10. Научные работники, руководители
научных организаций, их заместители
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью <1>. Исходя из ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ можно выделить три категории научных работников: научных работников научных организаций; научных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и научных работников иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Представляется, что деление научных работников в зависимости от того вида деятельности, которой они занимаются, либо от места выполнения работы для целей правового регулирования их труда практического значения не имеет, поскольку и нормы Федерального закона N 127-ФЗ, и нормы ТК РФ адресованы абсолютно всем научным работникам.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
Заключению трудового договора с научными работниками, за исключением тех работников, которые приняты на работу по совместительству на срок не более одного года и для замещения временно отсутствующего работника, предшествует их избрание по конкурсу. Конкурс проводится на замещение тех должностей, которые включены в Перечень, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении Перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Для проведения конкурса в организации формируется конкурсная комиссия, которая рассматривает заявки, поданные претендентами в срок не более 15 рабочих дней <1>. По итогам рассмотрения заявок конкурсная комиссия составляет рейтинг претендентов на основе суммы их балльной оценки, исходя из сведений, содержащихся в заявке и иных прикрепленных к заявке материалах, и результатов собеседования (при наличии), которые наиболее полно характеризуют квалификацию, опыт и результативность претендента. Претендент, занявший первое место в рейтинге, считается победителем конкурса, и с ним заключается трудовой договор.
--------------------------------
<1> По решению конкурсной комиссии по проведению собеседования с претендентом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, срок рассмотрения заявок может быть продлен до 30 рабочих дней с даты окончания приема заявок.
В решении конкурсной комиссии должен быть указан претендент, занявший второе место в рейтинге, так как если победитель не заключил трудовой договор по собственной инициативе в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией, то организация заключает трудовой договор с претендентом, занявшим второе место, либо проводит новый конкурс. К сожалению, в действующем законодательстве не урегулирован вопрос о сроке, в течение которого претендент, занявший второе место, должен сообщить о своем решении. Представляется, что этот срок не может быть более чем 30 календарных дней, как и в случае, предусмотренном в отношении победителя.
В перечень документов, необходимых для представления при приеме на работу, включаются документы, содержащие сведения о высшем образовании и квалификации, ученой степени (при наличии) и ученом звании (при наличии).
Для лиц, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций, установлен возрастной ценз - не старше шестидесяти пяти лет.
Трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Особое правовое основание для продления срочного трудового договора с научным работником закреплено в ст. 336.1 ТК РФ. В ней предусмотрена возможность его продления на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме (в том случае если научный работник избирается на замещение ранее занимаемой им должности) <1>. Необходимо отметить, что в трудовой книжке запись о сроке трудового договора не производится <2>. Позиция Роструда <3> сводится к тому, что при трансформации срочного трудового договора в договор с неопределенным сроком следует вносить изменения в трудовой договор, заключив дополнительное соглашение, при этом внесения какой-либо записи в трудовую книжку не требуется.
--------------------------------
<1> При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность предусмотрен аналогичный порядок продления срочного трудового договора или его трансформации в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок.
<2> Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 6 апреля 2010 г. N 937-6-1 // Нормативные акты для бухгалтера. 2010. N 11.
<3> Письмо Роструда от 20 ноября 2006 г. N 1904-6-1 "О сроке трудового договора" // Нормативные акты для бухгалтера. 2006. N 23.
С заместителями руководителя научной организации заключаются срочные трудовые договоры, сроки окончания которых не могут превышать срок окончания полномочий руководителя научной организации, который может быть продлен руководителем государственной или муниципальной научной организации до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом научной организации, но не более срока окончания своих полномочий.
Представляется излишним заключать срочный трудовой договор с лицом, поступающим на работу по конкурсу, поскольку в данном случае имеет место его неоднократное перезаключение. Если суд установит в ходе рассмотрения и разрешения какого-либо индивидуального трудового спора факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, он вправе признать такой трудовой договор договором на неопределенный срок <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.
В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2014 г. N 41-КГ14-10 обращено внимание судов на то, что "поскольку ТК РФ не предусмотрена возможность продления срока срочного трудового договора... продление срока договора означает признание работодателем этого договора бессрочным" <1>.
--------------------------------
<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2014 г. N 41-КГ14-10 // "".
В том же случае, если возникает необходимость в прекращении трудового договора с научным работником, существует ряд законных оснований для этого, в частности несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, либо при неизбрании на должность.
Научным работникам не может быть установлено испытание, так как для них установлен конкурсный порядок приема на работу (см. ст. 70 ТК РФ), поскольку цель испытания и конкурса одинакова - проверка соответствия работника занимаемой должности.
Права и обязанности научного работника регламентированы в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1>. Возникает закономерный вопрос, вправе ли субъект РФ или работодатель в трудовом договоре с научным работником закрепить его дополнительные обязанности (по сравнению с перечисленными в ст. 4 указанного Закона)? Подобный вопрос был предметом рассмотрения в судах.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
Судебная практика исходит из того, что законодатель субъекта РФ не вправе необоснованно расширять перечень обязанностей научного работника.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 г. З N 268-111 "О науке и государственной научно-технической политике" <1> научный работник обязан соблюдать объективность при опубликовании своих научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок. Анализ ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и содержание вышеназванной нормы республиканского Закона свидетельствуют о том, в федеральном законе не предусмотрено таких обязанностей научного работника, как соблюдение объективности при опубликовании своих научных и научно-технических результатов и экспериментальных разработок. В Определении Верховного Суда РФ от 20 октября 2004 г. N 74-Г04-9 указано, что расширение перечня обязанностей и дополнительное возложение обязанностей является превышением полномочий по регулированию вопросов совместного ведения субъектами Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Якутские ведомости. 2004. N 30. 13 мая.
<2> Определение Верховного Суда РФ от 20 октября 2004 г. N 74-Г04-9 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2004 г., которым было удовлетворено заявление о признании недействующими п. 3 ч. 1 ст. 6; ч. 6 ст. 8; ч. 8 ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 г. N 268-Ш "О науке и государственной научно-технической политике" // "".
Решение суда представляется обоснованным, поскольку исходя из ст. 6 ТК РФ установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти.
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении невозможности установления не предусмотренных в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" обязанностей научного работника в его трудовом договоре, поскольку если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
Помимо того что проверка соответствия научного работника проводится путем проведения конкурса при приеме на работу, действующим законодательством предусмотрено подтверждение его соответствия занимаемой должности в течение действия трудового договора не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет посредством проведения аттестации <1>.
--------------------------------
<1> Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утвержден Приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. N 538 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 г. Особый порядок аттестации предусмотрен для научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук (Приказ Минобрнауки РФ N 144, Минздравсоцразвития РФ N 352, РАН N 33 от 23 мая 2007 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 29).
Аттестационная комиссия оценивает результативность труда работников на основе содержащихся в информационной базе <1> сведений о результатах их трудовой деятельности. Комиссия может принять решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности и обязана передать его работодателю не позднее 5 рабочих дней со дня проведения заседания для организации хранения и принятия соответствующего решения.
--------------------------------
<1> Порядок ведения информационной базы и состав содержащихся в ней сведений определяются организацией самостоятельно с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Следует помнить о том, что аттестации не подлежат научные работники, трудовые договоры с которыми заключены на определенный срок, и беременные женщины. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через один год после их выхода из указанных отпусков.
Дополнительным основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя научной организации является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности. Причем лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, могут быть переведены с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Необходимо отметить, что работодатель не может прекратить трудовой договор с руководителем или заместителем без предварительного обсуждения вопроса об их возможном переводе на иную должность, соответствующую его квалификации в соответствии с требованиями ст. 336.2 ТК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2015 г. по делу N 33-20741/15 // "".
Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя государственной или муниципальной научной организации, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников организации.
Сам руководитель государственной или муниципальной научной организации может продлить срок полномочий своих заместителей до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом научной организации, но не более срока окончания своих полномочий. Из текста статьи следует, что в том случае, если такой порядок в уставе организации не закреплен, продление полномочий заместителей невозможно. Данное положение, как представляется, нуждается в дополнительной корректировке. В гл. 52.1 ТК РФ не решен вопрос о возможности продления срочного трудового договора с теми заместителями руководителя, которые не достигли шестидесятипятилетнего возраста. Представляется целесообразным указать, что такое продление допустимо по представлению ученого совета научной организации.
Действующим законодательством не урегулированы особенности рабочего времени научных работников, хотя специфика их труда колоссальная. Как указывал В.Г. Сойфер, более 70 лет назад СНК СССР Постановлением от 6 января 1941 г. "Об освобождении академиков и отдельных научных руководителей научно-исследовательских институтов от регистрации прихода на работу и ухода с работы" <1> разрешил Президиуму Академии наук СССР и президиумам отраслевых академий наук освобождать от регистрации прихода на работу и ухода с работы в научно-исследовательских институтах академиков, а также отдельных научных руководителей, имеющих ученое звание профессора или ученую степень доктора наук и предоставлять им право вести научную работу вне данного учреждения <2>. Такой подход представляется вполне обоснованным.
