Статья 5. Организатор торговли
Комментарий к статье 5
1. В комментируемой статье урегулирован правовой статус организатора торговли, т.е. лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Требования, изложенные в данной статье, фактически являются лицензионными требованиями, поскольку без их соблюдения то или иное юридическое лицо не имеет возможности получить лицензию на осуществление деятельности биржи или торговой системы.
В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается, что организатором торговли может быть только хозяйственное общество, созданное по законодательству РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит обществу на праве собственности. В случаях, предусмотренных ГК РФ (см. ст. ст. 88, 98), хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено ГК РФ или другим законом.
В силу п. 4 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме:
1) общества с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ (см. ст. ст. 87 - 94) и Законом об обществах с ограниченной ответственностью (см. ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
2) акционерного общества. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ (см. ст. ст. 96 - 104) и Законом об акционерных обществах (см. ФЗ "Об акционерных обществах").
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
До 1 сентября 2014 г. могли создаваться акционерные общества открытого типа (ОАО) или закрытого типа (ЗАО), что отражалось в уставе общества и его фирменном наименовании.
После 1 сентября 2014 г. акционерные общества открытого и закрытого типа не регистрируются. С этой даты акционерные общества делятся на публичные или непубличные (см. п. 1 и п. 2 ст. 66.3, п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Публичное акционерное общество (ПАО) - акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. В сущности, до 1 сентября 2014 г. публичные акционерные общества именовались открытыми акционерными обществами.
Непубличное акционерное общество - акционерное общество, которое не отвечает признакам ПАО. То есть, акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц. По существу, до 1 сентября 2014 г. непубличные акционерные общества имели статус закрытых акционерных обществ.
Непубличным также является общество с ограниченной ответственностью.
Необходимо учитывать, что хозяйственные общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), которыми в силу п. 1 ст. 65.1 ГК РФ признаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). Права и обязанности участников корпорации закреплены в ст. 65.2 ГК РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 6 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных обществах. При этом учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ только с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом. Законом также может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных обществах.
Подробнее о статусе и особенностях организаторов торговли см. комментарий к ст. ст. 9 и 12 Закона.
2. Комментируемая статья (ч. 2) содержит запрет на проведение организованных торгов лицам, не имеющим соответствующей лицензии (лицензии биржи или лицензии торговой системы).
Лицензией, по общему правилу, признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Традиционно лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако нужно учесть, что положения указанного Закона (см. п. 5 ч. 2 ст. 1) не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по проведению организованных торгов.
Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России <38> без ограничения срока действия указанных лицензий. Лицензия выдается лицу, которое намерено ее получить (соискатель лицензии), при соблюдении необходимых лицензионных требований и условий.
--------------------------------
<38> См. Инструкцию Банка России от 26 октября 2015 г. N 169-И "О порядке лицензирования Банком России бирж и торговых систем и порядке ведения реестра лицензий".
Общие правила о лицензировании деятельности по проведению организованных торгов содержатся в ст. 26 комментируемого Закона, согласно которой (см. ч. 2) соответствующими лицензионными требованиями и условиями при выдаче лицензии являются требования настоящего Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов (см. подробнее комментарий к указанной статье).
3. Существенным ограничением является установленный в ч. 3 комментируемой статьи запрет организатору торговли заниматься определенными видами деятельности, в частности:
- производственной;
- торговой;
- страховой;
- деятельностью кредитных организаций;
- деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
- деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
- деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- деятельностью акционерных инвестиционных фондов;
- деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Следует иметь в виду, что подразумеваются лишь те случаи, когда указанные виды деятельности являются для той или иной организации основными, т.е. по крайней мере один из этих видов должен быть указан в учредительных документах юридического лица, и, кроме того, фактически представлять собой источник прибыли (исходя из определения предпринимательской деятельности, данной в ст. 2 ГК РФ). Очевидно, что установленное ограничение не запрещает юридическому лицу - соискателю лицензии совершать разовые сделки производственного и (или) торгового характера, а тем более выступать стороной в кредитных договорах, договорах страхования и т.п.
4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает запрет организатору торговли выступать в качестве центрального контрагента. Аналогично в ч. 4 ст. 5 ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" установлено, что при совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента (т.е. юридического лица, которое является одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеет лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и которому присвоен статус центрального контрагента в соответствии с указанным Законом).
Обратим внимание, что в зависимости от конкретного вида организаторов торговли (см. ст. 9 "Биржа" и ст. 12 "Торговая система") предусмотрен еще ряд ограничений:
1) в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона установлено, что биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами;
2) в ч. 5 ст. 12 комментируемого Закона установлено, что торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.
Нарушение установленных требований влечет два вида неблагоприятных последствия для виновных лиц. Во-первых, возможно аннулирование лицензии Банком России - в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли установленных настоящим Законом требований (см. комментарий к ст. 28). Во-вторых, к организации возможно применение мер административной ответственности. В ч. 5 ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности.
Как видно из вышеизложенного, введенные законодателем запреты на осуществление организатором торговли определенных видов экономической деятельности имеют своей целью минимизацию или исключение конфликта интересов, а также недобросовестного с точки зрения конкуренции поведения, сохраняя по возможности за организатором торговли "экономический нейтралитет" (что и требуется от него как лица, обеспечивающего бесперебойное функционирование отдельного рыночного механизма, - торгов).
5. В положениях ч. 5 комментируемой статьи закреплены обязанности, возлагаемые на организатора торговли в случае совмещения им деятельности по организации торгов с иными видами деятельности. Важно то, что формулировка этих положений дана весьма абстрактно: речь идет о любом виде экономической деятельности, кроме тех, что прямо запрещены (о чем шла речь выше). Иными словами, организатор торговли не вправе заниматься производством товаров, однако имеет возможность сдавать в аренду движимое или недвижимое имущество, ему запрещено продавать товары, но не запрещено оказывать информационные услуги, осуществлять издательскую деятельность и т.п. Во всех подобных случаях ч. 5 комментируемой статьи обязывает организатора торговли создавать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений. Схожее правило ранее было закреплено в п. 4 ст. 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг" (утратила силу) для фондовой биржи.
6. В ч. 6 комментируемой статьи установлена обязанность организатора торговли принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с совмещением им деятельности по организации торгов с иными видами деятельности. Мерам, направленным на предотвращение конфликта интересов, посвящены нормы ч. ч. 3 и 4 ст. 15 комментируемого Закона.
В рассматриваемой норме также установлена обязанность, возлагаемая на организатора торговли в случае, когда конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента. Содержанием данной обязанности является возмещение убытков в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Из п. 2 ст. 15 ГК РФ следует, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Отношения по ответственности за причинение вреда (так называемые "деликтные правоотношения") регламентируются положениями гл. 59 ГК РФ.
7. Комментируемая статья (ч. 7) возлагает на организатора торговли обязанность по осуществлению контроля:
1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (п. 7 комментируемой статьи).
Реализация контрольных функций организатором торговли может осуществляться в нескольких формах:
1) посредством установления порядка допуска участников торгов к заключению договоров. Регулирование допуска к участию в торгах (следовательно, и к заключению договоров) включает в себя:
- установление требований, предъявляемых к участникам торгов;
- определение условий и порядка предоставления допуска к участию в торгах;
- определение порядка регистрации участников торгов, получения технического доступа, допуска к клиринговому обслуживанию;
2) посредством установления порядка допуска товаров к торгам. Допуск товаров к торгам может осуществляться как по заявлению участника торгов, так и по инициативе организатора торговли. В случае допуска товара к торгам по заявлению участника торгов, основанием для принятия соответствующего решения (например, решения о включении товара в список биржевых товаров) является письменное заявление участника торгов по форме, установленной правилами организованных торгов. При этом участник торгов несет ответственность за недостоверность информации, указанной в заявлении.
Подробнее об этом см. комментарий к ч. 3 ст. 4 Закона.
8. Комментируемая статья (ч. 8) в числе форм контроля упоминает также:
- проведение организатором торговли проверок. Последние возможны как по собственной инициативе организатора торговли, так и по инициативе Банка России на основании письменного обращения;
- возможность требования от участников торгов и эмитентов необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме. Данное полномочие всегда фиксируется и конкретизируется в правилах проведения торгов, утверждаемых биржей (или, соответственно, торговой системой).
Следует отметить, что на практике речь идет не о разовых случаях истребования информации организатором торговли, а о постоянно функционирующей системе мониторинга.
9. Комментируемая статья в ч. 9 устанавливает обязанность организатора торговли составлять годовую консолидированную финансовую отчетность <39> в соответствии с требованиями ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Под консолидированной финансовой отчетностью для целей указанного Закона понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа.
--------------------------------
<39> См., например, консолидированную финансовую отчетность ПАО "Московская Биржа ММВБ-РТС" за год, закончившийся 31 декабря 2016 года // URL: http://fs.moex.com/files/14516; консолидированную промежуточно сокращенную финансовую отчетность ПАО "Московская Биржа ММВБ-РТС" по состоянию на 30 июня 2017 года и за 6 месяцев 2017 года // URL: http://fs.moex.com/files/15509.
Общие правила составления консолидированной отчетности закреплены в ст. 3 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и сводятся к следующему:
1) консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
Международные стандарты финансовой отчетности - это документы (в набор которых входят стандарты и интерпретации, иначе называемые разъяснениями международных стандартов), регламентирующие правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Иными словами, цель финансовой отчетности состоит в том, чтобы представлять информацию о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и тенденциях изменения финансового положения компании, полезную для широкого круга пользователей с точки зрения принятия решений. Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности менеджмента.
МСФО разрабатываются на уровне международных организаций с 1973 года. Специфика МСФО состоит в том, что они предусматривают лишь принципы составления отчетности, а не жесткие правила. К числу базовых принципов МСФО относятся:
- принцип начисления (влияние хозяйственных операций и прочих событий учитывается тогда, когда они происходят, а не в момент получения или выплаты денежных средств);
- принцип непрерывности деятельности (отчетность составляется исходя из допущения продолжения деятельности компании в настоящее время и в обозримом будущем; предполагается, что у компании нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или существенном сокращении масштабов деятельности; активы оцениваются исходя из допущения непрерывности деятельности, не предполагающего совершения вынужденной продажи, которая могла бы привести к уменьшению их продажной цены).
На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации");
2) консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в ч. 12 ст. 13 которого закреплено, что правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим названным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами;
3) по общему правилу (за отдельными исключениями) отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Как правило (за отдельными исключениями), первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно.
Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.
Что касается предоставления консолидированной финансовой отчетности, то здесь действуют следующие основные правила (ст. 4 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"):
1) годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. По общему правилу (за отдельными исключениями) указанная отчетность также представляется в Центральный банк Российской Федерации;
2) промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность (за отдельными исключениями) также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации;
3) годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации;
4) представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации (см. указание Банка России от 2 марта 2015 г. N 3580-У, указание Банка России от 1 сентября 2014 г. N 3374-У, указание Банка России от 3 декабря 2012 г. N 2923-У);
5) по общему правилу (за отдельными исключениями) годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день;
6) консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.
Необходимо также учесть, что консолидированная финансовая отчетность (годовая, а в ряде случаев и промежуточная) подлежит обязательному раскрытию, общие правила которого определены в ст. 7 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.
При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.
Важно отметить, что консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством РФ, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством РФ, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.
10. В состав годового отчета организатора торговли входят (ч. 10 комментируемой статьи):
1) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (см. комментарий к ч. 11 настоящей статьи);
2) консолидированная финансовая отчетность (см. комментарий к ч. 9 настоящей статьи).
11. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными указанным Законом.
В силу ст. 13 названного Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
По общему правилу, экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год <40>.
--------------------------------
<40> См., например, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ПАО "Московская Биржа ММВБ-РТС" с 1 января по 31 декабря 2016 г. // URL: http://fs.moex.com/files/14612, http://fs.moex.com/files/14613/.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. При этом в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
Важно отметить, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, по общему правилу (за отдельными исключениями), состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (см. подробнее ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Положением Банка России от 3 февраля 2016 г. N 532-П утвержден отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров". В соответствии с данным отраслевым стандартом организаторы торговли составляют годовую (см. подробнее гл. 2.1 указанного документа) и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (см. подробнее гл. 3 данного документа). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период с 1 января по 31 декабря. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом за периоды с 1 января по 31 марта, с 1 января по 30 июня, с 1 января по 30 сентября. Организаторы торговли вправе включить в состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетн