Статья 177. Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими
Комментарий к статье 177
1. Сделка как целенаправленное действие не может быть совершена, если лицо не понимает смысл и значение своего действия. Если ст. 175 ГК РФ предусматривает ничтожность сделки в силу возрастных особенностей личности, то комментируемая норма предусматривает оспоримость сделки на тот случай, когда способность совершить осознанное действие утрачена вследствие каких-либо обстоятельств. Причем норма не указывает, что такое состояние не может быть вызвано действиями самого гражданина, совершившего сделку. Поэтому основанием для оспаривания могут быть как обстоятельства, прямо не связанные с действием гражданина (например, болезнь, сильное эмоциональное потрясение, прием лекарств, влияющих на психическое состояние, и т.п.), так и вызванные непосредственно действиями лица, совершившего сделку (алкогольное, наркотическое опьянение и т.п.).
В то же время одной лишь ссылки на наличие болезни или иные обстоятельства самой по себе недостаточно; требуется доказать, что в результате воздействия того или иного фактора лицо утратило способность действовать осознанно. Обычно в целях доказывания проводится судебная экспертиза (например, психиатрическая). Однако и ее средствами эффективное доказывание не всегда возможно, так как действия оцениваются через определенное время (часто очень значительное или даже после смерти лица) после его совершения.
Например, по одному из дел суд отказал в признании сделки недействительной, поскольку согласно экспертному заключению в медицинской документации отсутствовали сведения о психическом состоянии наследодателя на период, когда была совершена сделка (Определение Московского городского суда от 28.11.2013 N 4г/3-10630/13). При этом, как можно увидеть из фабулы дела, какие-либо иные доказательства, свидетельствующие о неспособности наследодателя понимать значение действий, истцом не приводились.
2. Закон очерчивает круг лиц, которые вправе обратиться с иском о недействительности: прежде всего это сам гражданин, совершивший сделку в указанном состоянии, а также иные лица, чьи права и охраняемые законом интересы были нарушены сделкой. К таким лицам можно отнести наследников (к примеру, при оспаривании завещания наследодателя), супруга (членов семьи) и т.п.
При предъявлении этого иска истец должен обосновать, что имеет интерес в предъявленном иске, что посредством оспаривания сделки и применения последствий ее недействительности будут защищены его права или законные интересы.
3. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что само по себе последующее признание лица недееспособным не дает права на иск. Лишение дееспособности влияет лишь на силу сделок, совершаемых впоследствии. Во всех иных случаях одной лишь ссылки на недееспособность недостаточно и необходимо также доказывать обстоятельства, указанные выше.
4. Последствия признания сделки недействительной те же, что и в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 171 ГК РФ.