Статья 157.1. Согласие на совершение сделки
Комментарий к статье 157.1
1. Выше говорилось о том, что среди односторонних сделок существуют сделки, суть которых состоит в выражении согласия на совершение сделки иным лицом, либо органом юридического лица.
Согласие может быть также осуществлением публичных обязанностей и иметь природу публичного акта.
Например, в известных случаях попечитель выражает согласие на сделку подопечного (п. 2 ст. 33 ГК РФ), совет директоров дает согласие на сделку, совершаемую генеральным директором, арендодатель дает согласие на заключение арендатором договора субаренды (п. 2 ст. 615 РФ) и т.д.
С точки зрения механизма правового регулирования согласие является одним из юридических фактов, необходимых для заключения той сделки, которая согласуется.
Поскольку закон не всегда регулирует процедуру согласия, комментируемая норма устанавливает некоторые общие правила.
Понятно, что если есть специальные правила, то норма ст. 157.1 действует лишь субсидиарно. Например, существуют специальные правила для подтверждения представляемым сделки, совершенной неуполномоченным представителем (ст. 183 ГК РФ), для согласования сделки супруга по распоряжению общим имуществом (ст. 35 СК РФ) и др.
2. Как видно из п. 1 комментируемой статьи, он регулирует лишь те случаи, когда согласие на сделку должно быть дано в силу закона.
Отсутствие согласия по общему правилу влечет возможность признания сделки недействительной по иску того лица, согласие которого на оспариваемую сделку получено не было. Законом могут быть сделаны исключения из этого правила.
Если же необходимость получения согласия на сделку или иные действия была предусмотрена не законом, а договором, то нарушение этого условия будет влечь при соответствующих обстоятельствах договорную ответственность.
В то же время не исключена договорная ответственность и в том случае, когда необходимость согласия на сделку была предусмотрена законом. Например, если арендатор сдал имущество в субаренду без согласия арендодателя в нарушение п. 2 ст. 615 ГК РФ, то это само по себе является основанием для применения к нему мер ответственности, вплоть до расторжения договора аренды, независимо от судьбы договора субаренды.
О данном согласии (отказе в согласии) может быть сообщено стороне сделки, а также иному заинтересованному лицу. Форма выражения согласия подчиняется общим нормам о форме сделок.
3. Различается предварительное согласие и последующее одобрение уже заключенной сделки.
Предварительное согласие дается до заключения сделки, поэтому возникает вопрос об определении согласуемой сделки. Понятно, что не может быть дано согласие на неопределенное количество сделок либо сделку на условиях "по усмотрению стороны". Такое согласие, собственно говоря, и не является согласием. В то же время не всегда возможно заранее абсолютно точно идентифицировать сделку по всем ее реквизитам. Например, если дается согласие на отчуждение имущества по определенной цене, то не всегда можно при этом указать покупателя.
Поэтому комментируемая статья указывает на предмет сделки, под которым следует признать ее существенные условия, во всяком случае, по закону, описывающему тот или иной договор, подлежащий согласованию. Если в согласии указываются иные условия, не указанные в законе, то они тем самым признаются также условиями согласованного договора и включаются тем самым в предмет договора.
В случае спора необходимо убедиться, что указанные в согласии условия не имеют существенных отличий от условий той сделки, на которую дано согласие.
Последующее одобрение охватывает определенную сделку со всеми ее условиями. Достаточно просто точно указать одобренную сделку. В то же время если в одобрении содержатся условия, отличающиеся от тех, на которых она была заключена, то, видимо, следует считать, что сделка не одобрена.
На мой взгляд, если предварительно согласованная сделка заключена на иных условиях, то возможно получение одобрения такой сделки.
4. В процессе работы над проектом Кодекса была предложена компромиссная норма о возможности отзыва предварительного согласия. Как видно, это предложение не было принято законодателем, что следует понимать как невозможность отзыва.
В то же время вполне понятно, что согласие на сделку не может быть вечным. Поскольку иное не указано в самом согласии, следует считать, что оно действует в течение разумного срока, если иное не указано в законе.
Инициативу в получении согласия может проявить не только лицо, управомоченное на это, но и иное лицо - сторона в сделке либо иное заинтересованное лицо. Для этого они могут обратиться в установленный законом срок за получением согласия. Если закон срок не устанавливает - то в разумный срок.
Можно просить как предварительного согласия, так и последующего одобрения.
Молчание не может быть формой согласия, как, впрочем, и формой отказа в согласии. Это значит, что, если, несмотря на то что запрос на получение предварительного согласия не был получен, впоследствии все же может состояться одобрение заключенной сделки.
5. Оспаривание согласия (как сделки или как акта реализации публичной компетенции, ненормативного акта) для целей оспаривания сделки, совершенной по получении согласия, вправе лишь то лицо или орган, который давал согласие, причем одновременно с оспариванием согласия должна оспариваться и сделка в целом. Но невозможно, оставаясь в рамках нормы ст. 166 ГК РФ, признать недействительной сделку по мотиву порока в согласии, если согласие все же было дано и стороны сделки совершили ее, полагаясь на наличие согласия (одобрения). Поэтому, как представляется, пороки согласия (одобрения) могут повлечь недействительность сделки лишь при недобросовестности сторон, если иное не указано в законе.