Статья 181. Сроки исковой давности по недействительным сделкам
Комментарий к статье 181
1. Немалый интерес представляет вопрос, почему для споров о недействительности сделок неприменимы общие нормы о сроках исковой давности. На мой взгляд, объяснение этому вытекает из того факта, что в этих спорах защищается не право, а интерес (см. комментарий к ст. 166 ГК РФ). Соответственно, правило исчисления срока с момента, когда истец узнал о нарушении своего права, становится неприменимым.
Для споров о ничтожных сделках срок исковой давности начинает течь с момента начала исполнения сделки. Если сделка устанавливает несколько обязательств, то достаточно исполнения хотя бы одного из них. При этом предполагается, конечно, что стороны знают об исполнении сделки. Достаточно, чтобы сделка исполнялась хотя бы одной стороной (при этом, как правило, исполнение принимается другой стороной).
Если иск подается в интересах стороны сделки, начало течения срока исковой давности следует исчислять по общему правилу п. 1 ст. 181.
Третьи лица, имеющие право оспорить сделку, оспаривают ее в своем интересе, например собственник, узнавший о распоряжении его имуществом.
2. Под исполнением сделки прежде всего следует понимать исполнение обязательств, созданных сделкой (ст. 307 ГК РФ).
Однако, как об этом говорилось в комментарии к ст. 167 ГК РФ, имеются сделки, не создающие обязательств (уступка права требования, передача права на долю в общей собственности и др.). Если по таким сделкам проводилась оплата, то срок исковой давности по иску о признании сделки недействительной можно исчислять с момента оплаты. Если право передано без встречного исполнения, то, как представляется, срок исковой давности следует исчислять с момента заключения сделки или с иного момента, с которым стороны связали переход права (например, наступление срока). Если передача права сопровождалась передачей документов (ст. 385 ГК РФ), направлением уведомления третьим лицам, регистрацией права (ст. 251 ГК РФ), то срок исковой давности можно исчислять, во всяком случае, с этого момента.
Связанные со спором о признании таких сделок недействительными требования о признании права, а также требования о взыскании неосновательного обогащения подчиняются общим нормам об исчислении сроков исковой давности (гл. 12 ГК РФ).
3. Исчисление исковой давности для споров о недействительности оспоримых сделок также увязывается не с моментом нарушения права, а с моментом, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. Если сделка совершалась под влиянием угрозы или насилия, то срок исковой давности следует исчислять со дня прекращения угрозы или насилия.
4. Как можно видеть, оспоримая сделка может быть оспорена независимо от ее исполнения.
Возникает вопрос, в какой срок может быть оспорена ничтожная сделка, исполнение по которой не начато. Видимо, следует исходить из того, что для такого требования срок исковой давности не течет. Однако истец обязан обосновать наличие у него интереса в предъявлении иска о признании сделки недействительной.
5. В случае оспаривания сделки по основанию недобросовестности ответчика (ст. 174 ГК РФ, ст. 61 Закона о банкротстве) срок исковой давности может исчисляться с того момента, когда истец узнал о тех фактах в их совокупности, которые указывают на недобросовестность ответчика при заключении сделки.