§ 2.2. Государственный контракт
как особая договорная конструкция

Представляется, что в науке гражданского права сформировано неточное представление о природе государственного контракта, что послужило поводом для обоснования нового подхода к пониманию юридической сущности госконтракта, признанию его не самостоятельным видом (типом) гражданско-правового договора, а особой юридической конструкцией, направленной на опосредование отношений с публично-правовыми образованиями.
В современной юридической литературе по вопросу правовой квалификации госконтракта нет единой позиции, он носит дискуссионный характер.
Л.И. Шевченко еще в 1999 г. писала о том, что, "давая определение государственного контракта, законодатель не установил его правовую природу" <1>.
--------------------------------
<1> Шевченко Л.И. Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд. С. 9.

ВАС РФ в информационном письме от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике", учитывая особенности государственных контрактов, высказал мнение, что "указанные договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений" <1>.
--------------------------------
<1> Информационное письмо от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11. С. 67.

Следует заметить, что разъяснение ВАС РФ, изложенное в п. 2 информационного письма от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587, касалось применения Закона РФ "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", который признан утратившим силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", введенным в действие с 21.12.1994 <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

Таким образом, суждение Л.И. Шевченко касается дефиниции госконтракта, содержащейся в ст. 526 ГК РФ, так как специальные законодательство того времени не содержало определение госконтракта.
Федеральные законы от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" содержали термин "государственный контракт", но отсутствовала дефиниция госконтракта.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <1> в ст. 3 устанавливает, что госконтракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени РФ с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу, предусматривал обязательства сторон, их ответственность.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2012. N 53 (часть I). Ст. 7600.

Бесспорно, что правильная юридическая квалификация госконтракта является важнейшим моментом, в первую очередь для правоприменителей.
Например, В.В. Ванин, с которым следует согласиться, так аргументирует необходимость определения правовой природы госконтракта: "Определение правового понятия государственного контракта является необходимым условием определения границ применения опосредуемого им договорного режима. Решение этой задачи с точки зрения позитивного права весьма проблематично не только по причине отсутствия в законодательстве универсальной легальной дефиниции государственного контракта, но и вследствие различных подходов к оценке места государственного контракта в системе договоров" <1>.
--------------------------------
<1> Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика. С. 12.

По его мнению, "Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определяет государственный контракт как тип договора; ГК РФ "привязывает" режим государственного контракта к видам договоров (договору купли-продажи, договору подряда и договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). Верным представляется первый подход, ибо регулятивная природа государственного контракта не зависит от вида договора; однако регулятивный аспект не получил должного отражения в системе признаков, закрепленных в указанном Законе" <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
--------------------------------
<1> Там же.

Л.В. Горбунова, применительно к госконтрактам, правильно писала, что "законодатель, используя институт государственного контракта... не определил отличительные черты и особенности самого государственного контракта, безотносительно к тем отношениям, в которых он используется, а также его роль и место в системе договоров" <1>.
--------------------------------
<1> Горбунова Л.В. Поставка продовольствия для государственных нужд по российскому гражданскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003. С. 71.

В доктрине присутствует четыре основных подхода к юридической сущности госконтракта: 1) вид договора (М.В. Шмелева <1>, О.Н. Садиков <2>, Р.Б. Куличев <3>, Е.Г. Бакланова <4>); 2) тип гражданско-правового (предпринимательского) договора (В.В. Ванин <5>, А.В. Демкина <6>); 3) универсальная договорная форма: ввиду того, что заключается не только в сфере поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, но и в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд в тех или иных работах, услугах (С.С. Шихова <7>); 4) особая правовая конструкция (Л.В. Андреева <8>, А.А. Михайлова <9>, И.В. Елисеев <10>, А.Е. Кирпичев <11>).
--------------------------------
<1> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации. С. 12.

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 2004 (издание четвертое, исправленное и дополненное).
<2> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. 3-е изд. М.: Контракт; ИНФРА-М, 1998. С. 102.
<3> См.: Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд (на примере города Москвы). С. 5.
<4> См.: Бакланова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в России: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 44.
<5> См.: Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика. С. 12.
<6> См.: Демкина А.В. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: участники гражданских правоотношений и особенности санкций. С. 22.
<7> См.: Шихова С.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. С. 57.
<8> См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. С. 223.
<9> См.: Михайлова А.А. Подрядные работы для государственных нужд: особенности правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 15.
<10> См.: Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2003. С. 54.
<11> См.: Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации. С. 55.

По мнению Р.Б. Куличева, сложившееся законодательство о государственных закупках позволяет выделить особый вид договора, путем заключения и исполнения которого осуществляется обеспечение государственных нужд - государственный контракт. И Закон о контрактной системе, и Закон о размещении заказов, определяя государственный контракт как особую разновидность договора, устанавливают его существенные условия, которые являются общими для государственных контрактов и не относятся к их предмету - поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг <1>.
--------------------------------
<1> См.: Куличев Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд (на примере города Москвы). С. 6.

М.В. Шмелева в диссертационном исследовании приходит к выводу, что госконтракт в силу своей специфики является в целом самостоятельным видом гражданско-правового договора, обладающего только ему присущими признаками, а именно: а) присутствием специальных субъектов права - участников, выигравших закупочную процедуру, и заказчиков, выступающих главными распорядителями и получателями бюджетных средств; б) наличием особой природы складывающихся в процессе заключения и исполнения государственного контракта правоотношений; в) наличием особой цели заключения - удовлетворения государственных и муниципальных нужд <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
--------------------------------
<1> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации. С. 12.

А.В. Демкина считает, что "государственный (муниципальный) контракт есть "тип" договора, включающий в себя договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., имеющий особенности в правовом регулировании, в связи с тем, что обязательной стороной в нем будет публично-правовое образование" <1>.
--------------------------------
<1> Демкина А.В. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: участники гражданских правоотношений и особенности санкций. С. 22.

И.В. Елисеев отмечает, что юридическая природа госконтракта далеко не очевидна. Ведь такие контракты заключаются не только в сфере поставки, но и при выполнении подрядных строительных работ, а также проектных и изыскательских работ (ст. 763 ГК РФ). Также по смыслу нормативных актов о государственных нуждах госконтракты могут совершаться и в сфере энергоснабжения, перевозок, при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.
Как следствие, приходит к выводу о том, что "государственный контракт как таковой является особым типом договора гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами. Его следовало бы урегулировать в части первой ГК в качестве контракта на обеспечение государственных нужд" <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
--------------------------------
<1> Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 54.

По мнению Ф.А. Тасалова, госконтракт является типом договора, имеющего свои разновидности (поставка, оказание услуг, подряд), а не является универсальной договорной формой <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
--------------------------------
<1> См.: Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданско-правового регулирования (на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки). С. 166 - 167.

При этом, как следует из его рассуждений, он основывается "на подходе законодателя к определению государственного контракта" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 167.

Итак, по мнению автора, госконтракт представляет собой какой-то особенный тип (с разновидностями) договора в общепризнанной классификации гражданско-правовых договоров.
Если говорить о госконтракте как типе договора, имеющего свои разновидности, то нужно указать, какими именно определенными признаками обладает контракт, чтобы его можно было бы квалифицировать как договорной тип.
Возможно, Ф.А. Тасалова под признаками, характеризующими госконтракт как тип договора, которые он выводит из дефиниции госконтракта, понимает: 1) особый субъект; 2) специальная цель <1>, следовало бы указать и третий признак - источник финансирования (бюджет). Как следствие, поставка, оказание услуг, подряд будут являться видами госконтрактов.
--------------------------------
<1> См.: Там же. С. 166.

Как известно, гражданско-правовые договоры образуют в совокупности единую систему. Ее структуру составляет подразделение договоров на типы, виды и разновидности (подвиды).
При этом в юридической литературе, по господствующему мнению, под типом договоров понимается объединение гражданско-правовых договоров по совокупности признаков, которые выражают наиболее общие существенные черты отношений, опосредуемых данной группировкой (А. Амангельды <1>, А.Г. Быков <2>).
--------------------------------
<1> См.: Амангельды А. Критерии построения системы договоров в сфере интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. N 6. С. 32.
<2> См.: Хозяйственное право / отв. ред. В.П. Грибанов, О.А. Красавчиков. М.: Юридическая литература, 1977. С. 355.

С первого взгляда кажется, что можно согласиться с квалификацией госконтракта как типа договоров, обладающими тремя вышеуказанными признаками.
Но тогда в пределах типа договоров должны различаться отдельные виды, т.е. такие договоры, которые наряду с общими чертами, свойственными данному типу, имеют определенные особенности, что и вызывает необходимость их разграничения внутри данного типа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Хозяйственное право / отв. ред. В.П. Грибанов, О.А. Красавчиков. М.: Юридическая литература, 1977. С. 355.

Какие же в этом случае особенности имеют приведенные А.В. Демкиной виды договоров - "поставка, оказание услуг, подряд"?
В качестве еще одного аргумента против квалификации госконтракта как типа договоров является то, что госконтракт не может быть отнесен ни к одной из пяти классификационных групп договоров, направленных: 1) на передачу имущества; 2) выполнение работ; 3) оказание услуг; 4) учреждение различных образований, 5) отчуждение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и предоставления прав на их использование.
Таким образом, вывод о госконтракте как типе договоров не видится, к сожалению, достаточно обоснованным.
Высказывается также мнение, что госконтракт на поставку товаров для государственных нужд рассматривается и в качестве вида договора купли-продажи, и в качестве разновидности договора поставки <1>.
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 2004 (издание четвертое, исправленное и дополненное).
<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). С. 102.

Такие выводы, согласно которым госконтракт является отдельным типом (видом) гражданско-правового договора, считаем ошибочными. Ведь для выделения госконтракта в самостоятельный тип видовой принадлежности нет ни критерия существа возникших из него обязательств, ни критерия характера деятельности одной из сторон; нет специфичных предмета, объекта, т.е. определенного набора существенных условий, отличающего его от иных договорных видов (типов).
А.А. Михайлова в диссертационной работе делает вывод о том, что если исходить из буквы, смысла действующего законодательства и практики его применения, то можно утверждать, что госконтракт не укладывается в рамки существующей типизации договоров в отечественном гражданском праве.
Он носит универсальный характер, аналогичный характеру публичного договора (ст. 426 ГК РФ), а само его существование обусловлено спецификой отношений, складывающихся по поводу удовлетворения нужд государства. Таким образом, юридическая природа госконтракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд предполагает объединение правовой формы госконтракта со всеми его особенностями, установленными ГК РФ и федеральными законами, подзаконными актами и договора подряда либо договора на выполнение проектных и изыскательских работ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Михайлова А.А. Подрядные работы для государственных нужд: особенности правового регулирования. С. 15.

По мнению Л.А. Андреевой, вывод о госконтракте как особом типе договора, но не гражданского, а предпринимательского права, представляется верным, но требующим обоснования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. С. 222.

Она отмечает, что заключение госконтрактов в ГК РФ предусмотрено при поставках товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30), выполнении подрядных работ для государственных нужд (§ 5 гл. 37).
При этом госконтракт на выполнение подрядных работ не имеет самостоятельного предмета. Он может быть заключен на выполнение строительных подрядных работ, а также выполнение проектных и изыскательских работ, т.е. госконтракт может быть построен по модели договора строительного подряда или подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Кроме того, соглашается с тем, что госконтракт может представлять собой и смешанный договор, содержащий элементы различных договоров <1>.
--------------------------------
<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 170.

По существу, пишет Л.А. Андреева, правовому регулированию в ГК РФ подверглись, да и то весьма неполно, два государственных контракта - на поставку товаров и выполнение подрядных работ.
О возможности заключения иных госконтрактов в ГК РФ только упоминается. Правовое регулирование иных договорных отношений сводится к отсылочным нормам.
Так, в ГК РФ предусмотрена возможность заключения госконтрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (ст. 778), контрактации (п. 2 ст. 535). Глава 39 ГК РФ не регулирует отношения по возмездному оказанию услуг для государственных нужд, но специальное законодательство о государственных закупках распространяется и на эти отношения <1>.
--------------------------------
<1> См.: преамбула Закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Фактически госконтракты можно заключать по модели любого договора в тех случаях, когда обеспечение государственных нужд предполагает применение договорного способа.
В итоге Л.В. Андреева приходит к выводу о том, что "государственный контракт можно рассматривать и как определенную юридическую конструкцию наряду с договором присоединения, предварительным договором, публичным договором, договором в пользу третьего лица, предусмотренными в Общей части ГК РФ" <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
--------------------------------
<1> Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. С. 223.

Итак, поддерживая приведенную точку зрения, согласно которой госконтракт, по сути, представляет собой гражданско-правовую договорную конструкцию, выделим квалифицирующие признаки госконтракта.
Как видим, Л.В. Андреева, придя, как мы считаем, к правильному выводу о природе госконтракта, к сожалению, не указала на основания сделанного ею вывода - на признаки государственного контракта, которые, собственно, и выделяют его в особую юридическую конструкцию.
Рассмотрим основные, характерные особенности (конститутивные признаки) госконтракта как правовой конструкции.
Как известно, ГК РФ содержит понятие государственного контракта: 1) на поставку товаров (ст. ст. 525 - 534); 2) выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768); 3) выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и технологических работ (ст. 778), т.е. в Кодексе выделено всего три вида договоров, в которых участвует государство (публично-правовое образование).
Смысл включения, к примеру, в гл. 37 "Подряд" ГК РФ § 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд", по-видимому, состоит в том, что для определенной сферы отношений, связанной с удовлетворением государственных (муниципальных) нужд, создается особый правовой режим, цель которого состоит в оптимальном сочетании специальных гарантий для обеих сторон государственного (муниципального) контракта. В этом, по общему мнению, выражаются присущие соответствующим отношениям определенные публичные начала.
Законодатель, как видим, использует специальный термин "государственный контракт". Но почему законодатель применил термин "государственный контракт", а, например, не "государственный договор".
В юридической литературе многие авторы отмечают, что наименование "государственный контракт" наилучшим образом отражает особенности заключаемых государством договоров.
Так, например, Н.И. Клейн считает, что термин "государственный" подчеркивает участие государства в договорных отношениях, особую значимость поставок продукции для государственных нужд <1>.
--------------------------------
<1> См.: Клейн Н.И. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. 1995. N 6. С. 64.

Н.Н. Заботина, напротив, высказывает мнение, что использование законодателем словосочетания "государственный контракт" является нерациональным, неэффективным, так как оно носит лишь декларативный характер, не несет особой смысловой, функциональной нагрузки; вызывает споры о его публично-правовой природе.
По мнению Л.В. Андреевой, термин "контракт" выражает договорный характер взаимоотношений государства и хозяйствующего субъекта по закупкам товаров в публичных интересах. Употребление термина "контракт", а не "договор" отражает, как указывается в литературе, историческую преемственность современной системы государственных закупок и контрактной системы закупок государством сельскохозяйственной продукции в советский период <1>.
--------------------------------
<1> См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. С. 194.

Б.А. Осипян пишет, что слово "контракт" в переводе с латинского языка буквально означает "совместный путь" (con-tract) и является синонимом русского слова "договор" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Осипян Б.А. Контракт как добровольный, свободный и ответственный совместный путь договаривающихся сторон, ведущий к реализации идеи права. С. 34.

