§ 1. Общие положения об оспаривании подозрительных сделок

Основания признания сделок недействительными могут быть предусмотрены гражданским законодательством. В этом случае подлежат применению нормы § 2 гл. 9 ГК. Специальные основания для оспаривания совершенных должником сделок содержит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Вопрос о предмете оспаривания в процедурах несостоятельности (банкротства) мало исследован в российской доктрине. Концепция Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в этой части существенно изменилась в 2009 г., когда в Закон была введена гл. III.1 "Оспаривание сделок должника".
Предметом оспаривания могут быть как сделки, так и действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей. В абз. 32 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" относительно действий, подлежащих оспариванию, сделано уточнение об их юридически значимом характере.
Любые действия или бездействие должника, влекущие уменьшение его долга, могут быть оспорены в ходе процедуры несостоятельности (банкротства).
Опровержение не только сделок, а и действий должника в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" введено Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" <1>, концепция оспаривания действий заимствована из немецкого законодательства.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2153 (с изм.).

Арбитражной практикой также была осознана необходимость оспаривания действий должника, которые сделками не являются. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)": (п. 5) предлагалось под сделками, которые могут быть оспорены по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", понимать и действия, которые являются исполнением обязательств <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2009. N 7.

В современной российской доктрине сторонником опровержения не только сделок, а и юридических действий выступает В.А. Химичев <1>.
--------------------------------
<1> См.: Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 93.

Однако некоторые авторы подвергают сомнению возможность оспаривания действий должника, которые не имеют признаков гражданско-правовой сделки, и применения к ним положений законодательства о недействительности сделок.
По мнению К.Б. Кораева, более оправданным представляется использование понятия "сделка", содержащегося в законодательстве о банкротстве, в гражданско-правовом смысле, а оспаривание действий по исполнению сделки необходимо исключить из Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку теории гражданского права неизвестны конструкции, допускающие возможность признания недействительными исполнения по сделке <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 59.

Аналогичную позицию занимает А.Г. Циндяйкина, которая признает сомнения К.Б. Кораева абсолютно обоснованными, а выводы, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г., неоднозначными и считает, что "под правила об оспаривании сделок не должны подпадать действия по исполнению гражданско-правового обязательства, если срок исполнения уже наступил, а само исполнение не нарушает права и интересы других лиц", и также предлагает исключить из ст. 61.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не относящиеся к сделкам юридические акты как необоснованно ограничивающие права участников таких правоотношений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Циндяйкина А.Э. Правовое регулирование конкурсного оспаривания сделок должника при несостоятельности (банкротстве): Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9 - 10, 15 - 16.

Основным доводом противников оспаривания действий служит отсутствие в теории гражданского права соответствующей конструкции, противоречие норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ГК, ТК, СК.
Между тем должник в предвидении несостоятельности может выводить активы из своего имущества, совершая юридические действия, которые не всегда возможно признать сделками. Оспаривание всех юридически значимых действий и возврат полученного в имущество должника являются одной из основных целей процедуры несостоятельности (банкротства).
В немецкой доктрине оспариваемые действия получили название "сделкоподобные действия".
Оспариванию подлежат не только действия самого должника, а также и действия третьих лиц, например, банка, осуществляющего платеж по договору с участием должника, действия судебного пристава, осуществляющего взыскание, и т.п. Опровержение действий третьих лиц с имуществом должника применялось уже в римском праве и используется в других правопорядках.
Предметом оспаривания должно становиться и бездействие должника в тех случаях, когда оно влечет неблагоприятные имущественные последствия, например должник как векселедержатель не осуществляет протест векселя и вследствие этого не предъявляет иск к своему должнику по вексельному обязательству.
Следует отметить, что оспаривание сделок и действий несостоятельного должника является особым правовым институтом, регулирование правоотношений осуществляется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!