Статья 153. Понятие сделки
Комментарий к статье 153
1. Сделка является важнейшим из юридических фактов.
Сделка состоит в изъявлении воли на создание гражданских прав и обязанностей. Но если учесть, что любое сознательное действие человека является волевым, то для выделения сделки из числа иных действий нужны дополнительные признаки. Таким признаком, как представляется, может быть тот, что цель сделки (а у любого действия человека всегда есть цель) не состоит в достижении какого-либо полезного, материального результата (такого как изготовление вещи, осмотр картины, поездка и т.д.). В этом смысле можно сказать, что сделка - действие неутилитарное.
Единственная цель сделки - юридическая, идеальная. Или, как сказано в ст. 153, установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом не требуется, чтобы лицо точно представляло себе все юридические последствия сделки. Достаточно в общем понимать, что действие направлено на юридический результат.
Именно этот юридический результат и является целью сделки.
От цели следует отличать мотив - тот стимул, ту жизненную потребность, которая стала импульсом формирования воли, совершения самого действия.
Движимый мотивом, человек выбирает соответствующие мотиву цели, в том числе - юридические. Соответствие цели мотиву определяется лицом на основании имеющихся у него знаний, оценки своих способностей, имеющихся представлений о реальном положении дел. Суть права состоит в том, что лицо полностью ответственно за свое решение, за выбор цели, что оно несет все риски, сосредоточенные в цели, в том числе - риски недостаточных знаний, самонадеянности и пр. Поэтому действие сделки ограничено целью и не может быть поставлено в зависимость от мотива. Иными словами, лицо не может быть освобождено от последствий собственного решения.
Впрочем, мотив может быть включен в сделку в виде специального условия, влияющего на действие сделки (ст. 157 ГК РФ).
Сделка, как и любое сознательное действие, выражает всегда одну волю, имеет всегда одну цель. Воля и обнаруживает себя в цели.
Но мотивов у сделки может быть несколько, и они находятся в сложных сочетаниях, могут противоречить один другому. Мотивы могут выступать как расчеты, обоснования сделки, могут быть предметом обсуждения.
2. Направленность сделки на юридический результат отличает ее от таких действий, которые выступают как поступки (юридические факты), направленные на фактический, материальный результат.
Поэтому не являются сделками действия по исполнению обязательств (выполнение работ, оказание услуг, воздержание от действия, передача вещи и др.).
Известны нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в которых недействительными называются такие действия, как передача имущества и т.п. На этом основании иногда делается вывод, что тем самым наш закон признает такие действия сделками вопреки, впрочем, буквальному тексту закона.
На самом деле независимо от того, что закон ни в коем случае не отождествляет исполнение обязательства со сделкой, указанные действия и по точному смыслу Закона о банкротстве имеют юридический эффект, т.е. действительны. Другое дело, что их совершение при определенных условиях, прежде всего при нарушении прав кредиторов, порождает специальные последствия, близкие по своей природе неосновательному обогащению. Эти последствия, впрочем, применяются только по иску кредиторов (конкурсного управляющего), а без такого иска никакие последствия не возникают. Отмечу, что само по себе возникновение обязательства из неосновательного обогащения никак не требует признания действий по обогащению недействительными, напротив, потому и возникает обогащение, что получение имущества вполне действительно.
Российское законодательство не признает существования фикции распорядительной сделки, известной некоторым западным правопорядкам. Вообще говоря, уместность данной фикции, особенно применительно к сделкам уступки права требования, передачи исключительных прав, может обсуждаться, но в любом случае фикция может вводиться только нормой закона, регулирующего соответствующие сделки (уступки права требования, лицензионные договоры и т.д.). Пока таких законопроектов не имеется <1>.
--------------------------------
<1> См. также комментарий к ст. 174.1 ГК РФ.
Направленностью на материальный, а не на юридический результат сделка отличается и от правонарушения (деликта): хотя деликт является сознательным действием и при этом непосредственно вызывает правовые последствия (обязательство из причинения вреда), сам по себе он направлен не на юридический, а на фактический, материальный результат (завладение чужой вещью, физическое насилие и т.п.). Понятно, что деликт не совершается нарушителем с целью установить обязательство из причинения вреда в пользу потерпевшего.
Сделка является действием правомерным. Но сделка, совершенная в нарушение закона, тем не менее не превращается в деликт именно потому, что и незаконная сделка отличается от деликта направленностью на юридический, а не на фактический результат <1>. В известных случаях незаконная сделка квалифицируется как сделка недействительная, т.е. является все же фактом, отличным от деликта и по существу, и по юридическим последствиям.
--------------------------------
<1> В то же время сделка может сопровождаться деликтом, например обманом или насилием.
3. Сделкой является только такое действие, которое направлено на гражданские права и обязанности. Поэтому не являются сделкой любые соглашения по поводу, скажем, налоговых или иных негражданских прав и обязанностей (договор об освобождении кого-либо от налоговых обязанностей или возложение таковых договором не будет).
По этой же причине не является сделкой обращение в предусмотренном законом порядке к публичному органу, порождающее права и обязанности публичного, а не частного характера. Соответственно, не являются сделками заявления в загс, в органы регистрации гражданских прав на недвижимое имущество и т.д. <1>, хотя бы завершающий процесс (процедуру), возбужденный заявлением, акт органа загса или кадастра, иного органа и имел значение для возникновения (изменения, прекращения) гражданских прав и обязанностей.
--------------------------------
<1> Не является сделкой, как известно, и обращение с иском в суд.
4. Сделка - это действие частных лиц, граждан и юридических лиц.
Этим она отличается от актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые могут создавать гражданские права и обязанности в случаях, предусмотренных законом.
Сфера существования сделки шире - она возможна постольку, поскольку не противоречит закону.
5. Сделка является действием, т.е. явлением объективным, материальным. Сделка не может совершаться только мысленно, в воображении, одним пожеланием. В этом смысле для совершения сделки недостаточно воли, но нужно волю еще изъявить - совершить внешнее, материальное действие, из которого эта воля будет обнаружена.
Возможные расхождения между волей и ее изъявлением порождают трудности, преодолеваемые юридическими средствами.
Дело в том, что воля концентрирует знания, способности, предприимчивость человека и является тем самым двигателем гражданского оборота и опосредованно - всей жизни общества. Если при этом возникает несовпадение воли и волеизъявления, т.е. воля в материальной действительности искажается, то искажается и материальная жизнь, хозяйствование в целом.
На этой почве и возникает механизм признания сделок недействительными - лишения волеизъявления того юридического действия, которое оно, по видимости, получило.
Другим основанием признания сделок недействительными является необходимость вмешательства в гражданский оборот закона, устанавливающего запреты, императивные предписания для некоторых случаев совершения сделок.
Сделка как сознательное действие отличается от действия рефлекторного, совершенного помимо воли на юридический результат (участник аукциона поднял руку, приветствуя знакомого, а не для участия в торгах и т.п.). Несознательное действие юридических последствий не влечет.
6. Сделка устанавливает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности различным образом.
В первую очередь сделка устанавливает (изменяет, прекращает) гражданские обязательства (ст. 307 ГК РФ) - передать вещь, деньги, выполнить работу, оказать услуги, воздержаться от правомерного действия, установить обеспечение (залог, гарантию, поручительство и др.).
Сделка также устанавливает (изменяет, прекращает) гражданские права без установления обязательства. Так происходит, скажем, при распоряжении долей в праве общей собственности (ст. 251 ГК РФ), долей в обществе с ограниченной ответственностью, правом требования (ст. 382 ГК РФ), исключительным правом (ст. 1234 ГК РФ), при установлении некоторых вещных прав (сервитут и др.).
Нужно иметь в виду, что передача (переход) права - это метафора, отражающая, как многие юридические метафоры, устаревшие представления о материальности права, которое может быть передано подобно вещи (нужно заметить, что такие архаичные представления все же нередко сохраняются у юристов и периодически обнаруживаются и в юридических суждениях, и в юридической литературе). В действительности права, конечно, не передаются и не переходят. Права - это явления идеальные, они не способны к пространственному перемещению. На самом деле право прекращается у одной стороны и возникает у другой либо одна сторона обязывается в пользу другой и т.д. Поэтому каждый раз, когда употребляется оборот "переход (передача) права", нужно понимать, что фактический механизм правопреемства гораздо сложнее и имеет место не в материальном мире, а в сознании людей (см. также комментарий к ст. 154, 155).
При совершении соответствующих сделок (скажем, по распоряжению правом требования, исключительным правом) право переходит к получателю в момент совершения сделки либо в иной момент, указанный сторонами, но без совершения еще одного действия (акта) по передаче права <1>. В этом случае принято говорить об автоматизме действия сделки. Никакой дополнительной сделки для передачи права совершать, конечно, не нужно. Ведь тогда получится, что сделка не имеет юридического действия и нуждается в совершении дополнительной сделки. Это предположение само по себе абсурдно и противоречит самому понятию сделки.
--------------------------------
<1> См., например: п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 54).
Впрочем, для целей юридической техники закон иногда упоминает все же обязательства по передаче права (ст. 1106, 1234 ГК РФ), а в теории права говорят также о распорядительных сделках - воображаемых действиях по передаче права (обычно при этом ссылаются на германское право). На самом деле, однако, речь идет об условных (фиктивных) конструкциях, как об этом говорилось выше.
Наконец, сделка создает различные юридические следствия (эффекты), которые не устанавливают (изменяют, прекращают) гражданские права и обязанности, но порождают иной результат, не достигающий качества права, и который описывается как "связанность", "ожидание" и т.п. Речь идет о таких сделках, как оферта, согласие и т.п.
7. Практически важно различать сделку среди имеющихся фактических обстоятельств. В повседневности сделки нередко мало заметны в силу традиционно сложившихся, повторяющихся стандартных юридических ритуалов (бытовые розничные сделки и т.п.). Обычно сделка здесь обнаруживается исполнением тех обязательств, которые она создала. Анализ, расчленение сделки и акта исполнения производятся задним числом в тех случаях, например, когда возникают споры о бытовых и иных повседневных сделках.
Необходимо также иметь в виду, что любой факт сознательной передачи имущества, независимо от его ценности, означает, что между сторонами этой передачи имелась сделка - действительная или недействительная. Иногда это упускают из виду, когда производят квалификацию сделки, ограничиваясь только субъективными объяснениями и предъявленными документами, вместо того, чтобы начинать юридический анализ исходя из объективных обстоятельств и предпосылок передачи имущества.