2.2. Основания и порядок заключения служебного контракта
с государственным гражданским служащим
Заключение контракта с государственным гражданским служащим рассматривается учеными в качестве одного из элементов в сложном юридическом составе поступления на службу, как конечный этап данной процедуры <1>.
--------------------------------
<1> Казанцева О.Л., Меженина О.В. Особенности заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации // Известия Алтайского государственного университета. 2017. N 3(94). С. 58.
Служебный контракт подлежит заключению на основании акта соответствующего государственного органа о назначении гражданина на должность. Таким актом выступает, как правило, распоряжение или приказ, издаваемый представителем нанимателя, а при поступлении на службу по конкурсу - решение конкурсной комиссии.
Административный акт о назначении на должность - единственно возможное правовое основание для заключения с гражданином служебного контракта. В отличие от правил, установленных ТК РФ, фактическое допущение к служебным обязанностям не служит основанием для того, чтобы считать контракт заключенным. Административный акт выступает основанием для возникновения у гражданина статуса государственного служащего, с вытекающими из этого полномочиями. Таким образом, для оформления служебных отношений требуется как издание соответствующего административного акта, так и подписание служебного контракта.
С материально-правовой позиции заключение контракта нужно отличать от поступления на службу.
Само по себе поступление на гражданскую службу предполагает сложный юридический состав, в результате чего возникают служебные правоотношения. Данный состав включает элементы, также имеющие сложные юридические составы, а именно:
1) реализацию определенного способа поступления на службу в государственный орган (представление к назначению, прохождение по конкурсу);
2) издание соответствующего акта о назначении на должность;
3) подписание служебного контракта <1>.
--------------------------------
<1> Беспалова Ю.А. Совершенствование порядка заключения, расторжения служебного контракта государственного служащего // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 1. N 1. С. 59.
Непосредственно процесс заключения служебного контракта в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ также делится на несколько стадий. На первоначальном этапе гражданин подает документы согласно установленному перечню. После этого происходит предоставление гражданину текста служебного контракта, ознакомление его с должностным регламентом работы, с правилами служебного распорядка. После соблюдения необходимых формальностей стороны подписывают служебный контракт, который вступает в силу с даты подписания.
Служебный контракт заключается в следующих случаях:
- во-первых, при поступлении на гражданскую службу впервые или после увольнения с нее;
- во-вторых, в случае перевода служащего на другую должность в составе того же государственного органа или при переводе в другой орган.
Данное разделение позволяет классифицировать служебные контракты на первичные и новые. Так, с поступающим на службу заключают первичный служебный контракт, тогда как со служащим в порядке перевода, при замещении новой должности заключается новый контракт <1>.
--------------------------------
<1> Зайцева Г.В. Служебный контракт в свете меняющегося законодательства // Бизнес-адвокат. 2005. N 15.
Право на равный доступ к службе в государственных органах закреплено в Федеральном законе о государственной гражданской службе. Закон устанавливает, что все граждане, которые отвечают квалификационным требованиям для замещения государственных должностей, имеют право на равный к ней доступ и одинаковые условия прохождения службы, независимо от расы, национальности, пола, происхождения, должностного или имущественного положения, от места жительства, от отношения к религии и иных обстоятельств, не имеющих отношения к деловым профессиональным качествам претендента.
Но для практической реализации принципа равенства в доступе к гражданской службе необходимы механизмы, позволяющие формировать кадровый состав службы на базе конкурса. Поэтому конкурс выступает главным способом замещения государственных должностей. Именно он дает возможность выбрать наиболее достойных, квалифицированных кандидатов из общего числа претендующих на должность. Конкурс является наиболее демократическим способом пополнения аппарата государственной службы новыми кадрами, который препятствует превращению государственной службы в закрытую для граждан своей страны систему.
Конкурсный порядок предусматривался еще Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ <1>, а в дальнейшем был закреплен Федеральной программой, утвержденной в 2002 г. <2> Программа предусматривала конкретизированные требования к гражданским служащим. Но на практике конкурс мало применялся вплоть до проведения реформы государственной службы и принятия Федерального закона N 79-ФЗ. Во многом это было обусловлено тем, что для организации и проведения конкурса требуются ресурсы и время и при отсутствии какой-либо ответственности за непроведение конкурса руководители государственных органов предпочитали обходиться без него.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
<2> Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4664.
Между тем согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения могут возникать также из сложного юридического состава, в том числе в результате избрания по конкурсу.
Вопросами конкурса как основания трудовых отношений занимался ряд специалистов по трудовому праву. Так, Ю.Н. Полетаев предложил следующее определение: избрание по конкурсу есть организационно-правовая процедура, предшествующая заключению договора, которая предусматривает порядок оценки претендента на его соответствие требуемым профессиональным и прочим качествам кандидата на вакантную должность <1>.
--------------------------------
<1> Полетаев Ю.Н. Правовые последствия неизбрания на должность // Справочник кадровика. 2007. N 12. С. 31.
Независимо от того, урегулирован ли порядок организации конкурса законодательным актом, он основывается на общих нормах трудового законодательства, как и любой иной способ кадрового комплектования: на свободе труда, на запрете какой-либо дискриминации, на равенстве возможностей и доступа к труду.
Конкурсный порядок замещения вакантных должностей в государственных органах урегулирован, помимо Федерального закона N 79-ФЗ, Указом Президента РФ N 112 <1>. По конкурсу замещаются старшие, главные и высшие должности федеральной гражданской службы. Как указано в ст. 22 Федерального закона N 79-ФЗ, поступление на службу по общему правилу производится по результатам конкурса. При этом в ч. 2 и 3 ст. 22 указаны исключения из общего правила. Так, конкурс не подлежит проведению в ряде случаев:
- при назначении на определенный срок на должности категорий "руководители", а также "помощники (советники)";
- при назначении на должности категории "руководители", если назначение на них осуществляется Президентом или федеральным Правительством;
- при заключении срочного контракта;
- при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве;
- в некоторых иных случаях.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 439.
Заметим, что вызывает вопросы отсутствие необходимости проведения конкурса на должность при заключении срочного контракта. Так, не вполне ясна связь конкурсного порядка замещения должностей со сроком заключения контракта. Данное ограничение представляется неоправданным, так как конкурс призван обеспечить равный доступ к гражданской службе, при этом не столь важно, на какой срок.
Конкурс может не проводиться, если назначение происходит на отдельные должности, служебные обязанности которых связаны с применением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких должностей специально утверждается нормативным актом. Также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя конкурс может не проводиться при замещении младших должностей.
Еще одним исключением Федеральный закон N 79-ФЗ называет назначение гражданина, который состоит в кадровом резерве. В соответствии со ст. 64 данного акта, учитывая поступившие заявления для замещения должностей гражданской службы, формируются следующие виды кадровых резервов:
- федеральный;
- федерального государственного органа;
- субъекта Федерации;
- органа субъекта Федерации.
Кадровые резервы формируют на конкурсной основе.
При таком механизме формирования указанных резервов в общем-то должна отсутствовать необходимость повторного проведения процедуры конкурса. Должность замещается гражданином или служащим, состоящим в резерве. И только при отказе от предложенной должности того лица, которое состоит в резерве, она замещается по результатам проводимого конкурса.
В ситуациях, когда на замещение какой-либо должности в резерве стоят несколько граждан и (или) служащих, вопрос выбора кандидатуры решается следующим образом. Решение может принять представитель нанимателя единоличным решением, или же может быть назначен конкурс среди стоящих в резерве лиц. Представляется, что последний вариант наиболее соответствует принципу равного доступа к гражданской службе.
