Статья 28. Аннулирование лицензии
Комментарий к статье 28
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии, выданной организатору торговли. Следовательно, аннулирование лицензии на каких-либо других основаниях не допускается.
Важно отметить, что комментируемый Закон предусматривает только аннулирование лицензии организатора торговли, в то время как Положение Банка России от 27 июля 2015 г. N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг" допускает также приостановление действия лицензии - временный запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до устранения нарушений (принятия мер по недопущению аналогичных нарушений), явившихся основанием для приостановления действия лицензии, и принятия Банком России решения о возобновлении действия лицензии.
Обратим внимание, что действовавший ранее Приказ ФСФР России от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", регулирующий в том числе условия лицензирования деятельности фондовых бирж, до момента внесения в него изменений Приказом ФСФР России от 23 июля 2013 г. N 13-60/пз-н, наряду с аннулированием лицензии предусматривал также ее приостановление. Равным образом возможность приостановления лицензии на организацию биржевой торговли предусматривалась и в утратившем силу с 1 сентября 2013 г. Положении о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2010 г. N 121.
Однако законодатель не перенес практику приостановления лицензии, выданной организатору торговли, в комментируемый Закон. Хотя стоит отметить, что в проекте комментируемого Закона, принятого в первом чтении (см. законопроект N 498603-4) <107>, приостановление действия лицензии организаторов торгов было предусмотрено (см. ст. 44 законопроекта).
--------------------------------
<107> См.: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/download/492338A4-4047-4310-A118-5014B73DD964.
Существенным является и тот факт, что Инструкция Банка России от 26 октября 2015 г. N 169-И "О порядке лицензирования Банком России бирж и торговых систем и порядке ведения реестра лицензий" ни порядка, ни сроков, ни иных положений, связанных с аннулированием лицензии организаторов торговли, не предусматривает.
В то же время следует учитывать, что Положение о деятельности по проведению организованных торгов (утв. Банком России 17 октября 2014 г. N 437-П) хотя и косвенно, но тем не менее упоминает о возможности приостановления лицензии организаторов торговли. Так, в п. 4.7 данного Положения закреплено, что приостановление или аннулирование у организатора торговли лицензии биржи или торговой системы, получение, приостановление или аннулирование иных лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности, получение, приостановление или аннулирование которых могут оказать существенное влияние на деятельность организатора торговли.
Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2018 г. часть административных вопросов, связанных с аннулированием лицензии (ее возможным приостановлением) организатора торговли (в том числе указанные в ч. 2 комментируемой статьи порядок и сроки принятия Банком России соответствующего решения), остается неурегулированной.
Вероятно, что по аналогии допустимо применять соответствующие нормы Положения Банка России от 27 июля 2015 г. N 481-П, однако стоит все же учесть, что этим Положением регулируются именно аспекты, связанные с лицензированием профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, т.е. урегулированы аспекты выдачи лицензий отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг из указанных в ст. ст. 3 - 5, 7 и 8 ФЗ "О рынке ценных бумаг" видов. Организаторы торговли в перечень лицензируемых в рамках указанного Положения субъектов не входят. Сомнительным в связи с этим представляется и возможное применение для решения вопросов, связанных с аннулированием лицензии организаторов торговли, норм Положения Банка России от 20 сентября 2017 г. N 601-П "О порядке приостановления, возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядке принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, сроках принятия такого решения в случаях, установленных подпунктами 2 - 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", об исчерпывающем перечне прилагаемых к заявлению об аннулировании лицензии документов и о порядке их представления, а также о порядке направления Банком России уведомления профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".
Полагаем, что Банк России должен издать отдельный нормативный акт, где будут урегулированы аспекты, касающиеся порядка и сроков аннулирования лицензии организаторов торговли, либо внести соответствующие дополнения в Инструкцию Банка России от 26 октября 2015 г. N 169-И "О порядке лицензирования Банком России бирж и торговых систем и порядке ведения реестра лицензий".
Итак, в силу ч. 1 комментируемой статьи лицензия организатора торговли может быть аннулирована Банком России:
1) на основании письменного заявления организатора торговли об аннулировании лицензии;
2) в случае неисполнения организатором торговли предписания Банка России о приостановлении или прекращении проведения организованных торгов;
3) в случае неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок организатором торговли предписаний Банка России, за исключением предписания, указанного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи;
4) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов;
5) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении деятельности по проведению организованных торгов;
6) в случае неоднократного в течение одного года нарушения организатором торговли требований, установленных комментируемым Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами;
7) если деятельность по проведению организованных торгов не осуществлялась в течение полутора лет подряд;
8) в случае прекращения руководства текущей деятельностью организатора торговли (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа);
9) если организатор торговли признан банкротом.
Следует обратить внимание на то, что первое из указанных оснований для аннулирования лицензии является единственным случаем добровольного прекращения действия лицензии.
2. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи, решение об аннулировании лицензии принимается Банком России в порядке и сроки, которые установлены нормативным актом Банка России. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования.
3. Часть 3 комментируемой статьи детализирует некоторые аспекты аннулирования лицензии по решению организатора торговли.
В частности, законодатель вменяет в обязанность организатору торговли, принявшему такое решение, уведомить о своем намерении аннулировать лицензию следующих лиц:
- участников торгов;
- клиринговые организации;
- лиц, осуществляющих функции центральных контрагентов.
При этом решение об аннулировании лицензии может быть принято только при условии отсутствия действующих обязательств в отношении вышеперечисленных лиц.
4. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что подача организатором торговли заявления об аннулировании лицензии не прекращает права Банка России аннулировать лицензию по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом.
5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи к заявлению об аннулировании лицензии должны обязательно прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи. При этом заявление об аннулировании лицензии подписывается только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа лицензиата, подтверждающим тем самым достоверность содержащихся в документах сведений. Устанавливается, что исчерпывающий перечень указанных документов должен определяться нормативным правовым актом Банка России.
6. Как установлено ч. 6 комментируемой статьи, документы, представленные организатором торговли для аннулирования лицензии, принимаются Банком России к рассмотрению при условии представления всех надлежащим образом оформленных документов. При этом порядок представления документов устанавливается Банком России. Соответственно, в случае, если организатором торговли представлен неполный комплект ненадлежащим образом оформленных документов, Банк России обязан вернуть организатору торговли указанные документы в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления об аннулировании лицензии.
7. В ч. 7 комментируемой статьи указана причина, по которой решение об аннулировании лицензии на основании заявления организатора торговли об аннулировании лицензии не может быть принято Банком России.
Речь, в частности, идет о том, что решение об аннулировании лицензии на основании заявления организатора торговли об аннулировании лицензии не может быть принято в период проведения Банком России проверки.
8. Срок для принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на основании заявления организатора торговли об аннулировании лицензии или решения об отказе от ее аннулирования - 30 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов.
9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи на Банк России возложена обязанность уведомить организатора торговли об аннулировании лицензии. Срок уведомления - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
В ч. 9 комментируемой статьи также предусмотрен порядок извещения организатора торговли о принятом решении: посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и факсимильной связи (электронного сообщения). Одновременно информация о принятии решения об аннулировании лицензии раскрывается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия.
10. В ч. ч. 10 - 11 комментируемой статьи регламентированы обязанности организатора торговли, получившего уведомление об аннулировании лицензии:
- не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об аннулировании лицензии, но не позднее 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения организатор торговли обязан прекратить осуществление деятельности по проведению организованных торгов;
- в течение трех месяцев со дня принятия Банком России решения об аннулировании лицензии организатор торговли, у которого аннулирована лицензия, обязан исключить из своего фирменного наименования слово "биржа", или словосочетание "торговая система", или словосочетание "организатор торговли", или производные от них слова и словосочетания с ними.
11. Часть 12 комментируемой статьи предусматривает возможность организатора торговли обжаловать решений Банка России. Оспорены могут быть решение об аннулировании лицензии, решение об отказе от аннулирования лицензии по заявлению организатора торговли, а также уклонение от принятия решения об аннулировании лицензии по заявлению организатора торговли.
Решение обжалуется в арбитражный суд в порядке, предусмотренном АПК РФ (см. гл. 24).
12. Часть 13 комментируемой статьи устанавливает момент прекращения действия лицензии. Так, действие лицензии прекращается со дня:
- принятия решения об аннулировании лицензии;
- внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации организатора торговли;
- прекращения деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования).