Образцы, формы и шаблоны договоров.
Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.02.2018
Статья 22. Раскрытие (предоставление) информации и документов организатором торговли

Комментарий к статье 22

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 10 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Одним из таких случаев является обязательность распространения определенной информации, установленная комментируемой статьей.
Положениями ч. 1 комментируемой статьи на организатора торговли возложена обязанность обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в настоящей статье информацией всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации. В ч. 2 комментируемой статьи конкретизирован перечень такой информации.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи организатор торговли обязан обеспечить раскрытие следующей информации и документов:
1) своих учредительных документов;
2) правил организованных торгов;
3) положения о биржевом совете (совете секции);
4) годовых отчетов организатора торговли с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в отношении содержащейся в указанных годовых отчетах консолидированной финансовой отчетности;
5) размера стоимости оказания услуг организатора торговли;
6) времени проведения организованных торгов, если в правилах организованных торгов содержится порядок его определения;
7) решения биржевого совета (совета секции).
Указанный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с п. 8 ч. 2 комментируемой статьи раскрытию подлежит также иная информации, раскрытие которой предусмотрено комментируемым Законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России (см. об этом комментарий к ч. 6 ст. 22 Закона).
3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что указанная в ч. 2 статьи информация и документы раскрываются организатором торговли путем их размещения на его сайте в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет).
При осуществлении размещения информации в сети Интернет необходимо учитывать общие требования работы с указанной информационно-телекоммуникационной сетью, установленной ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. ст. ст. 10.1, 15 и др.).
Так, на сайте ПАО "Санкт-Петербургская биржа" раздел "О бирже" включает подраздел "Раскрытие информации" (см. URL: http://spbexchange.ru/ru/about/disclosure.aspx) (такие подразделы имеются на сайтах всех организаторов торговли), где в открытом доступе (для ознакомления любого заинтересованного лица) представлен следующий перечень информации и документов:
- учредительные документы;
- лицензии;
- положения об органах управления;
- Положение о Биржевом совете. Решения Биржевого совета;
- О техническом комитете;
- О комитете по развитию рынка иностранных ценных бумаг;
- внутренние документы;
- сведения об эмиссии;
- сведения об общих собраниях акционеров;
- список аффилированных лиц;
- факты, раскрываемые эмитентом;
- ежеквартальные отчеты эмитента;
- годовые отчеты;
- финансовая отчетность эмитента;
- бухгалтерская отчетность эмитента;
- список ценных бумаг, допущенных к торгам;
- информация о ценных бумагах иностранных эмитентов;
- порядок направления сообщений эмитентам ценных бумаг о включении (исключении) ценных бумаг в список (из списка);
- уведомление о рисках, связанных с приобретением ценных бумаг иностранных эмитентов;
- список ликвидных, а также низколиквидных ценных бумаг Биржи;
- тарифы (товарный рынок; фондовый рынок);
- биржевая информация об итогах торгов;
- маркет-мейкеры;
- информация о нарушениях, совершенных участниками торгов или эмитентами ценных бумаг, включенных в котировальные списки, и принятии решения о применении дисциплинарных мер, в т.ч. неисполнение участниками торгов обязательств по сделкам;
- информация о судебных спорах организатора торговли, связанных с деятельностью по организации торговли, и информация о судебных спорах организатора торговли, а также его дочерних и зависимых обществ;
- сообщения о технических сбоях и приостановке торгов;
- информация о поданных заявлениях о допуске ценных бумаг к организованным торгам или об изменении уровня листинга;
- информация о соответствии (несоответствии) ценных бумаг требованиям, установленным для включения и нахождения ценных бумаг в котировальных списках;
- информация о рентабельности капитала российского эмитента акций по данным МСФО;
- информация о дивидендной доходности акций;
- введение в эксплуатацию средств проведения торгов;
- информация об общем количестве договоров и общем стоимостном объеме договоров;
- порядок работы рынков ПАО "Санкт-Петербургская биржа" в период праздничных и выходных дней;
- сведения об участниках торгов, допуск которых был приостановлен (прекращен), а также возобновлен;
- расписание проведения организованных торгов;
- принципы корпоративного управления;
- перечень товаров, допущенных к организованным торгам;
- уведомление об изменении лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг;
- перечень листов (списков), рынков, сегментов иностранных бирж;
- положение о дивидендной политике;
- положение об информационной политике.
Кроме того, ПАО "Санкт-Петербургская биржа" как эмитент, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, осуществляет раскрытие информации на странице в сети Интернет, предоставляемой ООО "Интерфакс-ЦРКИ" - информационным агентством, аккредитованным Банком России на раскрытие информации о ценных бумагах: URL: http://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=4566.
Правила проведения организованных торгов в Секции "Минеральное сырье и химическая продукция" Акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (утверждены Советом директоров 3 ноября 2017 г., протокол N 124) <97> включают отдельную главу 11, регулирующую порядок раскрытия (предоставления) информации, обеспечение защиты информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, где помимо прочего обозначено, что раскрытие информации осуществляется Биржей в соответствии с требованиями комментируемого Закона и Положения Банка России от 17 октября 2014 г. N 437-П "О деятельности по проведению организованных торгов":
--------------------------------
<97> См.: URL: http://spimex.com/files/11298/.

- путем размещения информации на официальном сайте АО "СПбМТСБ" в сети Интернет;
- путем направления информации Банку России в порядке, установленном Банком России.
Биржа раскрывает информацию о ходе и итогах торгов в секции (в т.ч. Бюллетень торгов) без указания сторон по конкретным договорам, за исключением информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Информация о ходе и итогах торгов, содержащая данные о ценах договоров, котировках биржевого товара, а также о конъюнктуре товарных рынков, представляется на рабочих местах участников торгов и на официальном сайте АО "СПбМТСБ" в сети Интернет.
В течение торгового дня в режиме реального времени формируется и предоставляется участнику торгов текущая информация о торгах, необходимая для заключения договоров на торгах. При этом участникам торгов предоставляется только информация, не относящаяся к коммерческой и иной охраняемой законом тайне, а также к инсайдерской информации в соответствии с внутренними документами АО "СПбМТСБ", определяющими порядок хранения и защиты информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также порядок доступа к инсайдерской информации.
Раскрытие информации, содержащейся в списке зафиксированных заявок, реестре заявок и реестре договоров, не относящейся к коммерческой и иной охраняемой законом тайне, а также к инсайдерской информации в соответствии с внутренними документами АО "СПбМТСБ", определяющими порядок хранения и защиты информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также порядок доступа к инсайдерской информации, осуществляется только участникам торгов, подавшим соответствующие заявки / заключившим соответствующие договоры, за исключением случаев, когда предоставление такой информации должно быть осуществлено в силу требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в случае внесения изменений в правила организованных торгов, в том числе принятия правил организованных торгов в новой редакции, указанные изменения (новая редакция правил) подлежат (подлежит) размещению на сайте организатора торговли в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) после их (ее) регистрации в Банке России.
Данное правило связано с требованиями о сроках вступления в силу указанных документов. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 27 комментируемого Закона Банк России принимает решение о регистрации документов, подлежащих регистрации, в том числе правил организованной торговли, и вносимых в них изменений либо об отказе в их регистрации не позднее 30 дней со дня принятия им соответствующих документов, если более короткий срок не предусмотрен нормативными актами Банка России. В силу ч. 6 ст. 27 Закона документы организатора торговли, подлежащие регистрации, вступают в силу с даты, определяемой организатором торговли, которая не может быть ранее даты регистрации указанных документов, а если такие документы подлежат раскрытию - не ранее даты их раскрытия.
Таким образом, в случае внесения изменений в правила организации торговли, в том числе утверждения их в новой редакции, организатор торговли обязан их сначала зарегистрировать в Банке России, а после регистрации разместить на своем сайте в сети Интернет, и уже после этого такие изменения вступят в силу. Данные требования обеспечивают равные условия участникам организованных торгов, а также равные права к доступу к информации, подлежащей раскрытию.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в раскрываемой (представляемой) информации о поданных заявках и заключенных на организованных торгах договорах организатор торговли не вправе идентифицировать стороны заключенного на организованных торгах договора и лицо, подавшее заявку, а также клиентов указанных лиц, если указанные лица и (или) их клиенты не дали согласия на такую идентификацию.
Указанная норма обеспечивает защиту конфиденциальной информации, установленную как комментируемым Законом, так и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона организатор торговли обязан обеспечить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальность сведений, представляемых участниками торгов в соответствии с правилами организованных торгов.
Согласно ст. 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Подробнее об обеспечении организатором торговли конфиденциальности информации см. комментарий к ст. 23 Закона.
6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи требования к порядку и срокам раскрытия (представления) информации организатором торговли определяются Банком России.
По состоянию на 1 февраля 2018 г. действует Положение Банка России от 17 октября 2014 г. N 437-П "О деятельности по проведению организованных торгов" (далее по тексту комментируемой статьи - Положение), в гл. 5 которого урегулированы общие вопросы раскрытия информации и представления документов организатором торговли.
В частности, определено, что перечень информации, подлежащей раскрытию на сайте, представлению в Банк России и участникам торгов, а также сроки ее предоставления и раскрытия определены в приложении N 4 к указанному Положению.
Организатор торговли представляет документы и информацию, обозначенные в п. п. 18 - 31 приложения N 4 к указанному Положению, в Банк России в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", без представления на бумажном носителе.
Организатор торговли уведомляет участников торгов о технических сбоях в работе средств проведения торгов в течение торгового дня в порядке, предусматривающем использование основного и (или) резервного способа направления соответствующих уведомлений.
Организатор торговли раскрывает информацию с учетом следующих требований:
1) основная страница сайта должна содержать ссылку на раздел сайта с информацией, раскрываемой организатором торговли в соответствии с Положением, или ссылки на иные разделы сайта, содержащие такую информацию. Ссылка с основной страницы сайта должна однозначным образом свидетельствовать о содержании соответствующей информации, опубликованной на указанной странице;
2) организатор торговли обеспечивает свободный круглосуточный доступ к информации, которая подлежит раскрытию в соответствии с Положением и иными нормативными актами Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, всем заинтересованным лицам для ознакомления без взимания платы;
3) структура сайта должна предусматривать раскрытие информации, связанной с техническими сбоями и приостановкой торгов, на основной странице сайта;
4) организатор торговли вправе раскрывать иную информацию, за исключением информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Для практического применения рассматриваемых норм необходимо учитывать и Положение о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России 24 февраля 2016 г. N 534-П), в силу которого (см. п. 9.1) организатор торговли обязан раскрывать на своем сайте информацию:
- о включении ценных бумаг в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам (далее - Список), в том числе в котировальный список, об исключении ценных бумаг из Списка, в том числе из котировального списка, о дате прекращения организованных торгов ценными бумагами - не позднее одного торгового дня, следующего за днем принятия решения;
- дате начала организованных торгов ценными бумагами - не позднее чем за один час до начала организованных торгов соответствующими ценными бумагами;
- выявленном несоответствии ценных бумаг или их эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) требованиям, установленным указанным Положением и правилами листинга, - не позднее торгового дня со дня выявления несоответствия;
- оставлении ценных бумаг в Списке (котировальном списке) - не позднее торгового дня, следующего за днем принятия решения;
- наступлении события, в связи с которым организатор торговли принимает решение об исключении ценных бумаг из Списка или об оставлении ценных бумаг в Списке, - не позднее одного торгового дня, следующего за днем принятия решения;
- приостановке организованных торгов ценными бумагами - не позднее одного торгового дня, следующего за днем принятия решения, а в случае приостановки организованных торгов по требованию Банка России или в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, при невозможности раскрыть информацию о приостановке организованных торгов в указанный срок - не позднее чем в течение одного часа с момента приостановки организованных торгов;
- возобновлении организованных торгов ценными бумагами - не позднее чем за 15 минут до момента возобновления организованных торгов;
- поданном эмитентом, лицом, обязанным по ценным бумагам, или участником торгов заявлении о допуске ценных бумаг к организованным торгам, с указанием части списка или об изменении уровня листинга - не позднее пяти рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления организатору торговли. Указанная в настоящем подпункте информация раскрывается в специальном разделе сайта и должна быть доступна по каждой ценной бумаге до момента принятия организатором торговли решения о допуске или об отказе в допуске ценной бумаги к организованным торгам.
Подробнее о правилах, составе, порядке и сроках раскрытия (предоставления) информации организаторами торговли в части допуска ценных бумаг к организованным торгам см. гл. 9 Положения о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России 24 февраля 2016 г. N 534-П).
7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает ответственность организатора торговли за убытки, возникшие в связи с использованием недостоверной и (или) неполной информации, раскрытой (предоставленной) организатором торговли, если использование такой информации обязательно в силу федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов или договора.
Традиционно в цивилистике под убытками понимаются:
- расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
- упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
При этом в силу требований п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Так, по одному из дел было правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании солидарно с ответчиков (организатора торгов и судебного пристава-исполнителя) убытков в размере стоимости приобретенных истцом имущественных прав, поскольку суды двух инстанций, исходя из представленных в материалы дела доказательств, пришли к выводу о недоказанности истцом факта противоправных действий судебного пристава-исполнителя либо организатора торгов. Истец, в частности, ссылался на предоставление организатором торгов неполной информации в отношении реализуемых прав по договорам долевого участия в строительстве жилого дома и незаконное обращение судебным приставом-исполнителем взыскания в рамках исполнительного производства на приобретенные истцом права.
Суды установили, что при проведении торгов ответчиками в полном объеме представлена надлежащая информация о реализуемых имущественных правах, возникших из договоров долевого участия <...>. Иное из материалов дела не следует и истцом в ходе судебного разбирательства не доказано. Также суды указали, что истцом в материалы дела не представлены доказательства признания торгов, проведенных в отношении квартир N <...>, недействительными. С соответствующим требованием истец в арбитражный суд не обращался, судебный акт о признании недействительными торгов отсутствует (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2016 г. N Ф07-1066/2016 по делу N А56-2951/2015).
Кроме возмещения убытков, организатор торговли несет административную ответственность за нарушение положений комментируемой статьи о предоставлении информации.
В силу ч. 3 ст. 14.24 КоАП РФ нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах, влечет:
1) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
2) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Так, по одному из дел заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.24 КоАП РФ за нарушение законодательства об организованных торгах удовлетворено правомерно, поскольку установлено, что организатором торгов исполнена обязанность по раскрытию необходимой информации (см. подробнее Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2017 г. N 13АП-16501/2017 по делу N А56-20467/2017).
При этом административная ответственность не исключает применения механизма возмещения убытков, установленного комментируемой статьей, так же как и возмещение организатором торговли убытков, причиненных неправомерным размещением информации, не исключает возможность применения мер административной ответственности за нарушение норм Закона.
В рамках комментируемых норм считаем целесообразным обратить внимание также на положения ст. 76.8 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в силу которых при неисполнении некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статья 172.1 УК РФ (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации), в частности, устанавливает, что внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) организатора торговли заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральный банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если эти действия совершены в целях сокрытия предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для обязательного отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации, наказываются:
1) либо штрафом:
- или в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей;
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет;
2) либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
3) либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!