Как устанавливаются максимальная и минимальная розничная и закупочная цены на алкогольную продукцию?
Законодательством РФ регулируются только минимальные розничные и закупочные цены на алкогольную продукцию. Максимальные розничные и закупочные цены не установлены.
Закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных Минфином России (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ), п. 1 Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 12).
Следует отметить, что соответствующие минимальные цены устанавливаются в отдельности на каждый вид алкогольной продукции. В то же время п. 85 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) определен перечень товаров (далее - перечень), в отношении которых разрешается внутригосударственное регулирование цен. К таким товарам, в частности, относятся водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, в связи с чем вопросы установления в том числе минимальных цен в отношении определенных видов алкогольной продукции регулируются национальным законодательством.
Вместе с тем к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится регулирование цен на этиловый спирт (за исключением биоэтанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (ст. 5 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239) определены виды товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, применяемые всеми предприятиями и организациями в целях недопущения неконтролируемого и необоснованного роста тарифов естественных монополий, а также отдельных групп товаров, имеющих стратегическое значение. К указанным товарам относятся в том числе вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации.
Таким образом, Постановление N 239 ограничивает возможность установления минимальных цен на иную алкогольную продукцию, в том числе на винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта (см. Письмо Минфина России от 07.05.2019 N 03-14-15/33112).
Вместе с тем положения указанного Постановления N 239, по нашему мнению, позволяют сделать вывод о том, что минимальные цены подлежат установлению применительно к такому виду продукции, как игристое вино (шампанское).
Так, закупочная минимальная цена за 0,75 литра готовой продукции (шампанского) у производителя составляет 118 руб., у иного лица - 137 руб. При этом минимальная цена реализации шампанского - 169 руб. за 0,75 литра готовой продукции (п. 1 Приказа Минфина России от 07.10.2020 N 232н (далее - Приказ N 232н)).
Минимальная закупочная и розничная цены игристого вина (шампанского), разлитого в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально ценам, указанным в пп. "а" - "в" п. 1 Приказа N 232н (п. 2 Приказа N 232н).
По нашему мнению, ввиду того, что в данной редакции Постановление N 239 действует с 07.02.2015, изменения в части указания вина игристого (шампанского) внесены на основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 N 63 (то есть уже после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе), указанное свидетельствует о возможности установления в национальном законодательстве норм о минимальных ценах на вино игристое (шампанское).
Минимальная закупочная цена (за исключением импорта) на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью 28% и выше - от 158 до 352 руб. (в зависимости от вида продукции) за 0,5 литра готовой продукции у изготовителя, у иного лица - от 165 до 370 руб. При этом минимальная цена реализации - от 191 до 446 руб. за 0,5 литра готовой продукции (п. 1 Приказа Минфина России от 07.10.2020 N 235н (далее - Приказ N 235н), Приложение к Приказу N 235н).
Минимальные закупочная и розничная цены алкогольной продукции крепостью свыше 28%, разлитой в потребительскую тару иной чем 0,5 литра емкостью, рассчитываются пропорционально ценам, установленным пп. "а" - "е" п. 1 указанного Приказа, за исключением водки, разлитой в потребительскую тару объемом свыше 0,375 до 0,5 литра, цена которой равна цене водки, разлитой в потребительскую тару емкостью 0,5 литра (п. 2 Приказа N 235н).
Применительно к таким видам алкогольной продукции, как пиво и пивные напитки, следует отметить, что ввиду сформулированной и высказанной позиции относительно того, что пиво и пивные напитки в вышеуказанном Перечне не поименованы, минимальные цены на такую продукцию не могут быть установлены (см. Письмо Минфина России от 03.03.2020 N 03-14-15/15470).
Следует также отметить, что занижение минимальных цен на алкогольную продукцию влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (Информационное сообщение Росалкогольрегулирования).
Необходимо отметить, что из ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) следует, что Правительству РФ поручено отменить до января 2021 г. множество актов с обязательными требованиями, соблюдение которых оценивают при госконтроле или надзоре. Неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 г., разрешили не соблюдать с 2021 г. Следовательно, за несоблюдение положений указанных неотмененных актов виновное лицо не подлежит административной ответственности.
Вместе с тем, как отмечалось выше, минимальные цены на алкогольную продукцию в настоящее время регулируются положениями законодательства, вступившими в силу с 1 января 2021 г. (Приказы Минфина России N N 232н, 235н), при этом ранее регулирующие указанные отношения нормативные акты (Приказы Минфина России от 27.04.2016 N 55н, от 11.12.2019 N 225н) утратили силу в связи с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2020 N 841, которое было принято во исполнение ст. 15 Закона N 247-ФЗ, в связи с чем в настоящее время установлена ответственность за несоблюдение положений именно новых нормативных правовых актов.
Таким образом, законодательно урегулирован вопрос относительно обязанности соблюдения требований применительно к минимальным розничным и закупочным ценам на алкогольную продукцию, а также установлена административная ответственность за несоблюдение указанных минимальных цен.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ, отнесено к компетенции Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
Кроме того, поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, являются основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 2 п. 3.2 ст. 20 Закона N 171-ФЗ).
Максимальная цена на алкогольную продукцию законодательно не установлена.
А.Ю. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса