3. Работников транспорта
Глава 51 ТК РФ по своей сути является отсылочной. В ней сформулированы лишь те общие правила, которые должны быть соблюдены в отношении всех работников транспорта. В соответствии с трудовым законодательством, особенности регулирования труда работников транспорта касаются заключения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха и дисциплины труда.
Как отмечает С.Ю. Головина, поскольку транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, государство устанавливает как общие для всех транспортников требования (например, в отношении здоровья), так и специфические требования к лицам, входящим в состав экипажа судна (начиная с российского гражданства и заканчивая наличием специальных квалификационных свидетельств и сертификатов) <1>.
--------------------------------
<1> Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., 2003. С. 19.
Специфика труда работников транспорта, помимо ТК РФ, отражена в:
- Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
- Воздушном кодексе Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
- Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
- Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <1> и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
Кроме того, существует множество подзаконных нормативных (постановлений Правительства РФ, Министерства труда РФ, ведомственных нормативных актов, например приказов Министерства транспорта РФ, Министерства путей сообщения РФ) и локальных актов, касающихся регулирования труда данной категории работников.
Следует согласиться с мнением А.Ф. Нуртдиновой и Л.А. Чикановой о том, что целесообразность включения в Трудовой кодекс РФ специальной гл. 51 вызывает сомнение. Во-первых, установленные этой главой особенности касаются не всех работников транспорта, а только тех, которые принимаются на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Во-вторых, положения, предусмотренные данной главой в отношении указанных работников, либо содержатся в других (общих) статьях Кодекса, либо в отношении их делается отсылка к другим законам <1>.
--------------------------------
<1> Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Дифференциация регулирования трудовых отношений как закономерность развития трудового права // Журнал российского права. 2015. N 6. С. 68 - 82.
Лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти:
- профессиональный отбор;
- профессиональную подготовку;
- предварительный медицинский осмотр.
Работники должны иметь специальные документы, подтверждающие их право на профессиональную деятельность в сфере транспорта - сертификаты, дипломы, водительские удостоверения и др.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1>, порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
Порядок проведения профессионального отбора и профессиональной подготовки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений определены в Постановлении Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2014. N 44. Ст. 6063.
Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. N 59 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <1>. Соответствие работников, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации <2>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 34.
<2> См.: Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 5.
Для машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц <1>). Аналогичное Положение утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц <2> и для помощников машиниста.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 1.
<2> РГ. 2000. N 118. 21 июня.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <1>. Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений <2>.
--------------------------------
<1> Статья 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
<2> РГ. 2016. N 66. 30 марта.
Требования, которые предъявляются к морским лоцманам, отражены в Приказе Минтранса РФ от 22 июля 2008 г. N 112 <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 2008. N 195. 17 сент.
Порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, указаны в Постановлении Правительства РФ от 6 августа 2013 г. N 670 <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 32. Ст. 4322.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ст. 238 ТК РФ). В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н к работам, требующим предварительного медицинского осмотра, в частности, относятся работы по непосредственному управлению наземными транспортными средствами <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" // РГ. 2011. N 243. 28 окт.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В настоящее время этот порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.
Те работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения). Перечень профессий определен в Приказе Минтранса РФ от 28 марта 2007 г. N 36 <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 2007. N 101. 16 мая.
Предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников проводятся в начале рабочей смены по предъявлении служебного удостоверения. Осмотры работников локомотивных бригад проводятся перед отправлением в поездку (рейс) при одновременной явке работающих на одном транспортном средстве при предъявлении маршрута машиниста и служебного удостоверения <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минтранса России от 16 июля 2010 г. N 154 // РГ. 2010. N 246. 29 окт.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с Федеральными авиационными правилами <1> (ФАП) обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50 // РГ. 2002. N 95. 30 мая.
1) кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
2) студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения (далее - курсанты);
3) члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
4) специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе (диспетчер УВД);
5) члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;
6) пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов, полетные диспетчеры.
По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Авиационный персонал не допускается к выполнению профессиональных обязанностей без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Апелляционное определение Кировского областного суда от 18 октября 2012 г. по делу N 33-3395 // "".
Медицинские заключения в зависимости от специфики работы лиц авиационного персонала разделяются на 3 класса. Так, медицинское заключение первого класса выдается кандидатам и обладателям свидетельств линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), штурмана и др.; второго класса - частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста; третьего класса - диспетчера УВД, члена кабинного экипажа (бортпроводника, бортоператора, пилота-наблюдателя) и т.д.
Срок действия медицинского заключения первого класса не превышает 12 месяцев, второго класса - 60 месяцев, третьего - 48 месяцев. При этом сроки действия устанавливаются с учетом возраста кандидата на момент прохождения медицинского освидетельствования.
Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев.
Сроки действия медицинских заключений могут быть сокращены врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации при наличии медицинских показаний. В особых случаях (стихийное бедствие, авария и т.п.) срок действия медицинского заключения по представлению руководства эксплуатанта, согласованному с председателем ВЛЭК ГА, руководителем Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта может быть продлен не более чем на 1 месяц.
Авиационному персоналу, работающему по контракту за рубежом, медицинское заключение выдается на общих основаниях.
При изменениях в состоянии здоровья, возникших до истечения срока действия медицинского заключения и препятствующих выполнению профессиональных обязанностей, обладатели медицинского заключения должны обратиться за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение гражданской авиации или органов здравоохранения. Вопрос о возможности возобновления профессиональных обязанностей по выздоровлении решает врач авиационного предприятия после медицинского осмотра (в случае необходимости) соответствующим врачом-специалистом ВЛЭК ГА. Допуск к полетам осуществляет врач авиационного предприятия.
Согласно п. 43 ФАП МО ГА-2002 <1> наблюдение за летным составом, бортоператорами, бортпроводниками, диспетчерами УВД, курсантами и пилотами АОН в межкомиссионный период проводится врачом авиационного предприятия, в учебном заведении - отрядно-курсовым врачом, врачами-специалистами ВЛЭК ГА или, по рекомендации ВЛЭК ГА, врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений территориальных органов здравоохранения. В том случае, если решение о дополнительном медицинском осмотре было принято неуполномоченным лицом, в нарушение определенного порядка, отстранение работников от исполнения трудовых обязанностей является незаконным <2>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50 // РГ. 2002. N 95. 30 мая.
<2> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 30 августа 2013 г. по делу N 11-23636 // "".
Кроме того, в ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства, должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет <1>.
--------------------------------
<1> Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993.
В отношении лиц, которые управляют транспортным средством, медицинское освидетельствование проводится также в порядке, предусмотренном Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н <1>.
--------------------------------
<1> О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) // РГ. 2016. N 60. 23 марта.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 4. Ст. 268.
Для работников транспорта утвержден ряд профстандартов (например, работник по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта <1>, поездной электромеханик железнодорожного транспорта <2>, специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах <3>, слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта <4> и др.
--------------------------------
<1> Приказ Минтруда России от 26 декабря 2016 г. N 834н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
<2> Приказ Минтруда России от 3 декабря 2015 г. N 966н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
<3> Приказ Минтруда России от 3 декабря 2015 г. N 977н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
<4> Приказ Минтруда России от 2 декабря 2015 г. N 954н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
В целях проверки соответствия работников транспорта занимаемой должности ведомственными актами предусмотрено прохождение аттестации <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Приказ Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 231 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии" // РГ. 2012. N 206. 7 сент.; Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 7.
Основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ТК РФ, полностью применимы к работникам транспорта.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ.
Существует значительное число нормативных актов, регулирующих эти особенности в отношении работников соответствующего вида транспорта. К ним относятся, в частности, Приказ Минтранса России от 20 сентября 2016 г. N 268 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания" <1>; Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" <2>; Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" <3> и др.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 45.
<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 29.
<3> РГ. 2004. N 248. 10 нояб.
В этих нормативных правовых актах указываются периоды, которые включаются в рабочее время, предусматривается порядок предоставления перерывов в течение рабочего дня и т.д. Так, в рабочее время работников локомотивных бригад грузового и пассажирского, пригородного движения включается:
- время на приемку и сдачу локомотива, МВПС;
- время ожидания работы;
- время прохождения алкометрии <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 29.
Для водителей трамвая при установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов установлено предоставление двух перерывов для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса" // РГ. 2005. N 275.7 дек.
В отношении работников транспорта предусмотрены практически все виды режима рабочего времени - и разделение рабочего дня на части, и гибкий график, и ненормированный рабочий день, и сменная работа. Наиболее часто применяется суммированный учет, исходя из специфики работы транспорта, ее непрерывного характера.
Как указывает Н.Л. Лютов, наиболее современными в международном трудовом праве сейчас являются Конвенция N 153 Международной организации труда "О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте" (заключена в г. Женеве 27 июня 1979 г.) и одноименная Рекомендация N 161, которые применяются к водителям, как работающим по найму, так и самостоятельно обеспечивающим себя работой на своих транспортных средствах. Цель Конвенции и Рекомендации заключается не только в том, чтобы оградить водителей от чрезмерной эксплуатации, но и в том, чтобы обеспечить безопасность на транспорте, поскольку чрезмерные нагрузки водителей могут приводить к серьезным авариям. Поэтому в ст. 5 Конвенции N 153 содержится императивная норма о том, что ни одному водителю не разрешается без перерыва управлять транспортным средством более 4 часов <1>.
--------------------------------
<1> Лютов Н.Л. Международно-правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. N 9.
Российское законодательство по вопросам рабочего времени работников транспорта соответствует вышеназванным международным актам, несмотря на то что Конвенция N 153 Россией еще не ратифицирована.
Положения ТК РФ, регулирующие вопросы оплаты труда, в полной мере применимы к работникам транспорта. Помимо этого, в социально-партнерских соглашениях предусматриваются дополнительные надбавки и доплаты по соответствующим видам транспорта. Например, согласно Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных, - работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п. <1>.
--------------------------------
<1> Утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 24.10.2013 // Солидарность. 2014. N 1. 9 - 15 янв. (действие документа продлено Дополнительным соглашением N 1, утв. 18 ноября 2016 г., на 2017 - 2019 годы).
Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.
Как верно отмечает М.В. Филиппова <1>, принятие специальных дисциплинарных уставов продиктовано повышенными требованиями к дисциплине на транспорте, где любые правонарушения могут повлечь трагические последствия в виде причинения вреда здоровью людей и даже их гибели.
--------------------------------
<1> Маврин С.П., Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. СПбГУ, 2005. С. 353.
По мнению В.В. Иглина, на практике часто возникают вопросы, связанные с возможностью применения нормативных правовых актов о дисциплине труда работников транспорта, которые были приняты до вступления в силу ТК РФ <1>. Следует поддержать позицию С.Ю. Головиной в том, что, до тех пор, пока соответствующие положения не будут устанавливаться на уровне федерального закона, следует применять соответствующие уставы и положения о дисциплине лишь в той мере, в которой они соответствуют Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ <2>.
--------------------------------
<1> Иглин В.В. Особенности правового регулирования труда работников воздушного транспорта // Транспортное право. 2016. N 2. С. 16 - 19.
<2> Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учеб.-практ. пособие. М., 2003. С. 210.
В связи с тем что соблюдение дисциплины труда работниками транспорта имеет серьезнейшее значение, в уставах и положениях о дисциплине предусмотрены более жесткие меры дисциплинарных взысканий, круг их по сравнению со взысканиями, перечисленными в ст. 192 ТК РФ, значительно расширен, и процедура применения хорошо отрегулирована. Тем не менее многие уставы и положения о дисциплине работников транспорта в настоящее время утверждены постановлениями Правительства или даже Советом Министров СССР (Устав о дисциплине работников морского транспорта <1>; Устав о дисциплине работников речного транспорта СССР <2>; Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ <3>, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта <4> и др.).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 22. Ст. 2311.
<2> Постановление Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 // СП СССР. 1985. N 27. Ст. 139.
<3> Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 40. Ст. 3965.
<4> Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 9. Ст. 608.
Как обоснованно указывает М.А. Бочарникова, при применении действующих сегодня уставов и положений о дисциплине работников транспорта необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 190 ТК уставы и положения о дисциплине должны устанавливаться федеральными законами, т.е. иные виды дисциплинарных взысканий для работников транспорта, а также дополнительные основания увольнения этих работников могут быть установлены только на законодательном уровне. Следует согласиться с тем, что действующие в настоящее время уставы и положения о дисциплине работников транспорта утверждены постановлениями Правительства РФ и согласно ст. 423 ТК должны применяться исключительно в части, не противоречащей ТК РФ <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2015 // "".
В федеральных законах, нормативных правовых актах, социально-партнерских соглашениях, а также в локальных нормативных актах могут устанавливаться дополнительные льготы и преимущества для работников транспорта.
Так, в ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
Например, в Отраслевом соглашении по организациям железнодорожного транспорта на 2017 - 2019 годы <1> для работников и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 18 лет; детей (до достижения ими возраста 18 лет, а в случаях обучения в высших учебных заведениях железнодорожного транспорта - до 24 лет) предусмотрен проезд по личным надобностям по территории РФ в поездах дальнего следования всех категорий один раз в год, проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 200 км или оплату (компенсацию) проезда.
--------------------------------
<1> Утверждено Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 20.07.2016 // Солидарность. 2016. 28 сент. - 5 окт. N 36.
Работники транспорта имеют право на страховые пособия, выплаты и пенсии. Причем многие из них имеют право на досрочную пенсию по старости <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. N 2 (ч. II) (поправка).
В ряде случаев в соглашениях по отдельным видам транспорта для работников предусмотрен ряд льгот. Так, работники железнодорожного транспорта при увольнении по собственному желанию в связи с уходом на пенсию впервые независимо от возраста, в том числе по инвалидности первой группы и второй группы, имеют право на выплату единовременного поощрения за добросовестный труд в следующих размерах при стаже работы на железнодорожном транспорте: от 5 до 10 лет в размере одного среднего месячного заработка, от 10 до 20 лет для мужчин и от 10 до 15 лет для женщин - двух и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2017 - 2019 годы // Солидарность. 2016. N 36. 28 сент. - 5 окт.
Кроме того, в Соглашении предусмотрена обязанность работодателя производить работнику при установлении ему группы инвалидности и (или) профессионального заболевания, а также при гибели работника вследствие несчастного случая на производстве по вине работодателя выплату компенсации морального вреда в размере, определенном коллективным договором или локальным нормативным актом.
Детям работника, погибшего вследствие несчастного случая на производстве по вине работодателя, выплачивается ежемесячное пособие на каждого из детей (до достижения ими возраста 18 лет) в размере не менее 2 300 руб. в порядке, предусмотренном коллективным договором.