Образцы, формы и шаблоны договоров.
Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.02.2018
Статья 14. Внутренний контроль и внутренний аудит организатора торговли

Комментарий к статье 14

1. Комментируемая статья регулирует организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита организатора торговли. Положения данной статьи аналогичны положениям ст. 10 ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", определяющим порядок организации и проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговой организации.
В ч. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность организатора торговли по организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Само понятие "внутренний контроль" содержится в п. 2 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона, однако определения понятия "внутренний аудит" не закреплено, что тем не менее не вызывает особых затруднений в его трактовке, поскольку с учетом его универсальности (т.е. наличия общих признаков вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, осуществляющего такой аудит) позволяет прибегнуть к схожим формулировкам.
Так, в неофициальном переводе документов Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" и "Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков", направленном письмом Банка России от 13 мая 2002 г. N 59-Т, отмечено, что в июне 1999 г. Совет директоров Института внутренних аудиторов одобрил следующее определение внутреннего аудита: внутренний аудит является независимой службой, занимающейся объективной оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной стоимости и улучшения операций организации. Он помогает организации достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления. Внутренний аудит является частью непрекращающегося мониторинга системы внутреннего контроля банка и его внутренней процедуры оценки капитала, поскольку внутренний аудит обеспечивает независимую оценку адекватности и соблюдения установленных методик и процедур банка. В этом качестве служба внутреннего аудита содействует менеджменту старшего звена и совету директоров в эффективном и действенном исполнении своих обязанностей, как это описано выше.
В Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.), под внутренним аудитом понимается организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
В действовавших до 1 января 2018 г. Правилах (стандартах) N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) внутренний аудит рассматривался как контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. И такое определение, по нашему мнению, является наиболее универсальным для всех субъектов, обязанных и (или) правомочных на осуществление внутреннего аудита.
Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. N 192н) как такового понятия внутреннего аудита не содержит, однако совершенно верно отмечает, что многие организации в рамках своих систем внутреннего контроля и корпоративного управления создают службы внутреннего аудита. Цели и объем работы службы внутреннего аудита, а также характер ее обязанностей и статус в организации, включая полномочия и подотчетность службы, значительно варьируются и зависят от размера и структуры организации, а также требований, предъявляемых руководством и, если применимо, лицами, отвечающими за корпоративное управление. Под службой внутреннего аудита целей указанного Международного стандарта понимается служба организации, осуществляющая деятельность по обеспечению уверенности и консультационную деятельность, целью которой является оценка и повышение действенности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля.
В Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации, утв. Приказом Росимущества от 4 июля 2014 г. N 249 г., обозначено, что внутренние аудиторские проверки - изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с целью формулирования мнения (вывода) о надежности и эффективности системы / отдельных процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления. Отметим, что эти Методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия членам советов директоров, представляющим интересы Российской Федерации в акционерных обществах, и исполнительным органам компаний при создании функции внутреннего аудита и при организации взаимодействия внутреннего аудита с органами управления и подразделениями компании. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями российского законодательства, а также учитывают передовую международную практику (в частности, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита Института внутренних аудиторов) в части, не противоречащей российскому законодательству. Методические рекомендации определяют:
- цели, задачи и полномочия внутреннего аудита;
- место внутреннего аудита в организационной структуре компании;
- порядок взаимодействия внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля;
- порядок планирования и осуществления деятельности по внутреннему аудиту;
- порядок контроля качества и оценки деятельности внутреннего аудита.
Здесь необходимо обратить внимание, что требование об обязательности проведения организатором торговли внутреннего аудита действует сравнительно недавно, в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", хотя само по себе положение о проведении хозяйственным обществом внутреннего аудита, как уже можно было понять из вышеизложенного, не является новым.
В силу ст. 86 ФЗ "Об акционерных обществах" аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
В п. 2 ст. 11 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплено, что при учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества.
Например, в Уставе ПАО "Московская биржа ММВБ-РТС" (утв. годовым общим собранием акционеров ОАО Московская биржа 28 апреля 2015 г., протокол N 53) <71> еще до принятия Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в гл. 12 "Наблюдательный совет" было отмечено, что к компетенции наблюдательного совета относятся вопросы, связанные с организацией и функционированием внутреннего аудита общества:
--------------------------------
<71> См.: URL: http://fs.moex.com/files/292/15556. В настоящее время данная редакция указанного устава является недействующей.

- утверждение политики в области внутреннего аудита (положения о внутреннем аудите), определяющей цели, задачи и функции внутреннего аудита Общества;
- утверждение положения о Службе внутреннего аудита Общества;
- принятие решения о назначении на должность и освобождении от должности (прекращении полномочий) руководителя (или лица, временно исполняющего обязанности руководителя в случае отсутствия руководителя на срок более одного месяца) Службы внутреннего аудита Общества, являющегося основанием для принятия соответствующего решения Председателем Правления;
- рассмотрение ежегодных, а в случае необходимости - промежуточных отчетов руководителя Службы внутреннего аудита о результатах деятельности Службы внутреннего аудита и принятие решений по итогам их рассмотрения, в том числе по вопросам премирования;
- определение размера вознаграждения руководителя Службы внутреннего аудита Общества;
- определение численности и структуры Службы внутреннего аудита Общества, а также величины оплаты труда и премирования ее работников;
- утверждение плана работы Службы внутреннего аудита Общества, а также принятие решений о проведении внеплановых аудиторских и контрольно-ревизионных мероприятий;
- утверждение внутренних документов Общества, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего аудита и регулирующих иные вопросы внутреннего аудита Общества;
- рассмотрение существенных ограничений полномочий Службы внутреннего аудита или иных ограничений, способных негативно повлиять на осуществление внутреннего аудита Общества.
Примечательно, что в действующей по состоянию на 1 февраля 2018 г. редакции Устава ПАО "Московская биржа ММВБ-РТС" (утв. годовым общим собранием акционеров ПАО Московская биржа 27 апреля 2017 г., протокол N 56) обозначенные положения относительно компетенции наблюдательного совета по вопросам, связанным с организацией и функционированием внутреннего аудита общества, остались неизменными.
Наряду с этим отметим, что к полномочиям наблюдательного совета ПАО "Московская биржа ММВБ-РТС" также относится определение принципов и подходов к организации системы внутреннего контроля в Обществе. Однако утверждение правил внутреннего контроля и иных внутренних документов Общества, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля в Обществе, отнесено уже к компетенции Правления Общества. При этом назначение на должность и освобождение от должности руководителя Службы внутреннего контроля (Контролера) Общества, утверждение отчетов о результатах деятельности Службы внутреннего контроля (Контролера) является прерогативой Председателя Правления Общества.
2. Детализируя установленную в ч. 1 комментируемой статьи обязанность организатора торговли организовать и осуществлять внутренний контроль, ч. 2 данной статьи предусматривает, что для организации и осуществления внутреннего контроля организатор торговли обязан назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Также установлено, что контролер (руководитель службы внутреннего контроля), во-первых, назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом организатора торговли и, во-вторых, подотчетен единоличному исполнительному органу организатора торговли. Следует отметить, что до внесения в комментируемую статью Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменений, компетенция по назначению на должность и освобождению от должности контролера (руководителя службы внутреннего контроля) возлагалась на совет директоров (наблюдательный совет), которому контролер (руководитель службы внутреннего контроля) был подотчетен.
В соответствии с положениями ст. 6 комментируемого Закона контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным Законом (ч. 1);
- соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2).
В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона установлено, что руководителем службы внутреннего контроля (контролером) организатора торговли не может являться лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа организатора торговли, или руководитель структурного подразделения, осуществляющего деятельность по проведению организованных торгов. Согласно ч. 9 ст. 6 комментируемого Закона назначение на срок более одного месяца руководителя службы внутреннего контроля (контролера) допускается с предварительного согласия Банка России.
Как предусмотрено в п. 5 ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона, требования к руководителю службы внутреннего контроля (контролеру) являются лицензионными требованиями. В соответствии с п. 6 и п. 7 ч. 3 ст. 26 в состав документов, которые соискатель лицензии представляет для получения лицензии в Банк России, входят копии документов, подтверждающих назначение руководителя службы внутреннего контроля (контролера), документ, содержащий сведения о данном лице, а также копии документов, подтверждающих соблюдение требований, предъявляемых к указанному лицу.
В п. 8 ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона также установлено, что требования комментируемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов к организации внутреннего контроля являются лицензионными требованиями. Согласно п. 9 ч. 3 ст. 26 Закона документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля, входит в состав документов, которые соискатель лицензии представляет для получения лицензии в Банк России.
3. В целях организации и осуществления внутреннего аудита на организатора торговли положениями ч. 3 комментируемой статьи возлагается обязанность назначить внутреннего аудитора или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего аудита).
Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету). Аналогичные положения закреплены в полномочиях совета директоров (наблюдательного совета) (см. п. 3 ч. 3 ст. 6 Закона).
В соответствии с положениями ст. 6 комментируемого Закона руководитель службы внутреннего аудита должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным Законом (ч. 1);
- соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2).
Обратим внимание, что исходя из редакции комментируемого Закона, действующей по состоянию на 1 февраля 2018 г., требования к организации внутреннего аудита и требования к руководителю службы внутреннего аудита не являются лицензионными, в отличие от аналогичных требований в отношении организации внутреннего контроля (п. 8 ч. 2 ст. 26) и руководителя службы внутреннего контроля (контролера) (п. 5 ч. 2 ст. 26).
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает необходимость установления внутренними документами организатора торговли порядка осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
На основании и во исполнение комментируемой статьи в свое время был издан Приказ ФСФР России от 25 июня 2013 г. N 13-53/пз-н "Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли". Данный Приказ сохраняет свое действие вплоть до принятия Банком России указания "О требованиях к организации и порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита", проект которого по состоянию на 1 февраля 2018 г. находится на стадии антикоррупционной экспертизы (ID проекта: 04/15/12-17/00076568, URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=76568).
Названное указание устанавливает как общие положения, так и отдельные требования:
- к организации и порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля;
- организации и порядку осуществления организатором торговли внутреннего аудита;
- Положению о внутреннем контроле;
- Положению о внутреннем аудите.
В указании закреплено, что в рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита организатор торговли должен сформировать организационную структуру, соответствующую объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности организатора торговли рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соблюдением организатором торговли законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организатора торговли, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками организатора торговли, а также совокупность направлений и способов осуществления такого контроля.
Организация и осуществление организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть направлены:
- на обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
- обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечение информационной безопасности, в том числе защищенности интересов (целей) организатора торговли в информационной сфере;
- соблюдение законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организатора торговли;
- исключение вовлечения организатора торговли и его работников в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
- исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
- обеспечение исключения конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение его последствий.
Организатор торговли в рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита обеспечивает соответствующие структурные подразделения и должностных лиц:
- ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми и достаточными для достижения поставленных перед ними задач;
- доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.
Организатор торговли должен обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников организатора торговли, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков организатора торговли, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.
Организатор торговли осуществляет внутренний контроль и внутренний аудит на постоянной основе. Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.

Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2018 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!