1.2. Юридическая природа трудового договора
и служебного контракта

Для понимания юридической природы трудового договора важна оценка не только истории его развития, но также существующего законодательного регулирования и правоприменения. Ключевым пунктом является трудовой договор как определение, характеризующее отношения в сфере труда. Понятие трудового договора всегда было в центре внимания теории трудового права.
Первым в теории отечественного трудового права дал определение трудового договора Л.С. Таль, указавший, что им является всякая сделка, при которой одно лицо обещает приложение своего труда к предприятию или хозяйству другого лица, подчиняясь хозяйской власти работодателя в пределах, предусмотренных законом, обычаем или договором <1>.
--------------------------------
<1> Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ч. 1. Общие учения. Ярославль, 1913. С. 2.

Вообще в теории трудового права понятие трудового договора рассматривается в различных аспектах:
1) как основная форма реализации человеком своего права на труд;
2) как основание для возникновения трудовых отношений;
3) как один из главных институтов трудового права.
На основании трудового договора возникают трудовые отношения как разновидность общественных отношений. Нормы трудового законодательства, регулирующие вопросы трудового договора, имеют и некую социальную направленность. Это обусловлено тем, что правовое положение сторон договора изначально неравное. Так, С.П. Басалаева отмечает, что работник часто экономически зависим от своего или потенциального работодателя, что и влечет для него ограниченную свободу договора <1>. Поэтому установление для трудового договора в законодательном порядке расширенного перечня существенных условий, в сравнении, например, с гражданско-правовыми договорами, способствует большей защите интересов более слабой стороны - работника.
--------------------------------
<1> Басалаева С.П. Правовая природа трудового договора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 9.

Трудовой договор, как и трудовое право, которое не является ни частным, ни публичным правом в абсолютном понимании, включает элементы как публичного, так и частного права.
Отмечается, что трудовой договор фактически является универсальным юридическим фактом, который порождает трудовое правоотношение <1>. То есть трудовой договор представляет собой юридический акт регулирования индивидуального правоотношения, развивающегося во времени, возникающего между его сторонами.
--------------------------------
<1> Горохов Б.А. Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России: средства, механизм, источники и особенности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 14.

И.К. Дмитриева отмечает, что в современных социально-экономических условиях трудовой договор выступает юридической формой, максимально предоставляющей работодателю возможность свободного подбора работников с учетом собственных потребностей <1>.
--------------------------------
<1> Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 17.

В настоящее время регулирование трудовых правоотношений основано прежде всего на заключении трудового договора, как это предусмотрено ст. 15, 16, 56 ТК РФ. Как было указано выше, в ранее действовавшем трудовом законодательстве понятия "трудовой договор" и "контракт" не были разграничены, они фактически применялись как синонимичные определения. Иными словами, ранее, до принятия ТК РФ 2001 г., наименование соглашения между работодателем и работником не имело существенного значения и не оказывало влияния на последствия, которые влекло за собой заключение такого соглашения. Но действующий ТК РФ исключил из своего содержания понятие контракта, которое более не подлежит применению в рамках трудового законодательства. Сегодня контракт является основанием для возникновения отношений с государственными служащими, о чем будет сказано далее.
Действующий ТК РФ в ст. 56 определяет трудовой договор как соглашение, заключенное работником и работодателем, согласно которому последний обязуется предоставить работнику обусловленную трудовой функцией работу, а также обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами и трудовым договором, выплачивать ему заработную плату в полном размере и в установленный срок, а работник, в свою очередь, берет на себя обязанность лично выполнять свою трудовую функцию по договору и соблюдать действующие у работодателя правила трудового распорядка.
Таким образом, законодательное определение отражает три составляющих трудового договора: личностную, организационную и имущественную, а также выражает единство частноправового и публичного начала в регулировании правовых отношений между работником и работодателем.
Структура ТК РФ содержит четыре главы, посвященные прямому регулированию условий трудового договора, и предусматривает серьезную детализацию центрального института трудового права.
Однако, помимо регулирования трудового договора в классическом понимании, необходимо более детальное законодательное закрепление и регулирование так называемых нетипичных трудовых отношений. По мнению ряда современных ученых, сегодня рынок требует развития и правовой регламентации гибких трудовых отношений и заимствования подобных правовых конструкций у экономически развитых государств <1>. При этом среди необычных трудовых отношений выделяют, например, работу на дому <2>, работу на условиях неполного рабочего времени <3> и т.д.
--------------------------------
<1> Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве: Монография. М.: Проспект, 2017. С. 330.
<2> Кашлакова А.С. Охрана труда работников при нетипичных формах занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 1. С. 14.
<3> Коркин А.Е. Нетипичные трудовые отношения: заемный труд, телеработа и работа по вызову: правовая природа, зарубежное законодательство и российские перспективы. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 6.

ТК РФ выстроен на концепции единого трудового правоотношения и иных непосредственно с ним связанных правоотношений. Под трудовым отношением законодатель понимает отношение, которое основано на заключенном между работодателем и работником соглашении о личном выполнении последним за плату его трудовой функции при обеспечении работодателем надлежащих условий труда <1>.
--------------------------------
<1> Закалюжная Н.В. Эволюция трудового договора и трудового правоотношения // Вестник Брянского государственного университета. 2013. N 2. С. 136.

Для трудовых правоотношений характерны такие признаки:
- во-первых, это отношения по прямому использованию коллективного труда;
- во-вторых, отношения труда выстраиваются в условиях подчинения работника правилам, действующим в организации, на предприятии;
- в-третьих, трудовую функцию работник выполняет лично (тогда как в гражданских правоотношениях допускается возложение обязанности исполнителя на третье лицо);
- в-четвертых, такие отношения возмездны, при этом работодатель выплачивает заработную плату за затраченный труд и его результаты;
- наконец, они основаны на сочетании принципов равенства сторон и подчинения их требованиям закона, локальных актов, условиям договора.
Стоит отметить, что в ряде современных государств имеется тенденция к включению в состав трудового права и в сферу его действия пограничных с трудовыми отношений (например, отношения возмездного оказания услуг). Высказывается мнение, что новеллы в законодательном регулировании труда говорят о том, что неизбежно появление новых гибридных договоров в сфере труда, которые будут урегулированы нормами разных отраслей права (трудового, гражданского, административного) <1>. Действительно, наемный коллективный зависимый труд в целом характеризует трудовой договор классического типа и не всегда соответствует современным экономическим и социальным требованиям. Вероятно, в ближайшем будущем при глубокой дифференциации труда появятся различные виды трудовых договоров и близких с ними договоров о труде.
--------------------------------
<1> Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. М., 2005. С. 297.

В этой связи можно рекомендовать постепенно разработать и включить в ТК РФ нормы, которые более конкретно регулировали бы труд работников: имеющих неполную занятость, занятых работой вне штата работодателя. Ведь, как показывает общемировая практика и как видно из сегодняшней практики занятости в нашей стране, имеется довольно устойчивая тенденция сдвига от постоянной традиционной занятости в штате организации к временной работе или работе с неполным рабочим временем, к работе вне штата, по договорам о предоставлении персонала, то есть к нетипичным условиям труда.
Также следует еще более детально закрепить права работников, занятых дистанционной работой, работающих по договору о заемном труде и пр.
Понятие о так называемом заемном труде вошло в действующее законодательство с принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ <1>. Однако в хозяйственной деятельности оно известно довольно давно, и отдельные организации и предприятия применяют труд заемного персонала по договору о предоставлении труда работников (как пример можно привести клининговые агентства, предоставляющие свой персонал).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2321.

Однако этот вид договора быстро развивается, и для таких работников следует установить более детальное регулирование их труда и правового статуса, чтобы избежать нарушения их прав, как ранее это было сделано в отношении работающих на дому, у работодателя - физического лица и т.д. Ведь они зависят как от прямого работодателя, так и от субъекта, применяющего их труд, который должен обеспечить им надлежащие условия работы.
Иными словами, складывается ситуация, когда требуется правовое регулирование практически сложившихся институтов трудового договора, хотя ранее доказывалась специфика трудовых отношений, а также их самостоятельность и незыблемость, невозможность смешения их регулирования с регулированием сходных правоотношений.
Что касается служебного контракта, то его сущность и юридическая природа имеют свою специфику.
Служба представляет собой вид деятельности, по ряду черт отличающийся от деятельности трудовой. В зависимости от того, на какой форме собственности базируются органы, организации и учреждения, а также от характера исполняемых функций выделяют государственную гражданскую, военную службу, муниципальную, службу в негосударственных объединениях. Но, говоря о службе по контракту, следует прежде всего рассматривать государственную службу, поскольку это наиболее значимая и широкая сфера применения служебного контракта.
Государственная служба рассматривается и в широком, и в узком смысле. В первом случае под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность граждан по обеспечению полномочий государства, его субъектов, органов власти и лиц, замещающих должности непосредственного исполнения полномочий федеральных органов государства. В узком смысле под государственной службой следует понимать трудовую деятельность служащих, выполнение ими своих служебных обязанностей.
Такой вид деятельности, как государственная служба, характеризуется властным характером и осуществляется государственными служащими. Система государственной службы, должности и общие условия ее прохождения установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ <1>. Государственные служащие имеют особый правовой статус.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Особенности государственной службы обусловили специфические черты служебного контракта. В упомянутом Федеральном законе впервые упоминается контракт: ст. 12 устанавливает, что на государственную службу по контракту могут поступать граждане, которые владеют государственным языком, достигшие возраста, установленного законом для прохождения службы данного вида. Но самого определения служебного контракта статья не содержит.
Положения о служебном контракте были конкретизированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ <1>. Его глава 5 детально описывает содержание, срок действия, порядок и условия его заключения и изменения. Согласно ст. 23 служебным контрактом является соглашение между представителем нанимателя и гражданином, который поступает на службу, или гражданским служащим, о прохождении им службы или о замещении должности гражданской службы.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Как отметил А.В. Гусев, трудовой договор с государственными служащими еще до принятия действующих законов о государственной службе имеет существенные особенности, отличающие его от трудового договора: для его заключения часто требовалось проведение конкурса, а содержание дополнялось специальными условиями <1>. Однако появление непривычного тогда понятия служебного контракта вызвало ряд теоретических вопросов, связанных с определением его правовой природы, а также практических вопросов, касающихся порядка его заключения, изменения и расторжения. В сравнении с трудовым договором, правовая природа и особенности которого очень широко изучены, служебный контракт все еще нуждается в исследовании его юридической природы и особенностей.
--------------------------------
<1> Гусев А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе // Южно-Уральский юридический вестник: научно-практический журнал. 2006. N 6. С. 77.

По словам С.Е. Чаннова, особенность служебных контрактов определяется тем, что они устанавливают прямую связь служащих с государством <1>. Думается, что законодатель, дав соглашению между нанимателем и государственным служащим наименование служебного контракта, стремился отграничить такой контракт от классического трудового договора, так как в контракте фиксируется объем должностных обязанностей и полномочий служащего, что важно с административно-правовой позиции.
--------------------------------
<1> Чаннов С.Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. 2009. N 12. С. 67.

Указанное весьма важно, так как определяет существенность вопроса о правовой природе служебного контракта. Ведь если он является разновидностью трудового договора, то в отношении его должны (пусть с исключениями) применяться общие правила о заключении, изменении и расторжении трудовых договоров. Если же признать служебный контракт разновидностью административного договора или особым видом соглашения, это требует применения особых методов и приемов его законодательного регулирования.
В этой связи ученые придерживаются различных точек зрения на юридическую сущность служебного контракта. Так, ряд ученых отстаивает специфику государственно-служебных правоотношений, которая диктует принципиально другой подход к их законодательному регулированию, который в корне отличается от регулирования трудовых отношений. Данная позиция выражена в работах значительного числа авторов, например А.А. Гришковца <1>, М.В. Преснякова <2> и др.
--------------------------------
<1> Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М.: Дело и Сервис, 2003.
<2> Пресняков М.В. Юридическая природа служебного контракта на государственной службе: проблемы правовой определенности // Трудовое право. 2008. N 9. С. 52 - 57.

Представляя данную точку зрения, авторы указывают на то, что, несмотря на существенное сходство, служебный контракт имеет принципиальные особенности, отличающие его от трудового договора. Так, их объединяет то, что они оба носят личный характер, при их заключении характерна автономия воли обеих сторон. Но вместе с этим есть и существенные отличия служебного контракта.
Во-первых, он содержит описание не трудовой функции, а перечня служебных обязанностей гражданина.
Во-вторых, служебный контракт как документ не является самостоятельным основанием для возникновения соответствующих отношений. Таким основанием выступает акт назначения гражданина на должность, а контракт играет второстепенную роль.
В-третьих, большая часть условий служебного контракта не устанавливается его сторонами в договорном порядке, как это происходит в трудовом договоре, а вытекает из требований нормативных актов. Волеизъявление сторон в таких условиях сильно ограничено.
Таким образом, делается вывод, что назначение служебного контракта состоит не в том, чтобы урегулировать индивидуальные условия службы, а установить факт добровольного волеизъявления сторон о прохождении гражданином государственной службы. Сущность служебного контракта, таким образом, заключается в обеспечении при прохождении службы общих принципов свободы труда, в соблюдении договорного начала, а также в некоторой конкретизации условий прохождения службы.
Различия между служебным контрактом и трудовым договором можно также раскрыть на примере их функций. Так, правоустанавливающая функция при заключении трудового договора состоит в том, что он является основанием для возникновения данного конкретного трудового правоотношения. Служебный контракт, как мы уже отметили, не устанавливает правоотношение, а только фиксирует его.
Регламентирующая функция трудовых договоров состоит в четком установлении конкретных условий труда работника. При заключении служебного контракта едва ли целесообразно включать в него все условия служебной деятельности, которые содержатся в руководящих нормативных актах. Поэтому служебный контракт лишь информирует служащего об основных его правах и обязанностях.
Таким образом, служебный контракт имеет функции фиксирующую и информационную.
Кроме того, трудовой договор при возникновении споров между сторонами служит доказательством определенных договоренностей в суде, так как из других доказательств (например, трудовая книжка, свидетельские показания) невозможно установить наличие между работодателем и работником конкретных договоренностей, например о размере оплаты труда. В противоположность трудовым отношениям со служащими такие ситуации практически не возникают. На государственной службе факт возникновения правоотношений со служащим доказывается прежде всего актом назначения его на должность, а условия службы - штатным расписанием, приказами и прочими распорядительными документами.
Из этого вытекает вывод о том, что сложно однозначно утверждать об отнесении служебного контракта к трудовому договору вследствие невозможности применения договорных отношений на государственной службе. Но и нельзя отрицать тот факт, что служебным контрактом регулируется деятельность по применению труда. Все это свидетельствует об особом месте служебного контракта в системе договоров.
Другая группа ученых считает служебный контракт особой разновидностью трудового договора. Например, Л.А. Чиканова говорит о служебном контракте как о терминологической особенности договора с работником, поступающим на государственную службу <1>. Такой подход объясняется его представителями признанием трудового характера отношений между служащим и нанимателем (государственным органом или учреждением). В таком случае предполагается, что к внутренним отношениям сторон служебного контракта должны применяться нормы трудового права, но с учетом особенностей данного вида деятельности.
--------------------------------
<1> Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной службе. М., 2005. С. 136.

Несколько промежуточную позицию занимает А.В. Гусев <1>, подчеркнувший различия между служебными контрактами и трудовым договором, но вместе с тем признавший их общую социально-юридическую природу. Она, по мнению автора, заключается в том, что и тот и другой в широком смысле являются индивидуально заключенными соглашениями о труде. Трудовой договор и служебный контракт не выступают по отношению друг к другу как целое и часть, а являются составными элементами в сфере регулирования труда, а не в сфере административно-правового регулирования.
--------------------------------
<1> Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 22.

Однако с таким двояким выводом А.В. Гусева сложно согласиться. Нельзя признать служебный контракт одновременно особым соглашением, направленным на регулирование труда, но при этом не являющимся разновидностью трудового договора.
Во многом сходное мнение высказала А.В. Ульянова <1>, указавшая, что различия и характерные черты трудового договора и контракта указывают на различную юридическую природу и подтверждают осуществляемую ими роль: трудового договора в трудовой сфере, а служебного контракта - в сфере государственной службы. Это в силу наличия общих признаков не исключает применения в отдельных случаях трудовых норм в правовом регулировании служебных отношений.
--------------------------------
<1> Ульянова А.В. Служебный контракт и трудовой договор: общие черты и отличия (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 16.

Служебный контракт и трудовой договор выступают в качестве завершающих актов в сложных юридических составах, которые являются основаниями возникновения отдельных видов трудовых правоотношений или же государственно-служебных правоотношений. Но функциональные задачи трудового договора и служебного контракта в возникновении таких правоотношений различны. В абсолютном большинстве случаев трудовой договор выступает самостоятельным основанием возникновения правоотношения. В сложных юридических составах, в которых включен трудовой договор, ими порождаются отдельные виды трудовых отношений. Что же касается служебного контракта, то он занимает строго определенное место в сложном юридическом составе, который влечет возникновение служебных отношений, но никогда не выступает в качестве самостоятельного основания.
По рассмотрении вышеперечисленных доводов представляется верной позиция, указывающая на то, что служебный контракт выступает одной из разновидностей трудового договора. На это прежде всего указывают основные объединяющие признаки, такие как личностный характер соглашений, закрепление в его тексте конкретной трудовой функции, подчиненность правилам трудового распорядка. Все эти признаки трудового договора вполне находят отражение и в служебных контрактах.
Эта точка зрения, выраженная также в работах Е.А. Ершовой <1>, В.В. Кирпатенко и еще целого ряда ученых, характерна для многих теоретиков трудового права.
--------------------------------
<1> Ершова Е.А. Служебный контракт: стороны, понятие, содержание и форма // Трудовое право. 2006. N 1.

А.Я. Петров, анализируя положения принятой в 1978 г. Конвенции МОТ N 151, указывал на то, что Конвенция рассматривает государственных служащих в качестве наемных работников <1>.
--------------------------------
<1> Петров А.Я. Служебный контракт о государственной гражданской службе: понятие, стороны, содержание, форма, заключение и изменения // Вопросы трудового права. 2010. N 4.

Сравнивая служебный контракт и трудовой договор, можно указать на трудоправовую общность указанных видов договоров. Кроме того, имеет место влияние общих трудовых норм на формирование специальных правовых норм, предназначенных для регулирования трудоотношений государственных служащих. Например, это проявляется в вопросах внесения изменений в служебный контракт и его прекращения, где присутствуют общие основания для увольнения, а также идентичное понятие изменения договора и т.д.
Такой подход соотносится с положением ст. 11 ТК РФ, предусмотревшей, что особенности регулирования труда работников разных категорий могут устанавливаться ТК РФ и другими федеральными законами. Таким образом, государственная служба есть осознанная добровольная деятельность гражданина, его труд. Поэтому труд, хотя и опосредующий выполнение государственных функций, тем не менее является видом трудовой деятельности, которая требует как общей, так и специальной правовой регламентации.
Действительно, в ст. 2 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" <1> занятыми в числе прочих признаются граждане, утвержденные или назначенные на должность. А положения ст. 16 ТК РФ среди оснований возникновения трудовых отношений прямо указывают на избрание на должность, а также назначение на должность, на избрание по конкурсу.
--------------------------------
<1> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов РСФСР. 1992. N 1. С. 4 - 18.

Общие признаки служебного контракта и трудового договора можно проследить в их связи со сферой труда. В частности, и служебный контракт, и трудовой договор выступают в сфере трудовых отношений, имеют личный характер, их значение состоит в регулировании трудовой деятельности, при этом присутствует автономия воли сторон <1>.
--------------------------------
<1> Меженина О.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе: разновидность трудового или административного договора // Известия Алтайского государственного университета. 2016. N 52. С. 135.

Кроме того, и тот и другой направлены на индивидуальное регулирование условий труда конкретного работника и имеют тождественный состав субъектов. Служба по контракту, как и работа по договору, предоставляет гражданину определенные права, например на безопасные условия труда, и гарантии, например включение периода трудовой деятельности в трудовой стаж и др.
При этом тот факт, что трудовые отношения служащих возникают только на основании сложного юридического состава, никак не отменяет сказанного, а только указывает на особенный порядок замещения должностей государственной службы.
Между трудом работника и профессиональной работой служащего нет принципиальных различий. В случае с государственной службой присутствует некоторая ее специфика, которая состоит в следующем: работа служащего имеет отношение к выполнению государством своих функций. Только отдельные трудовые функции служащего того или иного органа или учреждения государства следует рассматривать как деятельность по реализации государственной функции. Все же, что связано с правовым статусом служащих, определяется законодательством как их права и обязанности в качестве отдельных граждан, принятых на государственную гражданскую службу.
Исследуя служебный контракт как юридический факт служебной деятельности, не следует забывать, что служебная деятельность может осуществляться гражданином не только по служебному контракту, но и по трудовому договору. Хорошим примером является муниципальная служба или иная служба, не входящая в системы службы государственной.
Так, в соответствии с положением п. 6 ст. 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ <1> гражданин поступает на муниципальную службу в результате назначения его на должность на условиях трудового договора, соответствующих действующему трудовому законодательству, но с учетом особенностей службы, установленных законом.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

При этом п. 7 указанной статьи упоминает понятие контракта в отношении поступления на должность главы администрации муниципального образования. Причина такой двойственности понятна, если обратиться к тексту ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ <1>, которая устанавливает порядок замещения должности главы местной администрации по конкурсу. В ней указано, что условия такого контракта определяются представительным органом внутригородского района или поселения.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Но возникает вопрос о целесообразности применения двух терминов, имеющих тождественное значение. Определение контракта не имеет принципиальных различий с определением трудового договора, более того, оно включает в себя меньшее количество признаков контракта. Тогда как характерные признаки трудового договора дают возможность легко отличить последний от договора гражданско-правового.
С.В. Васюков предлагает отказаться от сочетания синонимичных терминов в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, поскольку в тексте указанного Федерального закона не содержится обоснования применения такого термина, как "контракт", к документу, заключаемому с вступающим в должность главой местной администрации. Кроме того, нет ни структуры такого контракта, которая отличалась бы от трудового договора, ни существенных различий с позиции последствий заключения с главой именно контракта <1>.
--------------------------------
<1> Васюков С.В. К вопросу о соотношении терминов "трудовой договор" и "контракт" в законодательстве о муниципальной службе // Эвенсис. Секция 4. Трудовое право. 2017. http://evansys.com/contacts/ (дата обращения: 14 декабря 2018 г.).

Дополнительным подтверждением правильности представленной точки зрения на служебный контракт как вид трудового договора является то, что в законодательные акты постепенно входит понятие служебного контракта как основания для возникновения трудовых правоотношений. Так, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 <1> было издано распоряжение Правительства РФ, которым утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы <2>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
<2> Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" // http://docs.cntd.ru/document/902383325 (дата обращения: 14 октября 2018 г.).

В Программе дано определение термина "эффективный контракт" - трудовой договор, конкретизирующий должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, а также показатели оценки эффективности его работы с целью назначения ему стимулирующих выплат - в зависимости от качества услуг и от результатов труда.
Нормативное закрепление понятия служебного контракта при регулировании отношений в сфере труда нашло отражение также в ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <1>. В данной статье закреплено, что конкретные должностные обязанности педагогов определены их трудовыми договорами (служебными контрактами).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Сегодня терминологическое понятие, лежащее в основе заключаемого между сторонами трудового соглашения, имеет немаловажное значение. Это объясняется следующими причинами.
Первая причина состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают на основе трудового договора. Но если мы обратимся к законодательному регулированию труда педагогов, неясно, как на основании служебного контракта могут возникать трудовые отношения. Ведь положения главы 52 ТК РФ говорят о том, что с педагогическими работниками должны быть заключены исключительно трудовые договоры, ТК РФ не предусматривает возможности заключения с ними служебных контрактов.
Кроме того, не нужно забыть о дифференциации трудовых норм по юридической силе. Так, нормы федеральных законов и иных нормативных актов о труде, а также законодательные акты субъектов Федерации, не должны вступать в противоречие с нормами ТК РФ (см. ст. 5). Если же такое несоответствие допускается, следует руководствоваться нормами ТК РФ.
Частью 5 ст. 5 ТК РФ установлено, что при противоречии норм вновь принятого федерального закона нормам ТК РФ такой федеральный закон может применяться лишь при условии внесения в ТК РФ соответствующих изменений. В данном случае речь идет о высшей юридической силе ТК РФ относительно иных законодательных актов, содержащих нормы трудового права. Значит, в силу указанной причины кардинальное изменение, которое касается формы реализации педагогическими работниками прав на труд в виде заключения служебного контракта, не может иметь места, пока ТК РФ не будет изменен сообразно содержанию норм Закона об образовании.
Аналогична ситуация и с иными нормативными актами, которые содержат нормы о регулировании трудовой деятельности, например с распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, которым установлена тождественность понятий эффективного контра
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2020 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!