Статья 358.18. Залог исключительных прав
Комментарий к статье 358.18
1. Общая норма о залоге исключительных прав воспроизводит важный принцип залогового права: заложить можно только то, что является отчуждаемым.
Необоротоспособные интеллектуальные права на охраняемые объекты творческой и иной деятельности (например, право авторства произведения) в принципе не отчуждаемы и поэтому не могут быть заложены (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29).
Исключительные же права - имущественные права, связанные с результатами интеллектуальной деятельности, могут быть ограничены в обороте. Поэтому, например, в связи с особенностью объекта этого права фирменные наименования, коллективные знаки, наименование места происхождения товара (п. 2 ст. 1474, п. 2 ст. 1510, п. 4 ст. 1519 ГК РФ) также не могут быть предметом залога.
Оборотоспособные исключительные права (патентные права, права на товарные знаки и проч.) выступают предметом залога, так как они представляют собой имущественную ценность и их стоимость может служить источником удовлетворения требований кредитора.
Предметом залога может быть как все исключительное право в целом, так и отдельные правомочия, предоставляемые им (например, право на пользование результатом интеллектуальной деятельности или право на получение периодического дохода) (абз. 6 п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29).
2. Залог исключительных прав, подлежащих государственной правоустанавливающей регистрации, также подлежит регистрации и без таковой не имеет силы (см. комментарий к ст. 339.1 ГК РФ). Процедуры регистрации залога исключительных прав регулируются нормами разд. VII ГК РФ ("Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации"), в частности ст. 1232 ГК РФ, в п. 2 которой устанавливается важный принцип: залог исключительных прав подлежит регистрации в случае, если само право подлежит регистрации.
Таким образом, залог, например авторских прав, регистрации не подлежит. Однако для получения эффекта против третьих лиц (следование, приоритет) залогодержатель этого права должен раскрыть такой залог в соответствии с п. 4 ст. 339.1 ГК РФ (путем регистрации уведомления о залоге в нотариальном реестре).
3. Залог прав, возникающих из договоров по поводу объектов интеллектуальной собственности, регулируется также нормами о залоге обязательственных требований. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы, во-первых, подчинить отношения залогодателя, залогодержателя и должника по договору, связанному с интеллектуальной собственностью, положениям об уведомлении должника и о его связанности этим уведомлением, и, во-вторых, для того, чтобы залогодержатель мог, воспользовавшись специальным положением об удовлетворении залогодержателя права, предъявить требование об исполнении напрямую должнику залогодателя.
В остальном к залогу исключительных прав применяются общие положения о залоге, за исключением случаев, когда это будет противоречить природе исключительных прав. В частности, это означает, что заложенные исключительные права в случае обращения взыскания на них в судебном или внесудебном порядке подлежат реализации на публичных или частных торгах или могут быть присвоены залогодержателем в счет обеспеченного долга.
4. Некоторым отступлением от общих положений залогового права является норма п. 4 комментируемой статьи, которая устанавливает, что залогодатель (по общему правилу) вправе без согласия залогодержателя пользоваться и распоряжаться исключительными правами (за исключением отчуждения). По всей видимости, это связано с большей защитой интересов обладателя исключительных прав, так как они, как правило, служат для удовлетворения широкого круга интересов общества и государства, и именно поэтому стеснение прав залогодателя исключительного права является менее интенсивным. Кроме того, именно пользование исключительными правами является главным источником доходов для его обладателя (это может быть книгоиздательская компания, производитель кинофильмов, музыкальная студия и проч.). Ограничение такого пользования будет, по сути, означать, что должник-залогодатель не будет иметь денежных средств для погашения долга, обеспеченного залогом.
Под допущенным в настоящей статье распоряжением в данном случае понимается заключение лицензионных (сублицензионных) договоров, а также установление последующих залогов исключительных прав.
Но такая свобода действий залогодателя может быть ограничена договором залога.
Распоряжение исключительными правами, которое влечет отчуждение этих прав, возможно, однако, только с согласия залогодержателя. О последствиях отчуждения исключительного права, обремененного залогом, см. комментарий к п. 2 ст. 335 ГК РФ.