Образцы, формы и шаблоны договоров.
Актуальные ответы на вопросы связаные с договорными отношениями.
Заключение договора
02 >> 03>> 04 >> 05 >> 06 >> 07 >> 08 >> 09 >> 10
11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20

Вопрос: Организация заключила трудовой договор с гражданином Белоруссии. Временная регистрация у него отсутствует, получать вид на жительство и разрешение на временное проживание он не собирается. Как определить его статус временно пребывающего? Как начислять страховые взносы?

Ответ: Иностранный гражданин, находящийся в РФ, не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, относится к числу временно пребывающих в РФ иностранных граждан.
На выплаты в пользу временно пребывающего на территории РФ гражданина Республики Беларусь, не являющегося высококвалифицированным специалистом и работающего на основании трудового договора, страховые взносы на ВНиМ, ОМС и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются в том же порядке, который действует в отношении граждан РФ (тариф составляет 2,9% с учетом предельной величины базы для взносов на ВНиМ и 5,1% - для взносов на ОМС).
Страховые взносы на ОПС начисляются по тарифу в размере 22% с учетом предельной величины базы для начисления взносов. Сверх предельной величины взносы начисляются по тарифу 10%.

Обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, гражданин Республики Беларусь - иностранный гражданин.
Иностранный гражданин, законно находящийся в Российской Федерации, - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При этом иностранный гражданин, получивший вид на жительство, считается постоянно проживающим в Российской Федерации. Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность, либо в виде документа установленной формы, является временно проживающим в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Однако гражданам Республики Беларусь при въезде в РФ миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" (далее - Соглашение)).
Тем не менее, по нашему мнению, иностранный гражданин Республики Беларусь, находящийся на территории Российской Федерации, не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, относится к числу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Другими словами, статус временно пребывающего иностранного гражданина подтверждается не наличием у него определенного документа, а отсутствием вида на жительство и разрешения на временное проживание. При этом срок фактического пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации не имеет значения.
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Другими словами, страховые взносы начисляются на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в РФ иностранных граждан, работающих в организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, признаваемых застрахованными в рамках соответствующего вида обязательного страхования.
Застрахованными в рамках обязательного пенсионного страхования являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в частности работающие по трудовому договору (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Письмо ФНС России от 22.11.2017 N ГД-4-11/26208@).
В 2017 - 2020 гг. для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС - 22%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС - 10% (п. 1 ст. 426 НК РФ).
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС в 2018 г. составляет 1 021 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378).
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Следовательно, все временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане (кроме высококвалифицированных специалистов) относятся к числу лиц, признаваемых застрахованными в рамках указанного вида обязательного социального страхования.
При этом в общем случае на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, страховые взносы на ВНиМ начисляются по тарифу 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Однако в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) граждане государств - членов ЕАЭС имеют право на социальное обеспечение (социальное страхование) наравне с гражданами Российской Федерации. В связи с этим на выплаты, производимые в пользу временно пребывающих в Российской Федерации граждан Республики Беларусь, страховые взносы в ФСС РФ начисляются по ставке 2,9%. С суммы выплат, превышающей предельную величину базы для исчисления взносов, данные взносы не уплачиваются (п. 2 ст. 426 НК РФ).
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ВНиМ в 2018 г. составляет 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378).
Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора). Таким образом, граждане Республики Беларусь независимо от своего статуса являются застрахованными в системе ОМС наравне с гражданами Российской Федерации. Соответственно, на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь начисляются страховые взносы на ОМС по тарифу 5,1% (п. 3 ст. 426 НК РФ, Письмо Минтруда России от 29.07.2016 N 17-3/ООГ-1119).
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) действие названного Закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ страховые взносы в ФСС РФ на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты в пользу временно пребывающих в РФ иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, а также выполняющих работы на основании договора гражданско-правового характера, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Тариф взносов зависит от класса профессионального риска (ст. 21 Закона N 125-ФЗ).
Также следует обратить внимание на необходимость соблюдения требований миграционного законодательства.
Граждане Республики Беларусь освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока они подлежат постановке на миграционный учет (ст. ст. 7 и 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)). Постановка на учет по месту пребывания осуществляется в месте фактического проживания, за исключением случая, когда временно пребывающий в РФ иностранный гражданин поставлен на миграционный учет по месту нахождения (адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую и иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ, п. 6 Решения Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года").
Согласно ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подготовлено на основе материала
Е.В. Воробьевой,
члена Научно-экспертного совета
Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации,
к. э. н.
06.08.2018



 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!