Указывают также еще на одну проблему в правовом регулировании конкурсной процедуры. Что касается назначения на определенную должность, то закон не предусмотрел какого-либо единого порядка для граждан, которые уже находятся на государственной службе и занесены в резерв на выдвижение, и для тех, кто только желает на нее поступить. После принятия Федерального закона N 79-ФЗ ситуация несколько улучшилась: теперь кадровый резерв стал формироваться на основе конкурса. Но положения ст. 64 указанного акта, указывая цели формирования резерва, называют замещение должностей в порядке должностного роста служащих. В результате встает вопрос о том, могут ли впервые поступающие на гражданскую службу граждане принять участие в процедуре конкурса на включение в резерв? По этому вопросу имеются различные точки зрения. Согласно одной из них такая норма закона фактически не допускает к государственным должностям граждан, еще не поступившим на службу, поскольку те не могут участвовать в конкурсной процедуре на замещение должности, а также не могут встать в кадровый резерв. С такой позиции система подбора государственных кадров вступала бы в противоречие с нормами международного права, установившими принцип равного доступа к труду <1>.
--------------------------------
<1> Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 8 - 10.
В это же время Федеральный закон N 79-ФЗ включает общее указание на то, что кадровый резерв должен формироваться на конкурсной основе по норме ст. 22 данного акта. В соответствии с ч. 1 ст. 64 кадровый резерв формируют на основе конкурса и с учетом всех поступивших от служащих и граждан заявлений. Иными словами, законодатель не исключает участия в данном конкурсе на включение в резерв также и граждан, только желающих поступить на гражданскую службу.
Можно предложить решить данный вопрос путем разработки специального Положения о кадровом резерве. С учетом того что конкурс при поступлении на службу введен с целью обеспечить одинаковый доступ к ней всех граждан, нужно предусмотреть в Положении открытый конкурс на зачисление кандидатов в кадровый резерв (речь идет не только о действительных служащих, но и о желающих поступить на службу).
В пп. 4 п. 2 ст. 60 Федерального закона N 79-ФЗ создание и эффективное использование резерва, созданного на основе конкурса, указаны как приоритетное направление при формировании кадрового состава. Но положения указанного акта имеют некоторые противоречия. Так, пп. 2 п. 15 ст. 48 Федерального закона предусматривается включение служащих в резерв по результатам их аттестации, хотя это не установлено ст. 64. В 2017 г. во исполнение положений Федерального закона N 79-ФЗ Президентом РФ был подписан Указ N 96 <1>, которым утверждено соответствующее Положение и определены порядок и условия формирования кадрового резерва.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 1 марта 2017 г. N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа" // СЗ РФ. 2017. N 10. Ст. 1473.
Федеральный закон N 79-ФЗ указывает на ряд ограничений в отношении круга лиц, претендующих на государственные должности. Например, не должны быть допущены к государственной службе лица, которые не могут быть приняты на службу в государственные органы (ст. 16), а также граждане моложе восемнадцати лет и лица, не имеющие российского гражданства. Претендующие на государственные должности должны владеть государственным языком и соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям.
При нарушении какого-либо из указанных требований результаты конкурса могут быть признаны судом незаконными по заявлению заинтересованной стороны. Например, рассматривая дело о соответствии результатов конкурса требованиям закона, суд указал, что назначенный на должность глава администрации поселения не соответствует предъявляемым законодательствам требованиям к лицам, которые могут замещать данную должность, так как на дату назначения кандидат не имел необходимого стажа работы по специальности, а также стажа государственной службы <1>.
--------------------------------
<1> Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 апреля 2016 г. по делу N 2-500/2016 // http://sudact.ru/regular/doc/EHnx50vQAexp/ (дата обращения: 11 сентября 2018 г.).
