Расторжение корпоративного договора посредством
одностороннего отказа одной из его сторон от исполнения
договора
16.725. Статья 310 ГК РФ содержит норму, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством и договором. В случае если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрена возможность предоставления данного права другой стороне. Таким образом, российское законодательство не запрещает включение в корпоративный договор положений, в соответствии с которыми любая из сторон в определенных в договоре случаях вправе заявить об одностороннем отказе от исполнения договора (без необходимости получения судебного решения, подтверждающего расторжение договора (см. разд. 16.721 - 16.723 выше)).
16.726. Например, право участников СП на односторонний отказ от исполнения заключенного ими корпоративного договора может быть предусмотрено в ситуации, когда одна из сторон существенным образом нарушает свои обязательства по договору, в случае смены контроля в отношении одной из сторон (см. подробнее о смене контроля разд. 13 выше), в случае отчуждения или обременения части акций (долей участия в уставном капитале) СП одной из сторон в нарушение положений заключенного участниками СП корпоративного договора и пр. Процедура одностороннего отказа от исполнения договора описывается в п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, согласно которому право на односторонний отказ от исполнения договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора. Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено законодательством или заключенным сторонами договором. По нашему опыту, на практике односторонний отказ от исполнения договора оформляется именно уведомлением управомоченной стороны своего партнера. Как правило, стороны в этой связи согласовывают, что заключенный ими корпоративный договор признается расторгнутым с момента получения соответствующим партнером уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора от управомоченной стороны. В качестве альтернативного варианта стороны могут предусмотреть положение договора, согласно которому корпоративный договор признается расторгнутым по истечении определенного периода времени с момента получения одной из сторон уведомления об одностороннем отказе от исполнения корпоративного договора от другой стороны. Соответствующее положение корпоративного договора может быть сформулировано следующим образом:
"Сторонами согласовано, что в случае:
(а) нарушения одной из сторон своих обязательств по финансированию общества в соответствии с разд. [-] настоящего договора; и/или
(б) смены контроля в отношении одной из сторон (как этот термин определен в разд. [-] настоящего договора); и/или
(в) нарушения одной из сторон обязательств в части номинирования кандидатов в совет директоров общества в соответствии с разд. [-] настоящего договора; и/или
[...]
согласно ст. 310 ГК РФ ненарушившая сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора, направив другой стороне уведомление об этом. Настоящий договор признается расторгнутым с момента получения другой стороной такого уведомления от управомоченной стороны/признается расторгнутым по истечении [пяти рабочих] дней с момента получения другой стороной такого уведомления от управомоченной стороны".
16.727. На практике, если стороны корпоративного договора привязывают право сторон на односторонний отказ от исполнения договора к нарушению другой стороной ее обязательств в рамках корпоративного договора, нарушившей стороне довольно часто предоставляется право исправить нарушение до того, как другая сторона заявит о своем праве на односторонний отказ от исполнения договора. В качестве примера здесь можно привести следующую ситуацию: участниками СП заключен корпоративный договор, управомочивающий стороны на односторонний отказ от исполнения обязательств в случае, если другая сторона допускает нарушение своих обязательств в части финансирования СП в соответствии с согласованным сторонами графиком. Если одна из сторон нарушает свои обязательства в части финансирования, другая сторона направляет ей соответствующее уведомление об имевшем место нарушении. Если указанное нарушение не будет устранено в течение установленного в корпоративном договоре периода времени с момента получения нарушившей стороной уведомления о нарушении от ненарушившей стороны, последняя имеет право заявить об одностороннем отказе от исполнения корпоративного договора. Подобное положение корпоративного договора может быть сформулировано следующим образом:
"Сторонами согласовано, что в случае нарушения одной из сторон своих обязательств по финансированию общества в соответствии с графиком платежей, приведенным в приложении [1] к настоящему договору, другая сторона вправе направить уведомление в адрес нарушившей стороны об имевшем место нарушении обязательств нарушившей стороны в соответствии с корпоративным договором. Если нарушившая сторона не устранит указанные нарушения в течение [30 рабочих] дней с даты получения указанного уведомления, ненарушившая сторона вправе в соответствии со ст. 310 ГК РФ в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора, направив другой стороне уведомление об этом. Настоящий договор признается расторгнутым с момента получения нарушившей стороной такого уведомления от ненарушившей стороны/признается расторгнутым по истечении [пяти рабочих] дней с момента получения нарушившей стороной такого уведомления от ненарушившей стороны".
Допустимость установления в договоре периода для исправления допущенных одной из сторон нарушений договора, до истечения которого ненарушившая сторона не вправе заявить об одностороннем отказе от договора, подтверждается практикой российских судов <1>. Подобного рода положения характерны не только для корпоративных договоров, но и для кредитных договоров, договоров займа, договоров поставки, купли-продажи, аренды и пр.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. N 3378/12 по делу N А31-1905/2011. Из обстоятельств дела следует, что стороны договора на обеспечение регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом включили в заключенный ими договор положение, согласно которому заказчику предоставляется право на односторонний отказ от исполнения договора согласно ст. 310 ГК РФ в случае неоднократного нарушения исполнителем своих обязательств по договору, если соответствующие нарушения не будут устранены исполнителем в согласованные сторонами сроки. ВАС РФ подтвердил допустимость такого положения заключенного сторонами договора.
16.728. Аналогично описанному выше стороны корпоративного договора вправе предусмотреть положение в договоре, согласно которому право сторон на односторонний отказ от исполнения корпоративного договора допускается только в случае неоднократных (например, два раза подряд) нарушений контрагентами принятых на себя обязательств. Допустимость таких положений также подтверждается практикой российских судов <1>. Вместе с тем, основываясь на нашем опыте, подобного рода ограничения более характерны для платежных обязательств, которые обычно не являются центральным элементом в корпоративном договоре (такая конструкция достаточно часто встречается в договорах аренды, купли-продажи, поставки, где платежные обязательства сторон являются одним из центральных элементов). В этой связи в корпоративных договорах стороны обычно согласовывают право нарушившей стороны исправить допущенные нарушения в течение определенного периода времени; повторение нарушений как основание для одностороннего отказа сторон от исполнения обязательства корпоративные договоры, как правило, не предусматривают.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. N 3378/12 по делу N А31-1905/2011.
16.729. Как указывалось выше, ГК РФ предусматривает право на односторонний отказ от исполнения обязательств только при осуществлении предпринимательской деятельности, допуская лишь одно исключение из этого правила для ситуации, когда договор заключен предпринимателями и непредпринимателями: в данном случае право на односторонний отказ от исполнения договора предоставляется лицам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. Вместе с тем достаточно часто корпоративные договоры заключаются с участием физических лиц, которые через свое участие в СП осуществляют коммерческую деятельность. В данной связи должно ли распространяться указанное выше ограничение в части использования права на односторонний отказ от исполнения договора на стороны корпоративных договоров? Хотя ГК РФ напрямую не предусматривает каких-либо исключений на этот счет, ВС РФ в Постановлении N 54 (п. 10) указал, что предоставление договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, допускается только в специально установленных законом или иными правовыми актами случаях. При этом по смыслу ст. 67.2 "Корпоративный договор" ГК РФ условиями корпоративного договора может быть предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения обязательств для любого из его участников. Таким образом, предусмотренное ст. 310 ГК РФ право на односторонний отказ от исполнения корпоративного договора может быть предусмотрено для любой из его сторон, независимо от того, осуществляет ли такая сторона предпринимательскую деятельность.
16.730. По нашему опыту, участники СП предпочитают не включать в корпоративные договоры положения, управомочивающие их на односторонний отказ от заключенного корпоративного договора. Причина заключается в желании сторон обеспечить стабильность своих отношений в рамках СП, в том числе в случае нарушения сторонами своих обязательств, предусмотренных корпоративным договором, вследствие имевшей место в отношении одной из сторон смены контроля, в связи с наступлением тупиковой ситуации и пр. В этом смысле отсутствие права участников СП на односторонний отказ от исполнения корпоративного договора часто рассматривается как важный стимул к поиску компромисса партнерами при возникновении между ними разногласий. Напротив, наличие в корпоративном договоре права сторон на односторонний отказ от его исполнения может способствовать принятию одним из партнеров решения о выходе из договора, несмотря на имеющиеся возможности поиска компромисса. Кроме того, как правило, на случай возникновения определенных обстоятельств участники СП обычно предусматривают в корпоративном договоре специальные алгоритмы действий, которым они обязуются следовать, чтобы минимизировать связанные с такими обстоятельствами экономические потери СП и его участников. Например, на случай возникновения тупиковых ситуаций стороны часто предусматривают механизмы эскалации или назначения эксперта (см. подробнее разд. 9 выше), в случае смены контроля в отношении одной из сторон - право другой стороны реализовать опцион пут или опцион колл на предусмотренных корпоративным договором условиях (см. разд. 13 выше), в случае существенного нарушения одной из сторон своих обязательств в рамках корпоративного договора - запрет нарушившей стороне голосовать принадлежащими ей акциями или долями участия в уставном капитале СП, мораторий на право номинировать кандидатов в органы управления СП, выплату неустойки нарушившей стороной в пользу ненарушившей стороны (см. разд. 17.779 ниже) и пр.
16.731. Несмотря на изложенное выше, в определенных ситуациях наличие в корпоративном договоре положений, управомочивающих его стороны на односторонний отказ от договора, может иметь смысл. Примером здесь может служить капиталоемкое СП в производственной сфере, участники которого приняли на себя обязательства по формированию его имущественного комплекса. При этом с экономической точки зрения формируемое СП представляет интерес для партнеров только в случае, когда оба участника СП полностью исполнят свои обязанности по внесению вкладов в имущество (уставный капитал) общества (в противном случае СП будет не в состоянии начать хозяйственную деятельность и обеспечить возвратность инвестиций партнеров по СП). В такой ситуации мы рекомендовали бы участникам СП включить в корпоративный договор положения, управомочивающие стороны на односторонний отказ от исполнения корпоративного договора, если другая сторона не исполняет свои обязанности в части формирования имущества СП в согласованные партнерами сроки. В качестве другого примера можно привести СП, созданное исключительно для координации голосования партнеров на общих собраниях акционеров (участников) общества (иных обязательств, кроме координации голосования, корпоративный договор не содержит). В описанной ситуации нарушение одним из партнеров по СП своих обязательств в части координации голосования на общих собраниях акционеров (участников) или имевшая место в отношении одного из партнеров смена контроля могут стать основанием для одностороннего отказа другого партнера от исполнения корпоративного договора. Поскольку других обязательств сторон корпоративный договор не предусматривает (порядок отчуждения акций, опционы и пр.), в описанной ситуации в расторжении корпоративного договора могут быть заинтересованы все его стороны.