Вопрос: Как в целях соблюдения требований п. 2 ст. 54.1 НК РФ подтвердить реальность исполнения сделки именно контрагентом (какими документами)? В течение какого времени нужно хранить документы, подтверждающие выполнение мероприятий по должной осмотрительности?
Ответ: При доказывании соблюдения требований п. 2 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ налоговому органу представляется комплект первичных документов по сделке, а также иные документы, свидетельствующие о применении мер должной осмотрительности в отношении контрагента (деловая переписка, свидетельства личной встречи, получение документов из открытых источников данных и т.д.). При этом документы по выполнению мероприятий должной осмотрительности желательно хранить за прошлый период в течение всего времени, когда налоговый орган может их запросить (в ходе проведения контрольных мероприятий).
Обоснование: Согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик по имевшим место сделкам (операциям) вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий, а именно:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
В ходе проведения контрольных мероприятий у налогового органа могут возникать сомнения в отношении реальности сделки, ее исполнения заявленным контрагентом, в связи с чем может быть отказано в понесенных расходах по налогу на прибыль и/или вычетах по НДС. При этом налоговый орган не ограничивается проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а при принятии тех или иных решений рассматривает документы в совокупности и во взаимосвязи, в том числе с точки зрения внутренних противоречий и расхождений между ними.
В таком случае несмотря на общее правило о возложенном бремени доказывания налогового правонарушения на налоговый орган проверяемой организации целесообразно помимо общего пакета первичных документов, подтверждающих исполнение самой сделки, показать принятие мер должной осмотрительности при выборе контрагента. Какого-либо утвержденного перечня таких документов в связи с многообразием сделок не существует, однако в целом можно рекомендовать учитывать следующее.
Важно понимать, что сама по себе государственная регистрация контрагента не свидетельствует о ведении им реальной хозяйственной деятельности. Таким образом, представления сведений о государственной регистрации контрагента будет недостаточно.
Полагаем, что общество должно обосновать выбор контрагентов с точки зрения доводов о деловой репутации, платежеспособности, возможностей исполнения обязательств без риска, наличия у контрагента таких ресурсов, как производственные мощности, технологическое оборудование, квалифицированный персонал, соответствующий опыт (в зависимости от предмета договора). При заключении договоров сделка должна быть экономически обоснованна, иметь реальную деловую цель и быть заключенной на обычных условиях (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2017 N 14-16/179534).
Таким образом, организации, особенно в случае заключения договоров с новыми контрагентами, рекомендуется затребовать и получить копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, банковской карточки, паспорта руководителя, приказа о назначении единоличного исполнительного органа и лица, уполномоченного на подписание первичных документов, выписки из ЕГРЮЛ, информацию об отсутствии задолженности перед бюджетом и др. При принятии решения о возможности исполнения условий договора следует осуществить сбор информации о контрагентах из общедоступных информационных систем и открытых источников.
Полученные документы должны свидетельствовать о государственной регистрации организации и подтверждать права лиц, действующих от имени контрагентов, а также представлять их интересы и подписывать документы. Генеральные директора не должны быть массовыми и не должны состоять в реестре дисквалифицированных лиц.
Кроме того, доказательством проявления налогоплательщиком должной осмотрительности может быть и последующее надлежащее исполнение им своих договорных обязательств по договору.
Таким образом, необходимо предпринять и показать использование всех доступных способов для проверки контрагентов. При этом желательно также запросить у контрагента необходимые документы по таможенному оформлению товара, расчету себестоимости продукции либо услуг, получению им необходимых сертификатов соответствия, наличию квалифицированного штата, интернет-сайта, посетить действующий офис, склад, осмотреть закупаемый объем товаров и т.д. Кроме того, доказательствами того, что привлекаемый контрагент обладает самостоятельной деятельностью, будут являться такие факты, как несение им расходов на транспорт, логистику, банковские услуги и сертификацию продукции, аренду и т.д.
По Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерские документы должны храниться пять лет после отчетного года (ст. 29). Что касается документов, свидетельствующих о проявлении организацией должной осмотрительности в отношении своих контрагентов, каких-либо сроков не установлено. Такие документы необходимо хранить в течение всего времени, когда налоговый орган может их запросить, например, в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ) либо у организации будет необходимость их предъявлять в обоснование своей позиции о реальности заключенной сделки с контрагентом.
Е.С. Григоренко
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
07.05.2018