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона N 79-ФЗ при заключении служебного контракта гражданин должен представить следующие документы представителю нанимателя:
а) заявление о замещении соответствующей должности государственной службы;
б) самостоятельно заполненную анкету с подписью - по форме, установленной Правительством РФ <1>;
в) паспорт гражданина;
г) трудовую книжку;
д) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования кандидата;
е) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
ж) документы воинского учета (актуально для военнообязанных и подлежащих призыву);
з) документ, подтверждающий получение образования и квалификацию кандидата;
и) сведения о доходах, имуществе, а также имущественных обязательствах гражданина;
к) сведения об адресах сайтов и страниц на сайтах в сети Интернет, где соискатель размещал информацию в общем доступе.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р "Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ" // СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2192.
В отдельных специально оговоренных федеральными законодательными актами случаях может быть предусмотрено представление дополнительных документов.
Вся предоставляемая гражданином информация проверяется специалистами кадровой службы.
При заполнении анкеты при поступлении на гражданскую службу следует быть очень внимательным, так как неточное ее заполнение может привести к последующему прекращению служебных отношений по основанию представления гражданином заведомо ложной информации или подложных документов.
Так, при рассмотрении дела N 5-АПГ14-17 об увольнении гражданина с государственной службы Верховный Суд РФ оставил без изменения жалобу истца, который был уволен с государственной службы за то, что, заполняя анкету для заключения служебного контракта, не указал в ней на наличие гражданства другой страны. Верховный Суд РФ пояснил: "Суд верно посчитал, что, поступая на службу и представляя сведения о себе, истец знал о наличии у него второго гражданства и имел возможность указать в анкете всю правдивую информацию о себе. В этой связи, ввиду допущенного истцом нарушения закона, у Минэнерго было основание расторгнуть с ним контракт" <1>.
--------------------------------
<1> Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими: утвержден Президиумом ВС РФ от 22 июня 2016 г. // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71329668/ (дата обращения: 23 октября 2018 г.).
Помимо обязательности анкеты поступление на гражданскую службу отличается от заключения трудового договора тем, что гражданин обязан представить информацию о том, на каких сайтах или страницах в сети Интернет он размещал общедоступную информацию, - сведения представляются претендентами за период три года перед поступлением на службу.
По аналогии с трудовым договором при заключении служебного контракта гражданина следует ознакомить с распорядком государственного органа. Служебный контракт также заключается в письменном виде и подписывается в двух экземплярах сторонами. В отличие от трудового договора, для служебного контракта установлена его примерная форма <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 629.
В служебном контракте указывают полное имя служащего, реквизиты его паспорта, адрес и телефонный номер, наименование государственного органа. Служебный контракт содержит в себе две группы условий: существенные и дополнительные. Существенными условиями служебного контракта являются:
а) наименование государственной должности и подразделения государственного органа;
б) дата, с которой начинается исполнение служебных обязанностей;
в) права и служебные обязанности служащего, его должностной регламент;
г) условия и виды медицинского и иного страхования;
д) права и обязанности по контракту представителя нанимателя;
е) условия службы, льготы и компенсации за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;
ж) режим работы и отдыха служащего;
з) условия оплаты труда (в том числе указываются надбавки и иные выплаты);
и) условия социального страхования;
к) нахождение замещаемой должности в перечне должностей гражданской службы.
При отсутствии в тексте служебного контракта хотя бы одного из перечисленных условий он может быть признан недействительным.
Так, среди существенных условий служебного контракта названы условия оплаты труда служащего, которая включает оклад, надбавки и прочие выплаты. Должностной оклад и ежемесячное поощрение государственных служащих установлены Указом Президента РФ <1> и определяются соответственно замещаемым должностям. Указом установлены и размеры окладов за классный чин федеральных служащих, доплат за особые условия службы.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3459.
При заключении служебного контракта обязательно указывают срок его действия. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ существуют два вида служебных контрактов: на неопределенный срок и срочный.
Служебный контракт, который заключен на неопределенный срок, действует до достижения гражданином предельного возраста нахождения на гражданской службе (ст. 39 указанного Федерального закона). Предельный возраст установлен на пороге 65 лет. В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона достигшему предельного возраста пребывания на службе гражданину такой срок может быть продлен (не выше чем до 70 лет), но только представителем нанимателя и при согласии самого служащего.
Срочный договор со служащими заключают, когда связанные с гражданской службой отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, учитывая категорию должности или условия прохождения службы. В тексте срочного служебного контракта необходимо указать срок его действия, который может составлять от 1 года до 5 лет (п. 2 ст. 25 указанного Федерального закона). Он может заключаться:
1) на время, необходимое для выполнения конкретного задания;
2) на период замещения отсутствующего сотрудника, за которым сохранена его должность;
3) замещения должности категории "руководители" или "помощники (советники)";
4) замещения должности в органе, образованном на определенный срок;
5) замещения должности в порядке ротации и в ряде иных предусмотренных законом случаях.
Основания для заключения срочного служебного контракта делятся на группы: определенная категория замещаемой должности и условия прохождения службы.
В служебном контракте могут быть предусмотрены следующие дополнительные условия:
- об испытании служащего;
- о неразглашении сведений, которые составляют государственную тайну, а также о неразглашении служебной информации;
- о необходимости проходить службу после обучения не менее срока, установленного договором на обучение, если оно осуществлялось за счет бюджетных средств;
- о показателях результативности деятельности служащего и обусловленных ими условиях оплаты труда;
- а также прочие условия.
В любом случае такие условия не должны ухудшать положение служащего в сравнении с установленным законодательством положением.
Часто дополнительные условия оговариваются в приложениях к основному тексту служебного контракта (например, об испытательном сроке, о предоставлении жилья, о возмещении расходов служащего по использованию в служебных целях личного транспорта и др.).
Согласно норме ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ в акте о назначении на должность, равно как и в тексте служебного контракта, может быть предусмотрена такая мера, как испытание служащего с целью проверки соответствия его данной должности гражданской службы. Срок такого испытания может быть установлен продолжительностью от 3 месяцев до года.
Для замещения должности в порядке перевода служащего из другого органа может быть установлен срок испытания от 3 до 6 месяцев. Заметим, что ТК РФ не содержит указания на право работодателя устанавливать работнику испытание в случае перевода его с одной должности на другую у того же работодателя. В этом состоит одно из отличий поступления на гражданскую службу от поступления на работу по нормам ТК РФ.
Как указано в ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ, в акте о назначении на должность и в тексте служебного контракта стороны могут предусмотреть испытание с целью проверки соответствия гражданина замещаемой должности на указанный выше срок, если иной срок не установлен законом для отдельных случаев. Важно, что на время испытания на служащего распространяются все положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданской службы.
Если в акте о назначении работника на должность и в служебном контракте не указано условие об испытании, это означает, что служащий принят на гражданскую службу без испытания.
В соответствии с той же ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ испытание не устанавливается для следующих категорий служащих:
- для лиц, получивших по программе подготовки специалистов среднего звена среднее профессиональное образование, а также получивших высшее образование в соответствии с положениями договора о целевом обучении с обязательством впоследствии прохождения гражданской службы и поступающих на нее впервые;
- для служащих, назначенных согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ на должность в порядке перевода в связи с сокращением или с упразднением государственного органа;
- для других граждан и служащих, для которых законом предусмотрены соответствующие гарантии по сохранению места работы.
После окончания срока испытания, если у служащего отсутствует классный чин, проводится квалификационный экзамен, в результате которого служащему присваивают классный чин согласно ст. 11 Федерального закона N 79-ФЗ. Этот экзамен проводится при удовлетворительном результате прохождения испытуемым испытательного срока. В ходе экзамена заполняется экзаменационный лист, где отражается оценка знаний, умений, навыков экзаменуемого.
Периоды временной нетрудоспособности служащего, а также иные периоды фактического невыполнения обязанностей на службе в срок испытания не засчитываются.
В случае неудовлетворительного результата по итогам испытания представитель нанимателя вправе до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт, предупредив об этом служащего в письменном виде не позднее чем за 3 дня, указав в нем причины, которые явились основанием для признания служащего не выдержавшим испытание.
Если до замещения данной должности служащий уже замещал другую должность гражданской службы, ему может быть предложена ранее занимаемая должность. Ранее занимаемая должность может быть предложена, если испытание проводилось в отношении служащего при переводе его на должность другой группы или специализации.
С гражданином, впервые поступившим на службу, при отрицательном результате прохождения испытания служебный контракт должен быть расторгнут.
Нужно отметить, что закон установил не обязанность, а право представителя нанимателя по предоставлению служащему ранее занимаемой должности. По смыслу данной нормы представитель нанимателя вправе и расторгнуть служебный контракт, если посчитает это целесообразным.
Решение представителя нанимателя о расторжении служебного контракта может быть обжаловано в суд.
Представитель нанимателя может расторгнуть служебный контракт со служащим по указанной причине только в течение испытательного срока. Если по окончании такого срока служащий продолжает исполнять служебные обязанности, то он считается выдержавшим испытание и расторгнуть с ним контракт по причине непрохождения испытания нельзя. При этом в срок испытания засчитывается и вышеуказанный трехдневный срок для уведомления о неудовлетворительном результате.
Если в ходе испытания служащий пожелает сам расторгнуть служебный контракт, то он вправе это сделать, предупредив представителя нанимателя об этом за три дня. В данном случае правила расторжения контракта по инициативе служащего сходны с положениями ТК РФ.
Таким образом, служебный контракт - важнейший документ, которым оформляется поступление гражданина на государственную службу <1>. В служебном контракте стороны указывают все его существенные условия, включая свои права и обязанности, срок действия контракта и пр. Процесс заключения служебного контракта на сегодня значительно отличен по фактическому составу от процесса заключения трудового договора.
--------------------------------
<1> Абрамов И.А. Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим // Юридические науки: проблемы и перспективы: Материалы III Международной научной конференции. Казань: Бук, 2015. С. 43.
Как ранее было отмечено, к служебным отношениям неприменима норма трудового закона о фактическом допуске к выполнению трудовых обязанностей. Кроме того, не установлен срок, в течение которого с момента издания приказа о назначении на должность с гражданином должен быть заключен служебный контракт. При этом Федеральный закон N 79-ФЗ не указывает однозначно, что именно с даты издания приказа о назначении на должность начинается государственно-служебное правоотношение. При этом в практике работы государственных органов принято указывать в таком приказе конкретную дату, с которой лицо приступает к своим обязанностям.
В этой связи целесообразно на законодательном уровне установить срок заключения служебного контракта с лицом, поступающим на гражданскую службу. По аналогии с положениями ст. 68 ТК РФ следует дополнить ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ п. 4.1 следующего содержания: "Служебный контракт должен быть заключен с лицом, поступающим на гражданскую службу, в течение трех дней с даты издания акта государственного органа о назначении его на должность государственной гражданской службы".
При заключении служебного контракта на определенный срок так же, как и при неопределенном сроке контракта, следует проводить конкурсный отбор.
Требуется разработать и утвердить на федеральном уровне нормативный правовой акт, которым предусматривался бы открытый конкурс на зачисление граждан в кадровый резерв не только для действующих служащих, но также для впервые поступающих на гражданскую службу.
Кроме того, следует законодательно установить следующие условия:
1) обязательное проведение отдельного конкурсного отбора, если в кадровом резерве имеется несколько кандидатур на замещение одной должности;
2) введение процедуры тестирования, собеседований, иных форм оценки знаний и навыков кандидатов, если конкурсная комиссия посчитает эти формы необходимыми для проверки соответствия кандидатов вакантной должности;
3) предоставление возможности повторно участвовать в конкурсе кандидатам, которые не были зачислены в резерв.