8. Работники, являющиеся иностранными гражданами
или лицами без гражданства

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства базируется на нормах международного, конституционного, административного и трудового права.
В ст. 62 Конституции РФ указано, что лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.
Конвенция МОТ N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.) <1> призывает страны, принимающие мигрантов, осуществлять политику, направленную на содействие и предоставление им гарантий равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, но только для лиц, находящихся на их территории на законных основаниях в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. В свою очередь, в Рекомендации МОТ N 151 "О трудящихся-мигрантах" (1975 г.) <2> говорится, в частности, что "политика миграции должна основываться на экономических и социальных потребностях как стран, поставляющих рабочую силу, так и стран, предоставляющих работу; она должна учитывать не только краткосрочные потребности в рабочей силе и ресурсы рабочей силы, но также долгосрочные и экономические последствия миграции как для мигрантов, так и для соответствующих стран".
--------------------------------
<1> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1779 - 1794.
<2> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1787 - 1794.

Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. <1>, определяющая цели, задачи, принципы и основные направления политики и развития законодательства в сфере миграции в качестве одного из основных направлений в области международного сотрудничества РФ в сфере миграции, определяет гармонизацию и унификацию миграционного законодательства, а в качестве задачи - разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы.
--------------------------------
<1> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // http://base.consultant.ru/.

Правовому положению иностранных граждан в РФ посвящен Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ <1>. Сфера применения Закона строго определена, и в нее включены лишь отношения иностранных граждан с органами власти и их должностными лицами, выдающими им то или иное разрешение на осуществление трудовой и иной деятельности, указанной в Законе. Общим для этих отношений является то, что одной из сторон в них выступает государство или муниципальное образование в лице компетентных органов <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
<2> Жеребцов А.Н., Облезова А.О., Семенова А.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (постатейный) // "".

Согласно Федеральному закону N 115-ФЗ иностранных граждан можно подразделить на три группы: постоянно проживающих на территории РФ, временно проживающих на ней и временно пребывающих в России.
Подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в РФ служит вид на жительство.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание, которое по общему правилу выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ с учетом ситуации на рынке труда <1>. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта.
--------------------------------
<1> См., например: распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. N 2428-р "Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2017 год" // Собрание законодательства РФ. 2016. N 48 (часть III). Ст. 6795.

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы <1>, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты.
--------------------------------
<1> За исключением родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации; признанных нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ; имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; состоящих в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ; осуществляющих инвестиции в РФ; поступивших на военную службу, на срок военной службы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы <1>, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, а также в случае, если такой срок не продлен. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
--------------------------------
<1> Согласно статье 5.1 Федерального закона N 115-ФЗ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента (ст. 5 ФЗ N 115).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Однако иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ).
Особенности регулирования труда иностранных работников определены в гл. 50.1 ТК РФ. Однако необходимо заметить, что в ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный работник определен как иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность <1>. Тем не менее, анализ гл. 50.1 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что под иностранным работником следует понимать всех законно находящихся на территории РФ и осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан - как постоянно или временно проживающих на территории России, так и временно пребывающих иностранцев, что представляется абсолютно верным.
--------------------------------
<1> Как указывает А. Иванчак, национальные законы используют понятие "иностранный работник", не совпадающее с понятием "трудящийся-мигрант" (Правовой статус иностранного гражданина в России в сфере трудовых отношений // Новое в отраслях права. N 3 (24). 2012. С. 22).

Согласно ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права <1>, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
--------------------------------
<1> Например, на уровне социально-партнерских соглашений также предусматривается решение вопросов, связанных с привлечением и использованием иностранных работников. Так, в п. 7.1.7 Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2016 - 2018 годы предусмотрено, что привлечение и использование иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором после проведения консультаций с выборными органами территориальных организаций Росхимпрофсоюза обеспечивает работодатель // Солидарность. 2015. N 38. 14 - 21 окт. В п. 3.5 Соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 годы указано, что "стороны Соглашения способствуют эффективному управлению процессами трудовой миграции, осуществляют прием иностранной рабочей силы с учетом своих реальных потребностей и возможностей по приему и созданию необходимых бытовых условий для трудовых мигрантов" // Соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 годы (утв. Профсоюзом работников агропромышленного комплекса РФ, Минсельхозом РФ, Общероссийским агропромышленным объединением работодателей, Россельхознадзором, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России 17 декабря 2014 г.) // Солидарность. 2015. N 6. 11 - 18 февр.

Опыт зарубежных стран показывает, что в условиях глобализации и возрастания конкуренции на международном уровне довольно четко прослеживается тенденция дифференциации трудовых мигрантов и диверсификации подходов государства к приему различных категорий иностранных граждан, прибывающих в страну с целью трудоустройства. Как правило, речь идет о стимулировании притока высококвалифицированных специалистов и о предоставлении неквалифицированным трудящимся-мигрантам возможности трудоустройства только на временной или сезонной основе <1>.
--------------------------------
<1> Васильева Т.А. Основные приоритеты миграционной политики стран западной демократии // Сравнительное конституционное обозрение. М.: Институт права и публичной политики, 2008. N 5 (66). С. 71.

Российский законодатель также дифференцированно подходит к регламентации труда иностранцев, учитывая характер их пребывания на территории страны, квалификацию, сферу деятельности и т.д.
Работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников <1>, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента <2>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ ФМС России от 30 октября 2014 г. N 589 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
<2> Представляется, что дистанционные работники не должны получать разрешение на работу в том случае, когда осуществляют свою трудовую деятельность не на территории РФ.

Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
- прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
- являются высококвалифицированными специалистами или членами его семьи;
- обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;
- направлены для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации.
На высококвалифицированных специалистов и на лиц, направленных в филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации не распространяются квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 93 утвержден перечень научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 7. Ст. 874.

Без учета установленных квот, согласно Приказу Минтруда России от 28 мая 2015 г. N 324н <1>, утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются. В перечень, например, включены авиатехники по авиационному и радиоэлектронному оборудованию; по самолетам и двигателям; артисты балета и др.
--------------------------------
<1> "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Кроме того, ст. 351.5 ТК РФ предусмотрено, что работодатели - резиденты территории опережающего социально-экономического развития привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности без получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а иностранному гражданину разрешение на работу выдается без учета квот.
Таким образом, вопрос о предоставлении определенных преференций для иностранных работников в РФ определяется исходя из экономических потребностей страны (о чем, в частности, свидетельствует ст. 351.5 ТК РФ, касающаяся трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития, особые условия приема и трудоустройства высококвалифицированных специалистов и др.).
В международных договорах Российской Федерации также могут быть предусмотрены определенные изъятия из общих правил. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (27 ноября 2009 г.) <1> определено, что в целях упрощения осуществления временной трудовой деятельности гражданами этих государств стороны отказываются от установления квот в отношении некоторых категорий граждан (например, руководителей предприятия, молодых специалистов в возрасте от 18 до 30 лет, лиц, въезжающих по визе "каникулы - работа" и др.). В Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 10 ноября 2010 г. <2> также перечисляются категории граждан, на которых распространяется действие Соглашения, без установления квот и без заключений РФ о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 14. Ст. 1807.
<2> Собрание законодательства РФ. 2015. N 11. Ст. 1579.

В соответствии со ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе <1> не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства трудящихся государств - членов ЕЭС.
--------------------------------
<1> Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.

Следует отметить, что упрощение процедуры получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, привело к тому, что число иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, значительно возросло. Как обоснованно отмечает В.И. Мукомель, в этом важную роль сыграло то, что уведомительный порядок распространен и на работодателей: последние вправе привлекать для осуществления трудовой деятельности данную категорию иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников <1>.
--------------------------------
<1> Мукомель В.И. Новая миграционная политика России: издержки идеологии // Moldoscopie (Probleme de analiza politica), nr. 3 (XLII), 2008. С. 5.

Из Сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации следует, что за январь-февраль 2016 г. было оформлено 10 409 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а в январе-феврале 2017 г. - 11 196 <1>.
--------------------------------
<1> Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации // https://МВД.РФ/.

По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения по достижении ими возраста восемнадцати лет.
Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем может быть заключен как на неопределенный срок, так и на определенный срок.
Использование труда иностранцев отличается спецификой, обусловленной в первую очередь особенностями режима их пребывания на территории страны. С учетом особенностей каждой из этих групп (постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие) действующим трудовым законодательством установлены специальные нормы, касающиеся заключения, изменения и прекращения трудового договора с иностранными работниками.
Так, при приеме на работу в дополнение к документам, перечисленным в ст. 65 ТК РФ, предусмотрено предъявление:
а) для постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство;
б) для временно проживающих разрешения на временное проживание в РФ;
в) для временно пребывающих разрешения на работу или патента, а также договора (полиса) добровольного медицинского страхования, действующего на территории РФ (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ).
Соответственно, к информационным условиям, составляющим содержание трудового договора (помимо перечисленных в ст. 57 ТК РФ), относятся также сведения о виде на жительство, о разрешении на временное проживание в РФ, о разрешении на работу или патенте, а также условие об указании оснований оказания временно пребывающему иностранному работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
В трудовых договорах с иностранными работниками могут быть также оговорены и другие условия. Так, в частности, в соответствии с Соглашением от 15 апреля 1994 г. "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" <1> в трудовом договоре должны содержаться сведения об условиях проживания и о порядке покрытия транспортных расходов.
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1997. N 2.

