Образцы, формы и шаблоны договоров.
Актуальные ответы на вопросы связаные с договорными отношениями.
Заключение договора
02 >> 03>> 04 >> 05 >> 06 >> 07 >> 08 >> 09 >> 10
11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20

Вопрос: Организация (ресторан) предоставила клиенту подарок (блюдо от шеф-повара) за свой счет в связи с неудовлетворительным его обслуживанием работником. Возможно ли взыскать с работника ущерб в виде стоимости данного блюда, если с ним не заключался договор о полной материальной ответственности? Каков порядок документального оформления в указанном случае?

Ответ: Если с работником не заключался договор о полной материальной ответственности, то взыскать с работника-официанта стоимость блюда, предоставленного клиенту за счет ресторана в связи с неудовлетворительным его обслуживанием официантом, работодатель вправе при условии, что стоимость указанного блюда не превышает средний месячный заработок официанта.
Порядок документального оформления в таком случае предполагает следующие действия работодателя:
составление акта проверки, проведенной с целью установления стоимости блюда от шеф-повара, а также причин его предоставления клиенту ресторана;
истребование письменного объяснения от официанта, а в случае его отказа - составление соответствующего акта;
составление распоряжения о взыскании ущерба работодателя в месячный срок со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба (если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка официанта);
получение работодателем письменного согласия работника (официанта) на удержание из его заработной платы суммы причиненного ущерба в пределах среднемесячного заработка.

Обоснование: Оказание услуг общественного питания регулируется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (далее - Правила).
Согласно п. 19 Правил исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа. Так, в силу ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.
Неудовлетворительное обслуживание клиента ресторана, по нашему мнению, относится к ситуации, когда услуга общественного питания оказана с недостатками.
При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания; безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества (п. 26 Правил, ст. 29 Закона N 2300-1).
В соответствии с п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом в силу ст. 91 Трудового кодекса РФ трудовые обязанности работник обязан исполнять в рабочее время.
Должностные обязанности официанта должны предусматривать обслуживание посетителей ресторана (конкретный вид поручаемой работы), следовательно, в случае неудовлетворительного обслуживания посетителей ресторана ответственность согласно положениям п. 1 ст. 1068 ГК РФ несет работодатель.
Организация, возместившая вред, причиненный другим лицом (в рассматриваемом случае - официантом при исполнении им должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В общем случае за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации работодатель, возместивший клиенту ресторана ущерб в связи с неудовлетворительным его обслуживанием со стороны официанта, вправе взыскать с виновного официанта компенсацию только в пределах его среднемесячной заработной платы.
Следует отметить, что в случае установления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работника работодатель вправе привлечь его к полной материальной ответственности (п. 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ) даже при условии того, что договор о полной материальной ответственности с ним не заключался.
Порядок действий работодателя по факту причиненного ущерба определен ТК РФ. Так, ст. 247 ТК РФ устанавливает, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Нормы трудового законодательства не регламентируют оформление результатов проведенной проверки. По нашему мнению, результат проверки целесообразно оформить в виде акта по аналогии с порядком привлечения работников к дисциплинарной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 247 ТК РФ в обязательном порядке от официанта должны быть истребованы письменные объяснения для установления причин возникновения ущерба. При отказе или уклонении работника от предоставления объяснения по данному факту составляется соответствующий акт.
В силу ст. 248 ТК РФ если возмещению подлежит сумма ущерба в пределах среднего месячного заработка работника, то ее взыскание производится по распоряжению работодателя, которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба. Определение размера среднего заработка происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления среднего заработка".
Распоряжение работодателем должно быть вынесено в месячный срок со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба. При этом работодателю важно получить от работника согласие на добровольное возмещение и удержание из его заработной платы суммы среднего месячного заработка в счет погашения причиненного ущерба, так как перечень оснований для удержания из заработка работника денежных сумм, установленный в ст. 137 ТК РФ, является закрытым, расширительному толкованию не подлежит и данного основания в нем не предусмотрено.
Если месячный срок для вынесения работодателем распоряжения о взыскании ущерба в пределах месячного заработка истек или работник не согласился на удержание из его заработка суммы ущерба в пределах среднемесячного заработка, а также если сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только в судебном порядке (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).
Следовательно, в случае возникновения ущерба в размере, превышающем средний месячный заработок работника, работодатель не имеет права издавать никаких распорядительных документов. Тем не менее работодатель вправе предложить работнику заключить соглашение, в котором прописать размер причиненного ущерба, порядок и сроки его возмещения (в том числе это могут быть рассрочка платежей, отсрочка, передача равноценного имущества в счет погашения ущерба, исправление поврежденного имущества и т.д.) (ч. 4 ст. 248 ТК РФ).
При привлечении работника к материальной ответственности необходимо учитывать, что, даже если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, при выплате заработной платы в счет возмещения ущерба можно удерживать не более 20% заработной платы в соответствии с ч. 1 ст. 138 ТК РФ.
Таким образом, работодатель вправе взыскать с работника-официанта стоимость блюда, предоставленного клиенту за счет ресторана в связи с неудовлетворительным его обслуживанием официантом. Порядок документального оформления в таком случае предполагает следующие действия работодателя: составление акта проверки, проведенной с целью установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения; истребование письменного объяснения работника, а в случае его отказа - составление соответствующего акта; составление распоряжения о взыскании ущерба в месячный срок со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба (если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка официанта); получение работодателем письменного согласия работника на удержание из его заработной платы суммы причиненного ущерба в пределах среднемесячного заработка.

В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
15.02.2018



 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!