--------------------------------
<1> СП СССР. 1941. N 2. Ст. 37.
<2> Сойфер В.Г. Примеры инновационных решений в трудовом праве // Законодательство и экономика. 2012. N 3.
Следует согласиться с мнением Д.А. Бочарникова в том, что возможность установления для научного работника либо группы таких работников индивидуального графика работы с условием соблюдения предусмотренной для них продолжительности рабочего времени будет способствовать усилению эффективности проводимых исследований и повышению их качества <1>.
--------------------------------
<1> Бочарников Д.А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал российского права. 2014. N 2.
Научным работникам, занимающим штатные должности в научных организациях, финансируемым из федерального бюджета, установлен ежегодный основной удлиненный отпуск, составляющий для лиц, имеющих ученую степень:
- доктора наук - 48 рабочих дней,
- кандидата наук - 36 рабочих дней <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень" // Собрание законодательства РФ. 1994. N 17. Ст. 2002.
После перехода работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов на новую систему оплаты труда размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп). Для научных работников установлено 5 квалификационных уровней (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 3 июля 2008 г. N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок" // РГ. 2008. N 164. 5 авг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского значения" <1> проведена градация научных организаций на три категории:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 15. Ст. 1841.
1-я категория - научные организации-лидеры, если ее научные результаты соответствуют мировому уровню и она располагает потенциалом для дальнейшего развития и улучшения своей деятельности;
2-я категория - стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность;
3-я категория - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития. Научная организация подлежит отнесению к 3-й категории, если она располагает кадровыми, материально-техническими и иными ресурсами для осуществления профильных видов деятельности, но не показывает значимых научных результатов и не является при этом уникальной в соответствующей отрасли или не располагает кадровыми, материально-техническими и иными ресурсами для осуществления профильных видов деятельности.
На основании типовой методики, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. N 161 <1>, федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывают и утверждают свою методику оценки результативности деятельности подведомственных научных организаций <2>.
--------------------------------
<1> РГ. 2014. 18 июля. N 160.
<2> См., например, Приказ ФАНО России от 26 июня 2015 г. N 22н "Об утверждении Методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Размеры надбавок за ученые степени включаются в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования со дня вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 108 ФЗ) <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
Правительством предусмотрен ряд мер по повышению уровня материального обеспечения научных работников.
Так, для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также для материальной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и членов коллективов ведущих научных школ Российской Федерации выделяются гранты Президента Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 260 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 18. Ст. 1686.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы <1> предусмотрено введение эффективного контракта, то есть трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Как указывает Д.А. Бочарников, задачей "эффективного контракта" является детализация условий анализа деятельности работника, выявление факторов, позволяющих предоставлять работнику различные компенсационные выплаты, что в конечном итоге должно привести к увеличению размера оплаты труда работника, а также к повышению эффективности деятельности самой организации <2>.
--------------------------------
<1> Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2013. N 8.
<2> Бочарников Д.А. Некоторые проблемы системы оплаты труда научных и педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10.
По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень средней заработной платы научных работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь - декабрь 2016 г. составил от 16 281 рублей (Республика Дагестан) до 75 739 рублей (Чукотский автономный округ), в Москве он равен 62 958 руб. <1>.
--------------------------------
<1> http://www.gks.ru/
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <1> указано, что к 2018 г. Правительство РФ должно обеспечить повышение средней заработной платы научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
--------------------------------
<1> Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.economy.gov.ru.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей в привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности научных работников, а их индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке. В основном трудовые споры с научными работниками связаны с прохождением (непрохождением) конкурсного отбора и расторжением с ними срочного трудового договора <1>, либо расторжением трудового договора по инициативе работодателя по общим основаниям <2>.
--------------------------------
<1> Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) N 33-2910/2016 от 20 июня 2016 г. по делу N 33-2910/2016; решение Василеостровского районного суда (г. Санкт-Петербург) N 2-4587/2015 2-4587/2015~М-4301/2015 М-4301/2015 от 16 декабря 2015 г. по делу N 2-4587/2015; решение Нагатинского районного суда (г. Москва) N 2-12788/2014 2-263/2015 2-263/2015(2-12788/2014;)~М-12463/2014 М-12463/2014 от 25 февраля 2015 г. по делу N 2-12788/2014 // http://sudact.ru/.
<2> Решение Ленинского районного суда г. Самары N 2-6562/2015 2-762/2016 2-762/2016(2-6562/2015;)~М-6910/2015 М-6910/2015 от 17 марта 2016 г. по делу N 2-6562/2015 // http://sudact.ru/.