При заключении трудового договора иностранный гражданин или лицо без гражданства не должны предъявлять работодателю документы воинского учета, поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).
Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента по общему правилу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п. 4.6 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ). Кроме того, он обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Как отмечается в литературе <1>, введение иммиграционных программ может преследовать различные цели: не только предоставление мигрантам первичных навыков и инструментов, необходимых для успешной адаптации в принимающем государстве, но и создание определенных предпосылок для их ассимиляции, а также введение механизмов внутреннего иммиграционного контроля для отсева "потенциально нежелательных" мигрантов. Об этом свидетельствует практика использования требований, предъявляемых к интеграции мигрантов, в качестве критериев для отбора потенциальных жителей страны (введение интеграционных тестов для иммигрантов в государстве происхождения, увязывание выдачи разрешения на пребывание с успешным прохождением интеграционных курсов, ужесточение интеграционных требований при приеме в гражданство). Представляется, что в России в последнее время наметилась некоторая тенденция ужесточения подходов в отношении мигрантов, прибывающих в страну.
--------------------------------
<1> Цит. по: Васильева Т.А. Основные приоритеты миграционной политики стран западной демократии // Сравнительное конституционное обозрение. М.: Институт права и публичной политики. 2008. N 5 (66). С. 76.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), должны быть застрахованы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Как отмечено в п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1>, противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Между тем, практика судов свидетельствует о том, что работодатели часто привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан при отсутствии разрешений на работу <2>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2011. N 5.
<2> См., например: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2016 г. N 16АП-1555/2016 по делу N А63-10794/2015; Постановление Самарского областного суда от 20 февраля 2016 г. N 4а-180/2016; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2016 г. N 20АП-7369/2015 по делу N А23-5179/2015; решение Московского городского суда от 30 августа 2016 г. по делу N 7-10558/2016 // "" и др.

Так, только за январь - июль 2016 г. выявлено 1 048 952 административных правонарушений <1>.
--------------------------------
<1> Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июль 2016 года // https://МВД.РФ/.

Так же, как и российский работник, иностранный гражданин и лицо без гражданства в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве и в других исключительных случаях в силу ст. 327.4 ТК РФ может быть временно переведен на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности). Однако в изъятие из общего правила такой перевод возможен не более чем один раз в течение календарного года.
Если по окончании срока временного перевода работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается в связи с невозможностью предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).
В том случае, когда исполнение работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, обусловленной трудовым договором работы невозможно в связи с простоем, необходимостью предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещением временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами и временный перевод его на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя невозможен в связи с возникновением необходимости в этом временном переводе повторно в течение одного календарного года, трудовой договор с таким работником прекращается в связи с невозможностью временного перевода (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).
Случаи отстранения от работы и прекращения трудового договора с иностранными работниками и лицами без гражданства связаны с тем, к какой категории относится иностранный работник.
Так, наряду со случаями, указанными в ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе):
- постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в случае окончания срока действия вида на жительство в РФ;
- временно проживающего в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства в случае приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников и в случае окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ;
- временно пребывающего в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства в случае окончания срока действия разрешения на работу или патента, а также в случае окончания срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг.
В ст. 327.6 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Эти дополнительные основания предусмотрены как в отношении всех иностранных работников (как постоянно, так и временно проживающих, а также временно пребывающих в РФ), так и в отношении каждой группы.
Так, со всеми иностранными работниками трудовые договоры могут быть прекращены в случаях приведения их численности в соответствие с установленными ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства; в связи с невозможностью предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода и невозможностью временного перевода работника в связи с возникновением необходимости в этом временном переводе повторно в течение одного календарного года.
С постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовые договоры могут быть прекращены в связи с аннулированием вида на жительство и окончанием срока действия вида на жительство.
Прекращение трудовых договоров с временно проживающими в России иностранными гражданами возможно при аннулировании разрешения на временное проживание и при окончании срока действия разрешения на временное проживание.
Основанием прекращения трудового договора с временно пребывающим иностранным гражданином и лицом без гражданства может являться:
- приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- аннулирование или окончание срока действия разрешения на работу или патента;
- окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг.
При расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Во всем остальном иностранные работники в области трудовых отношений имеют те же права, что и лица, проживающие на территории РФ, что в полной мере соответствует Типовому контракту трудящегося-мигранта, утвержденному Резолюцией Кабинета министров Совета Европы от 13 апреля 1976 г. N 25 <1>, в котором подробно изложены права и обязанности как предпринимателя, так и работника-мигранта. В нем указано, что в отношении условий труда и вознаграждения, соответствующих законодательству или договорам, работник имеет право на равное обращение, аналогичные льготы и защиту, что и работники принимающей стороны той же категории на том же предприятии.
--------------------------------
<1> http://www.lawbase.ru/

Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 <1> утверждены формы и порядок уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ. Работодатель, заключивший и расторгнувший трудовые договоры с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган ФМС и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.
--------------------------------
<1> Приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 34.

Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в РФ, и порядок уплаты налога на доходы физических лиц предусмотрены в ст. 227.1 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

Соглас
 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!