Образцы, формы и шаблоны договоров.
Актуальные ответы на вопросы связаные с договорными отношениями.
Вопрос: В договоре поставки продовольственных товаров предусмотрено вознаграждение за выполнение плана закупок, установленное в размере 5% от суммарного объема закупок в отчетном периоде без учета НДС. Правомерно ли предусмотреть в договоре еще и вознаграждение за проведение маркетинговых мероприятий в размере 3%, предоставляемое как скидка в цене в последующем периоде? Если это возможно, то как лучше такое условие сформулировать, чтобы не возникало риска квалификации его как противоречащего требованиям антимонопольного законодательства?

Ответ: Правомерно одновременно предусмотреть и вознаграждение за выполнение плана закупок, установленное в размере 5% от суммарного объема закупок в отчетном периоде (без учета НДС и акцизов), и вознаграждение за проведение маркетинговых мероприятий в размере 3%, предоставляемое как скидка в цене в последующем периоде. Однако сформулировать порядок предоставления скидки рекомендуется, исключив при этом указание на вознаграждение, так как скидка не является по смыслу вознаграждением, а является элементом ценовой политики. Допустимым будет, например, такое указание: "Помимо вознаграждения за выполнение объема продаж за прошедший отчетный период, поставщик обязан предоставить покупателю скидку в размере 3% от цены товара, поставляемого в последующем отчетном периоде".

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, вознаграждение за выполнение плана закупок и за проведение маркетинговых мероприятий в совокупности не может превышать 5% от цены приобретенных товаров (без учета НДС и сумм акцизов).
Если основываться на понятиях Современного экономического словаря, скидка - это одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж. Скидка оптовая - скидка, зависящая от величины покупаемой партии товара. А цена со скидкой - базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или заказчику либо при продаже большой партии товара.
Таким образом, скидка в цене не является вознаграждением покупателя. Это является элементом ценовой политики поставщика, несмотря на то что для того, чтобы ее получить, покупателю придется выполнить ряд условий (в том числе, возможно, в виде заказа определенного объема товара или успешного проведения маркетинговых мероприятий). Какого бы размера ни оказалась скидка, она не входит в размер вознаграждения, выплачиваемого по соглашению сторон поставки, и не может учитываться при определении ее максимального размера в 5%, ограниченного Законом N 381-ФЗ.
Таким образом, вопросы, связанные со способом и порядком определения цены продовольственного товара (в том числе такие способы и порядки, которые учитывают предоставление хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидок), согласовываются сторонами договора поставки по их усмотрению, но с соблюдением антимонопольных правил.
Другим важным моментом в решении поставленного вопроса является определение размера, из которого будет исчисляться вышеуказанный максимум вознаграждения в 5%.
Определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки или скидок, уменьшающих цену товара способами и по основаниям, согласованным сторонами этого договора.
По мнению ФАС России, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, недопустимо, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.
При этом ч. 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ не содержит ограничений на включение в договор поставки продовольственных товаров условий об определении (изменении) поставщиком цены продовольственных товаров в связи с исполнением условий договора поставки, а также не содержит ограничений на включение в договор поставки условий о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, на определенный период при условии реализации последним товара розничным потребителям со снижением цены в неменьшем размере в согласованный сторонами период времени. Такой порядок определения цены или порядок ее изменения, по смыслу Закона N 381-ФЗ, не подпадает под ограничение, предусмотренное ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ.
Согласно Разъяснениям ФАС России от 09.06.2017 N АК/39035/17 "По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ", в случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю) подпадает под ограничение, предусмотренное ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ. В этом случае, по мнению ФАС России, для целей применения ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать 5% от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).
Таким образом, при применении данного порядка ценовой политики и взаимодействия сторон по договору поставки следует помнить о соблюдении антимонопольных правил (в частности, недопустимо создание дискриминационных условий), а также учитывать, что, если скидка на товар не будет ретранслирована розничным потребителям, при расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).

Н.В. Пластинина
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
09.08.2017



Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!