибыль, то при превышении нормативного размера расходов на спонсорскую помощь в бухгалтерском учете возникает отложенный налоговый актив в размере суммы расходов, превышающий 1% от выручки, умноженный на ставку налога (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (далее - ПБУ 18/02)).
Формирование отложенного налогового актива отражается по дебету счета 09 в корреспонденции с кредитом счета 68.
При увеличении суммы выручки спонсора сумма расхода в виде спонсорской помощи, которую можно признать для целей налогообложения, также будет увеличиваться. В результате сумма отложенного налогового актива будет корректироваться (погашаться) по кредиту счета 09 и дебету счета 68.
По окончании налогового периода, в котором спонсором была оказана помощь, сумма нормируемых расходов на рекламу, оказанных в связи с предоставлением спонсорской помощи, превышающая 1% выручки, для целей налога на прибыль не учитывается, в связи с чем в учете спонсора формируется постоянный налоговый расход, который отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 68 (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

И.О. Горчилин
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению



 Скачать
Вопросы по договорам 2022:
Литература:
Copyright 2009 - 2022 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!