2. Работников в возрасте до восемнадцати лет
Особенности правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет предусмотрены гл. 42 Трудового кодекса РФ. Для них установлены как ограничения, так и дополнительные гарантии, которые касаются, в основном, институтов "Трудовой договор", "Рабочее время", "Время отдыха", "Материальная ответственность".
1. В области трудового договора предусмотрены следующие особенности:
- в ст. 63 ТК РФ установлен возраст приема на работу. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства <1>, а также лиц, работающих в религиозных организациях.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Лица, достигшие возраста пятнадцати лет, получившие общее образование или получающие общее образование могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Необходимо учитывать, что трудовой договор с лицом, достигшим возраста пятнадцати лет, может быть заключен в случае, если несовершеннолетний к этому моменту уже получил, получает основное общее образование либо в соответствии со ст. ст. 61 и 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" оставил общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или был отчислен из организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних") <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 4.
В случае заключения трудового договора с лицом, достигшим возраста пятнадцати лет, получающим основное общее образование, следует учитывать, что работа таким лицом должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Заключение трудового договора с лицом в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, в силу ч. 3 ст. 63 ТК РФ, возможно при соблюдении следующих условий:
- подросток, достигший четырнадцати лет, должен быть учащимся;
- предлагаемая подростку работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью;
- работа по трудовому договору должна выполняться лишь в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы;
- на заключение трудового договора должно быть получено письменное согласие одного из родителей (попечителя);
- на заключение трудового договора должно быть получено письменное согласие органа опеки и попечительства.
Если другой родитель возражает против заключения трудового договора с лицом, не достигшим возраста пятнадцати лет, необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
Заключение трудового договора с лицами, не достигшими четырнадцати лет, не допускается, за исключением выполнения работ для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках без ущерба его здоровью и нравственному развитию, по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта.
Для заключения с ними трудового договора необходимо письменное согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. В силу ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ разрешение органа опеки и попечительства, необходимое для заключения трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста четырнадцати лет, выдается на основании предварительного медицинского осмотра.
В данном случае трудовой договор от имени такого лица подписывается одним из родителей (усыновителем, опекуном) (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
При этом в Трудовом кодексе РФ минимальный возраст заключения с ними трудового договора не указан. В связи с этим Э.Н. Бондаренко ставит вопрос о том, можно ли говорить о трудовой правоспособности детей и подростков. На основе анализа Конвенции МОТ от 19 сентября 1946 г. N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" <1>, Конвенции МОТ от 9 октября 1946 г. N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" <2>, работ В.Н. Скобелкина и Б.К. Бегичева, профессор Э.Н. Бондаренко приходит к выводу, с которым следует согласиться, что "трудоправовая природа отношений данной категории лиц вообще под вопросом. Хотя соответствующая норма и содержится в Трудовом кодексе РФ, она является чужеродной ему. Ребенок... в силу возраста может не понимать содержания и даже не уметь подписать трудовой договор. По существу договор заключается с родителями (опекунами - ст. 33 ГК РФ, но не попечителями - ст. 63 ГК РФ)" <3>.
--------------------------------
<1> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 766 - 771.
<2> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 777 - 783.
<3> Бондаренко Э.Н. Основания возникновения трудовых правоотношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 58 - 59.
О.Б. Зайцева считает, что отсутствие минимального возраста для вышеназванной категории лиц "является недоработкой российского законодателя", и для трудовой правосубъектности в этом случае необходимо "достигнуть в своем развитии хотя бы физиологического и психофизического уровня для того, чтобы сознательно осуществлять определенную трудовую функцию" <1>. В связи с этим О.Б. Зайцева предлагает закрепить в ТК РФ дифференцированный подход к возрасту, выделив "малолетних в возрасте до 8 лет, малолетних от 8 до 11 лет, в возрасте от 11 до 14 лет" <2>.
--------------------------------
<1> Зайцева О.Б. Трудовая правосубъектность как правовая категория: Монография. Оренбург, 2006. С. 99.
<2> Там же. С. 100.
Следует отметить, что российское законодательство восприняло норму, установленную Конвенцией МОТ 1973 г. N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" <1>, согласно п. 3 ст. 2 которой, по общему правилу, минимальный возраст приема на работу не может быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не может быть ниже 15 лет. Кроме того, ст. 7 указанной Конвенции предусматривает, что национальным законодательством или правилами может допускаться прием на работу по найму лиц в возрасте от 13 до 15 лет для выполнения легкой работы, которая не окажется вредной для здоровья или развития, не наносит ущерба учебе. Для участия в художественных выступлениях компетентный орган после консультаций с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся может в отдельных случаях допускать исключения из запрета приема на работу лиц моложе установленного минимального возраста. Такой допуск должен быть оформлен путем выдачи специального разрешения, в котором ограничивается продолжительность рабочего времени и устанавливаются условия, при которых может выполняться работа по найму или другая работа.
--------------------------------
<1> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1703 - 1710.
Запрещено применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на некоторых видах работ согласно Перечню, который должен быть утвержден в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время такой порядок еще не установлен, поэтому следует руководствоваться нормативными правовыми актами, принятыми до введения в действие Трудового кодекса РФ, т.е. Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применять труд лиц моложе восемнадцати лет <1>.
--------------------------------
<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 10.
Прием на работу лиц моложе 18 лет для выполнения работ, предусмотренных в Перечне, является основанием для прекращения трудового договора по ст. 84 ТК РФ в связи с нарушением правил его заключения, исключающим возможность продолжения работы, и работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. Вместе с тем возможность продолжения трудового договора не исключается, если обстоятельство, препятствовавшее заключению трудового договора, устранено (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
Кроме того, несовершеннолетних работников запрещено принимать на работу в игорный бизнес, ночные кабаре и клубы, на работы, связанные с производством, перевозкой и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания.
Для несовершеннолетних работников предусмотрены ограничения при переноске и передвижении вручную. Нормы предельно допустимых нагрузок утверждены Постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. <1> (в отношении спортсменов предусмотрены особые правила) и учитывают характер работы, показатели тяжести труда и предельно допустимую массу груза отдельно для юношей и девушек. Например, при подъеме и перемещении тяжестей вручную и постоянно в течение смены для юношей в возрасте от 14 до 15 лет предельно допустимая масса груза составляет - 3 кг, для девушек - 2 кг, в возрасте от 16 до 17 лет - для юношей - 4 кг, для девушек - 3 кг.
--------------------------------
<1> РГ. 1999. N 147. 30 июля.
В ст. 272 ТК РФ указано, что особенности трудоустройства несовершеннолетних работников определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.
Статья 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые, относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Одним из средств обеспечения трудоустройства несовершеннолетних является квотирование рабочих мест.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
Размер квоты в субъектах зависит от численности работников организации. Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" <1> устанавливает для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2%. В остальной части Закон г. Москвы предоставляет работодателям право трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.
--------------------------------
<1> Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 2. Ст. 379.
По Закону Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-З N 1079-1У "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)" <1> квота устанавливается в том числе и в отношении несовершеннолетних, испытывающим трудности в поиске работы.
--------------------------------
<1> Якутские ведомости. 2012. N 58.
Квота для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается организациям в процентах к среднесписочной численности работников и составляет:
- для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, - 3%, в том числе для приема на работу несовершеннолетних граждан - 15%;
- для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет от 50 до 100 человек, - 2%, в том числе для приема на работу несовершеннолетних граждан.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в счет установленной квоты при наличии справки, выданной в установленном порядке органами местного самоуправления, органами социальной защиты, органами внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций, администрациями специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, учреждениями, проводившими курс лечения и реабилитации от наркотической либо алкогольной зависимости, управлениями пенсионной службы. Для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, родителей, имеющих статус беженцев и вынужденных переселенцев, предъявляются удостоверения, выданные в установленном порядке Уполномоченным органом в сфере миграции.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения.
Работодатели ежегодно выделяют и (или) создают необходимое количество рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия).
Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года.
Квота не устанавливается:
- организациям, находящимся в стадии ликвидации или реорганизации;
- организациям, находящимся в стадии банкротства;
- общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, в том числе хозяйственным товариществам и обществам, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, и др.
Под несовершеннолетними гражданами в указанном Законе понимаются граждане в возрасте от 14 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и испытывающие трудности в поиске работы, - дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети из семей, в том числе из неполных семей, в которых оба родителя (один из них) признаны в установленном порядке безработными; дети из неполных семей, потерявших кормильца; несовершеннолетние граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркотической либо алкогольной зависимости; несовершеннолетние граждане, состоящие на учете в органах внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекциях; несовершеннолетние граждане, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
В Законе Забайкальского края от 12 июля 2011 г. N 536-ЗЗК "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан" <1> установлены правовые и организационные основы квотирования рабочих мест в Забайкальском крае для приема на работу отдельных категорий несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве.
--------------------------------
<1> Забайкальский рабочий. 2011. N 138.
Квота для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливается для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Забайкальского края, среднесписочная численность работников которых составляет 30 человек и более, за исключением организаций, находящихся в стадии ликвидации или реорганизации, банкротства и др.
Квота для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников и составляет:
- для работодателей со среднесписочной численностью работников от 30 до 100 человек - 1 рабочее место;
- для работодателей со среднесписочной численностью работников от 100 до 200 человек - 2 рабочих места;
- для работодателей со среднесписочной численностью работников свыше 200 человек - 3 рабочих места.
Квотирование рабочих мест осуществляется на основании договоров о квотировании рабочих мест, заключаемых ежегодно учреждениями государственной службы занятости населения с работодателями по месту нахождения последних.
Договор о квотировании рабочих мест заключается на срок действия квоты.
Периодом действия квоты является календарный год.
Закон Иркутской области от 6 марта 2014 г. N 22-ОЗ "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних" <1> регулирует отдельные вопросы квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет в Иркутской области.
--------------------------------
<1> Ведомости ЗС Иркутской области. 2014. N 7. 11 марта.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется несовершеннолетними самостоятельно либо по направлению государственных учреждений службы занятости населения.
Квота для приема на работу несовершеннолетних устанавливается в размере 1% к среднесписочной численности работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек.
При определении размера квоты округление производится до целого числа в меньшую сторону.
Работодатели создают или выделяют квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Квота не устанавливается для работодателей, находящихся в стадии банкротства или ликвидации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 2016 г. N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг" <1> Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 1096 утверждены Перечень общественно полезных услуг и Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг <2>. К числу социально-трудовых услуг, направленных на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, относятся, например, оказание содействия молодежи в вопросах трудоустройства, социальной реабилитации, трудоустройство несовершеннолетних граждан; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2016. N 33. Ст. 5164.
<2> Собрание законодательства РФ. 2016. N 45 (ч. II). Ст. 6261.
На уровне социально-партнерских соглашений также предусматриваются некоторые обязанности сторон, касающиеся трудоустройства несовершеннолетних. Так, согласно п. 2.2 Московского трехстороннего соглашения на 2016 - 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей стороны соглашения обязуются содействовать развитию практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места, а в п. 6.22 предусмотрена обязанность работодателей заключать договоры о сотрудничестве, включая трехсторонние договоры на подготовку рабочих кадров, с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и организациями дополнительного профессионального образования города Москвы на подготовку, переподготовку кадров и последующее гарантируемое предложение трудоустройства <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. N 72. 30 дек.
Лица в возрасте до восемнадцати лет в силу ст. ст. 69 и 266 ТК РФ при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру независимо от трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), а также ежегодно до достижения ими возраста восемнадцати лет.
Эти обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Несовершеннолетним работникам при заключении трудового договора не может быть установлен испытательный срок, кроме того, в ст. 70 ТК РФ предусмотрено, что он не устанавливается также для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.
Если таким работникам было установлено испытание, то расторжение трудового договора с ними по результатам испытания не допускается (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
Дополнительные гарантии установлены при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем). В этом случае увольнение работников допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <1>, в отличие от ранее действующего законодательства, согласно которому увольнение несовершеннолетних вследствие ликвидации организации, сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности, восстановления работника, ранее выполнявшего работу, производилось только с последующим трудоустройством несовершеннолетнего.
--------------------------------
<1> См., например: решение Галичского районного суда Костромской области от 4 июля 2016 г. по делу N 12-37/2016 по жалобе работодателя на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение норм действующего трудового законодательства: работодатель не обратился за получением согласия в соответствующую государственную инспекцию труда до момента расторжения трудовых договоров с несовершеннолетними работниками // https://rospravosudie.com/.
Интересно отметить, что в п. 8.3 Отраслевого соглашения между Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и Территориальным Санкт-Петербурга и Ленинградской области комитетом профсоюза работников здравоохранения РФ по основным направлениям социально-экономической политики и развитию социального партнерства в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга на 2017 - 2019 годы указано на договоренность сторон соглашения при заключении коллективных договоров включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников, а также обеспечивать молодым работникам возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (не увольнять, не переводить на другое место работы без его согласия) <1>.
--------------------------------
<1> https://docviewer.yandex.ru.
Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (ст. 9 Закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 28.12.2016)) <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
Родитель (попечитель) ребенка, а также орган опеки и попечительства вправе требовать расторжения трудового договора с учащимся, не достигшим возраста пятнадцати лет, в случае, если работа оказывает негативное влияние на здоровье ребенка (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
В сфере рабочего времени для несовершеннолетних работников установлены следующие льготы:
- запрещено направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение сделано для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- установлено сокращенное рабочее время, продолжительность которого определяется возрастом работника: для лиц в возрасте от 16 до 18 лет это не более 35 часов в неделю и не более 7 часов в день; для лиц в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю и не более 5 часов в день.
Для лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в течение учебного года нормы рабочего времени составляют не более 12 часов в неделю для работников в возрасте до шестнадцати лет и не более 17,5 часа в неделю - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2,5 часа для лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет и 4 часа - в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
В отличие от общего правила, которое не предусматривает снижения размера оплаты труда лицам, занятым на работах с сокращенным рабочим временем, для несовершеннолетних работников установлено иное правило - оплата их труда производится пропорционально отработанному времени. При этом работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, за счет средств работодателя могут быть установлены пониженные нормы выработки и доплаты к заработной плате (ст. ст. 270, 271 ТК РФ).
Доказательствами, подтверждающими фактическую продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего работника, являются: трудовой договор, график режима рабочего времени, табель учета рабочего времени, расчетные листки, документальные и электронные средства учета рабочего времени, а также иные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, предусмотренным ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
Лица, не достигшие возраста 18 лет, не допускаются к работам, выполняемым вахтовым методом
Статьей 282 ТК РФ установлен запрет для несовершеннолетних на работу по совместительству.
Определенные особенности имеются и в порядке предоставления отпусков:
- несовершеннолетним работникам в силу ст. 267 ТК РФ предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. В случае реализации работником права на ежегодный оплачиваемый отпуск после достижения 18 лет продолжительность такого отпуска определяется пропорционально отработанному времени до и после наступления совершеннолетия (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1).
Как указывает М.В. Филиппова, правом на удлиненный отпуск несовершеннолетние работники пользуются по день исполнения им 18 лет. Поэтому в тот рабочий год, когда им исполняется 18 лет, применяется следующий порядок определения продолжительности отпуска:
- за период по месяц исполнения 18 лет включительно отпуск исчисляется из расчета 2,58 календарных дня за месяц работы;
- за оставшийся период рабочего года отпуск исчисляется из расчета 2,33 календарных дня за месяц работы;
- полученный в итоге после суммирования результат округляется до целых рабочих дней по правилам округления <1>;
--------------------------------
<1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. М., 2015 // "".
- отпуск может быть предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной работы и использован в удобное для работника время. Это означает, что при составлении графика отпусков работодатель должен учесть пожелания несовершеннолетнего работника и предоставить ему отпуск тогда, когда работник об этом заявит;
- запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет;
- не допускается досрочный отзыв из отпуска;
- установлен запрет на замену отпуска денежной компенсацией.
В области заработной платы:
- для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.
При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
Как указывает А.В. Буянова, регулируя вопросы оплаты труда при сокращенной норме выработки работникам, не достигшим возраста 18 лет, российский законодатель использует метод императивного регулирования и метод диспозитивного регулирования. Предоставление права работодателю устанавливать несовершеннолетним работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств означает, что расширяется область применения диспозитивного метода регулирования трудовых отношений, в частности, индивидуально-договорного регулирования оплаты труда <1>.
--------------------------------
<1> Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005 // http://www.dslib.net/trud-pravo.
Тем не менее представляется целесообразным внести изменения в ст. 271 ТК РФ, предусматривающие гарантийную доплату несовершеннолетним до уровня заработной платы работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени.
С работниками, не достигшими возраста 18 лет, договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности не