11. Работников, направляемых на работу в дипломатические
представительства и консульские учреждения Российской
Федерации, а также в представительства федеральных органов
исполнительной власти и государственных учреждений
Российской Федерации за границей

В соответствии со ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях <1> (Вена, 18 апреля 1961 г.) функции дипломатического представительства состоят, в частности:
--------------------------------
<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

- в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
- в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
- в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
- в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них правительству аккредитующего государства;
- в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Исходя из ч. 1 ст. 8 Венской конвенции члены дипломатического персонала представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.
Согласно ст. 83 Конституции РФ к числу полномочий Президента РФ отнесено назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, которое осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Федерального Собрания.
Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России) <1>.
--------------------------------
<1> Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.

Руководство деятельностью этого внешнеполитического ведомства осуществляет Президент РФ. Основными задачами МИДа России являются:
1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
2) реализация внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики РФ и Концепцией государственной политики в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом РФ;
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями (ст. 2 указанного Положения).
МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России.
Посольство РФ является государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания. Оно входит в систему МИД России и учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 "Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.

Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений и иных организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.
Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций и в установленном порядке информируют его о своей деятельности.
Посольство, сотрудники дипломатической службы и работники Посольства, члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания (п. 5 Положения).
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <1> утверждено Положение о консульском учреждении, в соответствии с которым консульское учреждение является государственным органом внешних сношений России, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел РФ. Оно открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. В государстве пребывания Консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.
К основным обязанностям Консульского учреждения относится защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Россией и государством пребывания, дружественных отношений между ними и др. (п. 8 Положения).
Сотрудники Посольства и консульского учреждения, члены их семей обязаны уважать законы и правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания <1>.
--------------------------------
<1> Все эти положения в полной мере соответствуют Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Штатное расписание Консульского учреждения утверждается в установленном порядке МИДом России.
Назначение в штат Консульского учреждения, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. Консульским должностным лицом может быть только гражданин Российской Федерации.
Права и обязанности сотрудников Консульского учреждения определяются законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Режим работы Консульского учреждения устанавливается с учетом местных условий по согласованию с главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.
Государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим представительство Российской Федерации в соответствующей международной организации (в иностранном государстве) является Постоянное представительство РФ при международной организации <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 40. Ст. 4819.

Дипломатическими представительствами Российской Федерации в иностранных государствах (при международных организациях) обеспечивается осуществление федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом. Условия и порядок их деятельности определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми на основе решений Президента РФ <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 582 "Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 24. Ст. 2743.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1> система государственной службы включает в себя:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
В Реестре должностей государственной службы указаны должности лиц, работающих в центральном аппарате МИД РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" (Раздел 12) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

Среди юристов получил распространение термин "служебно-трудовые отношения" <1>, поскольку в настоящее время нет четкости в отношении распространения на дипломатических и консульских сотрудников сферы действия трудового законодательства <2>, можно констатировать, что их отношения регулируются как Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3>, так и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" <4>, а также ТК РФ. В связи с чем полагать, что с дипломатическими работниками заключается трудовой договор, несколько преждевременно, утверждать это можно лишь в отношении технического персонала.
--------------------------------
<1> См., например: Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 16; Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016; Кудрин А.С. К вопросу о понятии социальной власти в общественных отношениях, входящих в предмет трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 4. С. 7 - 9; и др.
<2> Речь идет о несоответствии положений, закрепленных в ст. 11 ТК РФ и ст. 74 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

При этом, как верно указывает Н.А. Яковенко <1>, по признанию ряда ученых-трудовиков положения Закона о государственной гражданской службе относительно прохождения этой службы и служебного контракта являются восприятием положений ТК РФ. Есть ряд работ, посвященных критике дословного заимствования норм ТК РФ в этом Законе, а также установленных в нем правил применения трудового законодательства к отношениям на государственной гражданской службе <2>.
--------------------------------
<1> Яковенко Н.А. Правовое регулирование трудовых отношений работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 49.
<2> См.: Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 4; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. Т. 1. С. 467; Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: теория и практика: Дис. ... д-ра юрид. наук / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 2005; Нестерова Т.А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав: Монография. Пермь, 2005, и др.

Глава 53 ТК РФ <1> посвящена особенностям регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.
--------------------------------
<1> Интересно отметить, что гл. 53 ТК РФ существует в Трудовом кодексе РФ с момента его принятия, то есть с 2001 г., а Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" был принят в 2003 г., Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вступил в силу в 2004 г., а в 2010 г. - Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

Следует согласиться с мнением С.Ю. Головиной в том <1>, что, так как в ст. ст. 338 - 341 ТК РФ в качестве места работы называется представительство РФ за границей, надо полагать, что это обобщающий термин для обозначения всех видов загранучреждений, поскольку нормы гл. 53 ТК РФ относятся к лицам, работающим не только в дипломатических представительствах, но и в консульских учреждениях РФ, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.
--------------------------------
<1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М.: Городец, 2007. С. 624.

Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.) <1>.
--------------------------------
<1> Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М., 2010.

С работниками, не являющимися сотрудниками федеральных органов исполнительной власти или государственных учреждений РФ, при направлении в порядке ст. 337 ТК РФ на работу за границу заключается срочный трудовой договор, причем срок договора не может превышать трех лет (в отличие от общего правила, установленного ч. 1 ст. 58 ТК РФ о пятилетнем предельном сроке трудового договора), который по истечении трех лет может быть перезаключен на новый срок. Кроме того, следует отметить, что в некоторых случаях возможно заключение трудового договора и на меньший срок, который оговорен на уровне подзаконных нормативных актов. Так, в торговых представительствах РФ за границей трудовые договоры заключаются сроком от одного года до трех лет (п. 13 Примерного служебного (трудового) распорядка Торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 августа 2006 г. N 240 <1>).
--------------------------------
<1> "".

В том случае, когда на работу в представительство Российской Федерации за границей направляется работник, занимающий должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, то в его ранее заключенный трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей.
В действующем законодательстве установлена гарантия - по окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии (с согласия работника) - другая работа (должность).
Прекращение работы в представительстве Российской Федерации за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ или заключении с ним нового срочного трудового договора.
При прекращении работы за границей в связи с истечением срока, который был установлен при заключении трудового договора, работник должен быть трудоустроен в соответствии с ч. 2 ст. 338 ТК РФ, то есть по окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая работа (должность).
Частью 2 ст. 341 ТК РФ предусмотрено, что при прекращении трудового договора работника, не состоящего в штате организации, направившей его на работу за границу, увольнение производится в связи с истечением срока договора. Увольнение штатного работника федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения РФ производится в общем порядке, то есть по основаниям, предусмотренным ст. ст. 77, 81 и 83 ТК РФ.
Поскольку деятельность работников осуществляется не на территории Российской Федерации, а в иностранных государствах, некоторые основания прекращения работы для них связаны со спецификой места выполнения работы (со спецификой страны пребывания), в частности, в случаях, предусмотренных в п. п. 1, 2, 4, 5 ч. 2 ст. 341 ТК РФ в связи с:
1) возникновением чрезвычайной ситуации в стране пребывания;
2) объявлением работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания;
3) несоблюдением работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали;
4) невыполнением работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства.
В отношении основания, указанного в п. 2 ч. 2 ст. 341 ТК РФ, следует обратить внимание на статью 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях, в которой предусмотрено, что государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.
Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства.
Аналогичное правило предусмотрено и в Венской конвенции о консульских сношениях, согласно ст. 23 которой государство пребывания может также в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является persona non grata, или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.
Если представляемое государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может, соответственно, аннулировать экзекватуру <1> данного лица или перестать считать его работником консульского персонала.
--------------------------------
<1> Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело.

Лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В такой ситуации представляемое государство аннулирует его назначение.
В этих случаях государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству.
Основания прекращения трудового договора по п. п. 3, 6, 7 ч. 2 ст. 341 ТК РФ связаны с особенностями работы за пределами Российской Федерации. К ним относятся:
- уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства (п. 3) <1>;
--------------------------------
<1> Численность персонала представительства определяет аккредитующее государство. В соответствии со ст. 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях, при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Государство пребывания может также, на тех же основаниях и без дискриминации, отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.

- однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора (п. 6) <1>;
--------------------------------
<1> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. по делу N 33-42779/2015 // "".

- временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 7).
Основания прекращения трудового договора с работниками, направляемыми на работу в представительство, также можно проклассифицировать на основания, не зависящие от воли сторон (в частности, п. п. 1, 3, 7 ч. 2 ст. 341 ТК РФ), и основания, связанные с виновными действиями со стороны работника или членов его семьи (п. п. 2, 3, 4, 5, 6 ч. 2 ст. 341 ТК РФ), поскольку работники загранучреждений и члены их семей, как уже было указано выше, обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания. В данном случае акцент необходимо сделать на том, что сам работник не выполнил принятые на себя обязательства по обеспечению членами его семьи законов, общепринятых норм поведения и морали страны пребывания. Вопрос о том, кто относится к членам семьи дипломатического работника, решается между договаривающимися сторонами. Так, по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар <1> к членам семей сотрудников дипломатического представительства, консульских учреждений или представительств при международных организациях, находящихся на территории государства, относятся только супруг, супруга, несовершеннолетние дети и нетрудоспособные совершеннолетние дети.
--------------------------------
<1> Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), Бюллетень международных договоров. 2017. N 2. С. 46 - 48 (дата вступления в силу: 14.08.2016).

При досрочном прекращении работы в связи с временной нетрудоспособностью работника, продолжавшейся свыше двух месяцев, или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, следует руководствоваться Списком, утвержденным Постановлением Правительства от 10 апреля 2003 г. N 208 <1>, насчитывающим около 100 заболеваний.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 15. Ст. 1373.

По мнению С.Ю. Головиной, по смыслу ст. 341 ТК РФ перечисленные в ней обстоятельства сами по себе не являются основанием прекращения трудового договора, на которые следует ссылаться при оформлении увольнения. При прекращении работы по одному из оснований, указанных в ч. 2 статьи, увольнение работника, не состоявшего в штате организации, которая направила его на работу за границу, производится в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ст. 77 ТК. Увольнение штатного работника или государственного служащего федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения Российской Федерации, направившего его на работу за границу, производится в общем порядке - по основаниям, предусмотренным ТК (ст. ст. 77, 81, 83) или иными федеральными законами, например, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. ст. 37 или 39). Так, увольнение в связи с возникновением чрезвычайной ситуации в стране пребывания применительно к работнику может осуществляться по п. 7 ст. 83 ТК (наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений), применительно к государственному гражданскому служащему аналогичное основание прекращения служебного контракта предусмотрено подп. 4 п. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; "".

Однако представляется, что в трудовую книжку следует включать конкретный пункт ст. 341 ТК РФ, поскольку в п. 18 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей <1> указано, что при прекращении трудового договора по другим <2> основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона <3>.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 // Собрание законодательства РФ. 2003. N 16. Ст. 1539.
<2> Кроме ст. ст. 77, 81 и 83 ТК РФ.
<3> Аналогичное правило содержится в п. 5.5 Инструкции по заполнению трудовых книжек (Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69) // РГ. 2003. N 235. 19 ноября.

Работа дипломатического работника, замещающего в загранучреждении МИД РФ должность федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", может быть прекращена до истечения срока, установленного при его направлении в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, по решению Министра иностранных дел Российской Федерации в случае служебной необходимости <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

По инициативе представителя нанимателя служебный контракт с сотрудником дипломатической службы может быть расторгнут, а сотрудник дипломатической службы - освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы помимо оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по следующим основаниям:
1) отказ дипломатического работника без уважительной причины от направления по решению представителя нанимателя на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке ротации;
2) несоблюдение в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации режимных ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, или правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;
3) отказ по окончании работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации от предложенной для замещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4174.

В зависимости от климатических и иных условий работы в иностранных государствах Правительством РФ установлена сокращенная продолжительность служебного времени - 36 часов в неделю в соответствующие календарные периоды в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, включенных в перечень (например, на Кубе - это июнь - октябрь, а в Таиланде - круглый год) <1>. В том случае, если работник не замещает должность государственного гражданского служащего, права на сокращенное рабочее время он не имеет <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 173 "О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 12. Ст. 1650.
<2> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 30 мая 2016 г. по делу N 33-20978/2016 // "".

Для работников представительств Российской Федерации за границей ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется при наличии в стране пребывания одного из следующих условий:
а) тяжелые климатические условия;
б) неблагоприятная экологическая и (или) эпидемиологическая обстановка;
в) военные действия, вооруженные конфликты;
г) нестабильная общественно-политическая обстановка, включая террористическую деятельность;
д) высокий уровень преступности.
Перечень стран, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 258 "О минимальной продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков и об условиях их предоставления работникам представительств Российской Федерации за границей" <1>, а продолжительность дополнительного отпуска для этих работников зависит от той страны, в которой они работают <2>, - от 3 (например, в Японии) до 15 (Сирия) календарных дней.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 17. Ст. 2102.
<2> Приложение к Приказу МИД России от 8 августа 2011 г. N 14299 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в странах, предусмотренных перечнем стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 258" // РГ. 2011. N 216. 28 сент.

В Приказе МИД России от 6 октября 2016 г. N 19334 <1> для всех работников <2> дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межправительственных, межгосударственных) организациях установлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня.
--------------------------------
<1> Приказ МИД России от 6 октября 2016 г. N 19334 "О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске за ненормированный рабочий день работникам центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов-представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 48.
<2> За исключением работников специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений.

Помимо этого, лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в загранучреждениях, предоставляется дополнительный
 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!