3. Лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях
Правовые нормы, регулирующие условия труда в северных районах, направлены на то, чтобы компенсировать повышенные затраты труда и стоимость жизни, ограничить, а там, где возможно, и устранить негативное воздействие природно-климатических факторов на здоровье человека, а также содействовать решению специфических задач хозяйственного развития этих регионов.
Средством достижения этих целей служит система государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Она призвана приблизить уровень жизни лиц, работающих в районах Крайнего Севера, к среднему уровню жизни в России.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, установлены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами. Среди них Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <1>, Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551.
<2> Собрание законодательства РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 26.
В то же время ряд вопросов продолжает решаться на основании законодательства бывшего СССР. Так, Перечень районов Крайнего Севера, утвержденный в 1967 г., продолжает действовать в редакции Постановления Совета Министров СССР, но с изменениями и дополнениями, внесенными уже российским законодательством.
В нормотворческой деятельности по установлению гарантий и компенсаций принимают участие субъекты РФ, территории которых расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, т.е. произошел некоторый перенос полномочий с федерального на региональный уровень. Как верно отмечает Н.М. Козлинская, нормы-гарантии для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены в различных правовых актах и разобщены, что создает определенные трудности для их изучения и реализации <1>.
--------------------------------
<1> Козлинская Н.М. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009 // http://www.dslib.net/trud-pravo.
Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Труд работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в связи с особыми климатическими условиями должен быть компенсирован предоставлением определенных льгот и преимуществ.
Следует согласиться с Н.В. Халдеевой в том, что основные особенности современной правовой регламентации трудовых отношений в районах Крайнего Севера характеризуется: 1) наличием особых дополнительных правил, обусловленных местом выполнения труда в экстремально-климатических условиях; 2) особенностями трудового договора, его заключения, изменения и прекращения; 3) установлением сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков, дополнительного медицинского обеспечения; 4) проявлением специальных правовых механизмов особой охраны труда; 5) усилением гибкости применения трудовых норм; 6) комплексностью правовых источников, регламентирующих трудовые отношения в районах Крайнего Севера и содержащих специальные нормы на всех уровнях и в разных формах правового регулирования - законодательстве, иных нормативных правовых актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах <1>.
--------------------------------
<1> Халдеева Н.В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015 // https://docviewer.yandex.ru.
Гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, распространяются на лиц, работающих в организациях северных районов независимо от форм собственности по трудовым договорам, заключенным как на неопределенный срок, так и на определенный (на срок до двух месяцев, сезонной работе, работе вахтовым методом).
В соответствии со ст. 324 ТК РФ заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в указанных районах и местностях. Следует сделать вывод о том, что медицинское заключение должно представляться при поступлении на работу лицами, привлекаемыми из других местностей, то есть регионов, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Наличие противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что подтверждается медицинским заключением, выданным в порядке <1>, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, является основанием для отказа в заключении трудового договора.
--------------------------------
<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" // РГ. 2012. N 127. 6 июня.
В случае заключения трудового договора для работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях из других местностей, при наличии противопоказаний для работы в указанных районах или местностях, подтвержденных медицинским заключением, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии со ст. 84 ТК РФ.
В ст. 318 ТК РФ в качестве государственной гарантии предусмотрено, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Судебные органы исходят из того, что сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а только в исключительных случаях. Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Определение Верховного Суда РФ от 30 января 2017 г. N 69-КГ16-10; Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2017 г. N 69-КГ16-14 // "".
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат налогообложению (ст. 217 НК РФ) и обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ).
Статья 320 ТК РФ предусматривает, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Ранее в ст. 22 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" была установлена 36-часовая рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при сохранении средней заработной платы, и эта норма была обязательна для работодателей, в ныне действующей редакции указанная гарантия отсутствует. Таким образом, в отличие от ранее действовавшей нормы, которая в обязательном порядке устанавливала сокращенную рабочую неделю, ст. 320 ТК РФ определяет, что такая неделя может устанавливаться коллективным или трудовым договором. Следовательно, если в коллективном или трудовом договоре данное условие не предусмотрено, женщина не сможет потребовать установления ей 36-часовой рабочей недели, т.е. опять можно выявить снижение уровня государственных гарантий для данной категории лиц.
Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю) ребенка до 16 лет ежемесячно предоставляется по его письменному заявлению один дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
Для работников Севера предусмотрены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска:
- для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к ним, - 16 календарных дней. При этом в ст. 14 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, должны предоставляться дополнительные отпуска продолжительностью 8 календарных дней. Представляется совершенно неясным, почему ст. 321 ТК РФ по-прежнему не дополнена указанием об этом дополнительном оплачиваемом отпуске для лиц, работающих в местностях, где установлены районные коэффициенты, продолжительностью 8 календарных дней (что предусмотрено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <1>). Ведь, с одной стороны, Трудовой кодекс РФ - это основной источник трудового права, в котором была предпринята попытка кодификации множества нормативных актов, а с другой - речь в ст. 22 Закона идет о регионах с особыми условиями проживания, в том числе и районах, имеющих отношение к Северу.
--------------------------------
<1> РГ. 1993. N 73. 16 апр.
Согласно ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. В то же время в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указано, что, поскольку работодатель обязан предоставить работнику-совместителю дополнительный оплачиваемый отпуск на общих основаниях, приказ работодателя, которым установлен запрет на предоставление работникам-совместителям ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера, противоречит ст. 321 ТК РФ, нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только по основному месту работы, но и по совместительству <1>.
--------------------------------
<1> Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 4.
Труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Повышенная оплата обеспечивается с помощью применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Реализация прав на получение этих гарантий связана со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как указывает Н.В. Халдеева, районные коэффициенты и процентные надбавки как элементы заработной платы являются необходимым условием реализации государственных концепций и стратегий развития районов Крайнего Севера, обеспечения эффективных государственных гарантий работникам с целью компенсации риска утраты здоровья, трудоспособности, экстремальной дискомфортности труда и проживания <1>.
--------------------------------
<1> Халдеева Н.В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015 // https://docviewer.yandex.ru.
Районные коэффициенты установлены с целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях, они представляют собой показатель относительного увеличения заработной платы в зависимости от степени тяжести таких условий для установления равенства в оплате за равный труд. Районный коэффициент начисляется ежемесячно на месячный заработок работника, за исключением процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера, единовременных поощрительных выплат и т.д. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Самый высокий коэффициент установлен в размере 2,0, самый низкий - 1,15 (см. информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 9 июня 2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 г. N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 г. N 25-23/5995 <1>).
--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 9.
Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, начисляется районный коэффициент к заработной плате в размере 3 во время их работы в Антарктике <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2013 г. N 832 "О районном коэффициенте к заработной плате и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в Антарктике лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 39. Ст. 4986.
По мнению Н.М. Козлинской, на федеральном уровне следует установить единый районный коэффициент к заработной плате с учетом не только одного природно-климатического принципа, но и других факторов, таких как социально-экономический, экономико-географический, фактор риска проживания и др. Она предлагает произвести новое деление всей территории РФ на:
- территории абсолютно дискомфортные (их немного - такие, как, например, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Сахалинская, Камчатская область);
- территории экстремально дискомфортные;
- территории дискомфортные <1>.
--------------------------------
<1> Козлинская Н.М. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009 // http://www.dslib.net/trud-pravo.
Вызывает озабоченность то, что в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 27 августа 2008 г. N 450-н <1> указано, что оплата труда работников, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплат) с 1 января 2009 г. не может быть менее 4 330 рублей (с 1 июля 2016 г. - 7 500 рублей). Тем не менее 7 500 рублей - это минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" <2>, а в прежней редакции ст. 129 ТК РФ было указано, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Представляется, что нынешнее законодательство - это значительный шаг назад по сравнению с прежним.
--------------------------------
<1> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10.
<2> Собрание законодательства РФ. 2000. N 26. Ст. 2729.
Многие специалисты <1> в области трудового права обоснованно считают, что в величину минимального размера оплаты труда в принципе не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты <2>.
--------------------------------
<1> Абузярова Н.А. Проблемы минимального размера оплаты труда и индексация заработной платы // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: Материалы VIII международной научно-практической конференции / Под общ. ред. К.Н. Гусова. М., 2012. С. 42; Петров А.Я. Заработная плата: актуальные вопросы трудового права. М., 2011. С. 74 - 76; и др.
<2> Цит. по: Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография / И.Я. Белицкая, Д.Л. Кузнецов, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2015.
Бесспорной представляется позиция Верховного Суда РФ <1> о том, что правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ). К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях <2>.
--------------------------------
<1> Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 4.
<2> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 5; Определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1; Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7 // "".
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. В аналогичном порядке устанавливаются размер процентной надбавки и порядок ее выплаты. Процентная надбавка представляет собой ежемесячную денежную компенсацию, установленную для лиц, работающих в экстремальных климатических условиях. Сейчас не существует единого нормативного правового акта, регулирующего установление процентных надбавок к заработной плате, в связи с чем продолжает действовать Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" <1> и Постановление Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке исчисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных), за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях" <2>. Трудовой стаж для получения процентной надбавки исчисляется согласно Постановлению Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" <3>. Правила перерасчета процентных надбавок при переходе работников в организации, расположенные в других местностях, где установлены иные размеры процентных надбавок, предусмотрены в разъяснении Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7, утв. Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 <4>.
--------------------------------
<1> СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254.
<2> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. N 12.
<3> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 41. Ст. 3928.
<4> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 9.
На уровне субъекта Федерации или муниципального образования размер процентных надбавок может быть увеличен.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 <1> утверждены правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2986.
Работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов.
Из разъяснения Министерства финансов РФ следует, что оплата проезда сотрудника в отпуск и обратно организацией, которая расположена на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, не облагается НДФЛ. При этом налог не нужно исчислять даже в том случае, если работодатель согласно коллективному договору, локальным нормативным актам, трудовым договорам оплачивает проезд чаще одного раза в два года <1>.
--------------------------------
<1> См.: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 03-04-06/10021 // "".
Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.
Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.
Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:
а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства.
В случае если работник проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда (см. решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 7 марта 2017 г.) <1>.
--------------------------------
<1> http://sudact.ru.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) отмечено, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в ч. ч. 1 - 7 ст. 325 ТК РФ <1>, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны) <2>.
--------------------------------
<1> Части 1 - 7 ст. 325 ТК РФ адресованы лицам, работающим в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей.
<2> Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2017. N 1.
Работник обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.
Компенсация расходов работнику предоставляется только по основному месту работы.
В заключение необходимо заметить, что льготы, предоставляемые работникам этих районов, можно подразделить на основные и дополнительные, которые предусмотрены ст. ст. 325, 326 ТК РФ. На местных жителей, с которыми заключаются трудовые договоры на неопределенный срок, не распространяются дополнительные льготы, они имеют право лишь на основные, которые предоставляются всем работникам независимо от того, приезжие они или нет.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" <1> женщины, достигшие возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях, имеют право на досрочную пенсию по старости.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6965.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из буквы закона, можно сделать вывод о том, что периоды работы, осуществляемой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, могут быть исчислены из расчета девяти месяцев работы на Крайнем Севере, а на женщин, родивших двух и более детей, подобная норма не распространяется. Это представляется неверным, и п. 2 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" нуждается в соответствующем дополнении.