Итак, по преобладающему мнению, термин "государственный контракт" подчеркивает, с одной стороны, его особую значимость для государственных (муниципальных) нужд, с другой - участие органов власти посредством государственных заказчиков.
Ключевым (видообразующим) признаком договора является то обстоятельство, что он носит характер соглашения сторон (п. 1 ст. 420 ГК РФ) <1>, и госконтракт, бесспорно, является договором и мог бы называться "государственный договор".
--------------------------------
<1> См.: Витрянский В.В. Общие положения о договоре в условиях реформирования гражданского законодательства // Хозяйство и право. 2012. N 4. С. 5.

По нашему мнению, смысл применения законодателем данного термина видится в том, что он обозначает то обстоятельство, что заключенный гражданско-правовой договор построен как особенная юридическая конструкция.
Рассмотрим, как законодатель определяет вышеуказанные три вида госконтрактов.
Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
По государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд подрядчик обязуется выполнить строительные (ст. 740 ГК РФ), проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы (ст. 758 ГК РФ) и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Правовому регулированию государственных (муниципальных) контрактов на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных (муниципальных) нужд в ГК РФ посвящена только одна статья (ст. 778), которой определено, что к данным отношениям применяются правила ст. ст. 708, 709, 738, 763 - 768 Кодекса.
Общее определение понятия государственного (муниципального) контракта содержалось в Законе N 94-ФЗ: "под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд" (п. 1 ст. 9).
Аналогичное, по существу, определение содержит Закон N 44-ФЗ: "государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд" (п. 8 ст. 3).
В определении, данном Законом N 44-ФЗ, указывается на договорное существо контракта, т.е. что он является договором, одну из сторон контракта - публичное образование и цель заключения контракта.
При этом законодательное определение госконтракта не содержит квалифицирующих признаков, позволяющих выделить его из других видов (типов) гражданско-правовых договоров.
С нашей точки зрения, такая формулировка не случайна, поскольку, как полагаем, госконтракт не является новым самостоятельным видом (типом) гражданско-правового договора, поименованного в ГК РФ. Представляется, что ни действующее законодательство, ни судебно-арбитражная практика его применения не дают оснований для однозначного вывода о признании госконтракта, на чем настаивают многие авторы, самостоятельным типом гражданско-правового договора.
На наш взгляд, с такими тезисами нельзя согласиться и есть достаточные основания для признания госконтракта не самостоятельным видом (типом) договора, а особой договорной конструкцией.
Выскажем мнение, что государственный контракт - это новая правовая конструкция, служащая отграничению различных видов гражданско-правовых договоров, заключаемых госзаказчиками от лица публично-правовых образований для целей обеспечения государственных нужд за счет средств бюджета, в отдельную категорию договоров.
То есть госконтракт необходимо рассматривать как свойство (характеристику) определенных гражданско-правовых договоров, отличающееся от признаков консенсуальности, реальности и других подобных свойств.
Полагаем, что совокупность квалифицирующих признаков, отражающих сущность госконтракта, содержащихся в его законодательном определении (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), позволяет определить правовую природу госконтракта и выделить его как новую правовую конструкцию гражданско-правовых договоров. Подчеркнем, что именно квалифицирующих признаков, а не его существенных условий.
Проанализируем различные научные подходы по выделению присущих госконтракту квалифицирующих признаков.
В современной юридической литературе по вопросу состава признаков госконтракта нет единой позиции.
Так, Л.А. Андреева, рассматривая отношения по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд, основываясь на нормах ст. 506 ГК РФ и п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, указывает на шесть существенных особенностей, которые не позволяют рассматривать его в качестве обычного договора поставки.
Во-первых, специальный субъектный состав. Стороной государственного (муниципального) контракта является Россия, субъект РФ или муниципальное образование. От имени публичного образования контракт заключает государственный (муниципальный) заказчик.
Во-вторых, особая цель контракта - обеспечение публичных нужд.
В-третьих, применение специальных способов размещения заказов публичными образованиями.
В-четвертых, осуществление финансирования поставок товаров за счет бюджетных средств и привлекаемых для этих целей средств внебюджетных источников.
В-пятых, особые правила по исполнению, изменению и расторжению государственного (муниципального) контракта (ст. ст. 533, 534 ГК РФ).
В-шестых, более сложный характер складывающихся правоотношений между публичным образованием и второй стороной контракта, что отражается, в том числе и в наименовании второй стороны - поставщик (исполнитель).
В итоге Л.В. Андреева приходит к выводу, что эти и иные особенности государственного (муниципального) контракта по поставке товаров позволяют рассматривать его в качестве особой разновидности договора поставки <1>, т.е. подвида договора поставки.
--------------------------------
<1> См.: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. С. 194.

Полагаем, что с таким выводом сложно согласиться, и считаем, что государственный контракт на поставку товаров является не разновидностью (подвидом) поставки, а договором поставки, так как обладает его основным квалифицирующим признаком (предметом договора) - передачей товаров в собственность (госзаказчику).
Заметим, что ни один из указанных Л.В. Андреевой признаков не является видообразующим для договора поставки, госконтракт на поставку товаров и договор поставки являются одним и тем же видом гражданско-правового договора - договором поставки (ст. 506 ГК РФ).
В поддержку сделанного нами вывода приведем мнение О.С. Иоффе, который указывал: "В случаях когда договоры сходны как по лежащим в их основе материальным отношениям, так и по существенным условиям, объективно необходимым для возникновения обязательства, они соотносятся друг с другом не как типы, а как разновидности одного и того же договорного типа. Какие бы различия ни наблюдались, например, в правовом нормировании купли-продажи жилых домов и розничной купли-продажи, они составляют не более чем разновидности того договорного типа, который именуется куплей-продажей, так как выражают однопорядковые экономические отношения и однохарактерные правовые условия, объективно необходимые для формирования соответствующих обязательств" <1>.
--------------------------------
<1> Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 38.

При этом представляется, что не все из перечисленных Л.В. Андреевой признаков являются квалифицирующими признаками только госконтракта на поставку товаров:
1) специальные способы размещения заказов применяются, во-первых, не только публичными образованиями, но и, например, такими компаниями, как государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50% (Закон N 223-ФЗ);
2) особые правила по исполнению, изменению и расторжению государственного (муниципального) контракта применяются и к государственному контракту на выполнение подрядных работ, а не только поставку товаров;
3) непонятно содержание шестого признака. Не думается, что автор имел в виду, что одно наименование второй стороны - поставщик (исполнитель) - может говорить о каком-то особом (сложном) характере отношений между сторонами госконтракта.
И главное, часть из указанных признаков, а именно: 1) специальный субъект контракта (публично-правовое образование); 2) цель госконтракта (государственные нужды) и 3) источник финансирования (бюджетные средства) - являются признаками не только госконтракта на поставку товаров или выполнение подрядных работ, а любого госконтракта как особой договорной конструкции.
Таким образом, признаки, выделенные Л.В. Андреевой, относятся, на самом деле, не к подвиду гражданско-правового договора (госконтракт на поставку), делающие его особой разновидностью договора поставки, а к специальной правовой конструкции - государственному контракту.
В.В. Ванин предложил следующие правовые признаки госконтракта:
1) функциональное назначение госконтракта - направлен на достижение ряда сопряженных целей. В имущественной плоскости целью является возмездное приобретение публичным образованием товаров, результатов работ либо услуг; договор обретает черты госконтракта, если приобретение указанных объектов направлено на удовлетворение публичных нужд;
2) стороной в госконтракте выступает публичное образование. Государственный заказчик, участвуя в отношениях публичных закупок, выступает от имени публичного образования, реализуя правосубъектность последнего в качестве органа либо по модели представительства;
3) в качестве второй стороны госконтракта - поставщика, подрядчика, исполнителя - могут выступать только субъекты предпринимательской деятельнос
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2020 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!