Образцы, формы и шаблоны договоров.
Корпоративный договор: подготовка и согласование при создании совместного предприятия
Издание посвящено практическим вопросам подготовки корпоративных договоров, подчиненных российскому праву. В нем рассматриваются вопросы структурирования сделок, связанных с созданием СП, выбора применимого права и органа для разрешения споров в связи с корпоративным договором, заключения меморандума о взаимопонимании, согласования создания СП

Общее описание механизма

7.314. ГК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 53 и абз. 1 п. 3 ст. 65.3) предусматривает образование в корпоративном юридическом лице (к которым относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, президента и пр.). Указанные статьи ГК РФ также допускают включение в устав хозяйственного общества положений, в соответствии с которыми полномочия единоличного исполнительного органа предоставляются нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Таким образом, в российском акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью могут быть назначены два и более генеральных директора.
7.315. Указанные положения ГК РФ вступили в силу 1 сентября 2014 г. и приблизили российский институт единоличного исполнительного органа к модели корпоративного управления, используемой, в частности, в немецких и австрийских компаниях (в них наряду с прокуристами (представителями компании, действующими на основании регистрируемых в торговом реестре доверенностей) может быть назначено несколько генеральных директоров с различным объемом полномочий в части представления компании в отношениях с третьими лицами (так называемый принцип двух ключей, когда по определенным вопросам один из генеральных директоров действует единолично, а по другим - только совместно с другими генеральными директорами или прокуристами)). Отметим, что до 1 сентября 2014 г. российское законодательство допускало существование в хозяйственных обществах только одного генерального директора или управляющей компании, что часто вызывало критику со стороны юристов и бизнес-сообщества, которые жаловались на негибкость и чрезмерную императивность регулирования российского корпоративного законодательства в этой части.
7.316. С момента вступления в силу указанных положений ГК РФ число хозяйственных обществ в Российской Федерации, в которых назначено два и более генеральных директора, неуклонно растет. Выбор в пользу такой модели управления делают как компании с российскими акционерами, так и компании с участием иностранных инвесторов. Вместе с тем насколько привлекательна предложенная законодателем конструкция двух и более единоличных исполнительных органов в хозяйственном обороте российских компаний по сравнению с ранее использовавшейся конструкцией, которая предполагала наличие в обществе одного единоличного исполнительного органа? Насколько данная конструкция позволяет снизить риски ошибок и оппортунистического поведения генерального директора и защитить интересы акционеров (участников)? Способствует ли она соблюдению баланса интересов партнеров в случае ее использования при создании СП?
7.317. ФЗ "Об АО" и ФЗ "Об ООО" не содержат подробного регулирования относительно того, каким образом могут распределяться полномочия между двумя и более генеральными директорами в российском акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью. ГК РФ в этой части (абз. 1 п. 3 ст. 65.3) также содержит только самые общие ориентиры, указывая лишь, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (см. разд. 7.314 выше). В этой связи сразу после введения в действие положений ГК РФ о возможности назначения в хозяйственных обществах двух и более генеральных директоров участники оборота не знали, каким образом указанное регулирование можно использовать на практике, в частности возможно ли ограничить полномочия назначенных генеральных директоров через совместное представительство при совершении обществом крупных сделок (разрешая единоличное представительство по другим вопросам хозяйственной деятельности), допускается ли предусматривать в обществе должности "младшего" и "старшего" генеральных директоров с различным объемом полномочий (по аналогии с немецкими и австрийскими компаниями), возможно ли внести данные об ограничении полномочий генерального директора в ЕГРЮЛ и т.д. Наконец, участники оборота не понимали, каким образом информация о назначении двух и более генеральных директоров должна отражаться в уставе общества. Отсутствие подробного регулирования указанных вопросов во многом сдерживало использование новой конструкции в хозяйственном обороте.
7.318. Определенные разъяснения по порядку использования новых правил ГК РФ о двух и более единоличных исполнительных органах в хозяйственных обществах появились только 23 июня 2015 г. в Постановлении N 25. Этот документ дает ряд важных указаний по порядку назначения и работы двух и более единоличных исполнительных органов, но всеобъемлющего подробного регулирования по данным вопросам тем не менее не содержит. Рассмотрим его подробнее. В качестве одного из основополагающих принципов Постановление N 25 требует отражения в ЕГРЮЛ положений о распределении полномочий между назначенными в обществе двумя и более генеральными директорами (единоличное или совместное представительство) в качестве условия оспаривания сделок, совершенных в нарушение согласованного участниками хозяйственного общества распределения полномочий. Описание указанных ограничений в уставе общества не является достаточным для достижения данной цели. В этой связи Постановление N 25 прямо предусматривает, что положения учредительного документа, определяющие условия осуществления полномочий лиц, выступающих от имени юридического лица, в том числе о совместном осуществлении отдельных полномочий, не могут влиять на права третьих лиц и служить основанием для признания сделки, совершенной с нарушением этих положений, недействительной, за исключением случая, когда будет доказано, что другая сторона сделки в момент совершения сделки знала или заведомо должна была знать об установленных учредительным документом ограничениях полномочий на ее совершение. Кроме того, Постановление N 25 устанавливает, что бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать о таких ограничениях, возлагается на лиц, в интересах которых они были установлены. Как указывалось выше, доказать знание третьего лица об ограничении (специальном распределении) полномочий генерального директора, существовавших на момент совершения сделки (даже если они были отражены в учредительных документах), на практике очень сложно (см. подробнее разд. 7.301 - 7.303 выше).
7.319. Напротив, если распределение полномочий между назначенными в обществе генеральными директорами (совместное или единоличное представление общества в отношениях с третьими лицами) отражено в ЕГРЮЛ, право оспаривать сделки, совершенные в нарушение распределения полномочий, предоставляется лицам, в интересах которых были установлены соответствующие ограничения. Основываясь на изложенном выше, если участниками СП согласовывается назначение двух и более генеральных директоров, информация о порядке распределения полномочий между ними (совместное или единоличное представительство) должна быть обязательно отражена в ЕГРЮЛ.

 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!