Статья 358.17. Осуществление прав, удостоверенных заложенной ценной бумагой
Комментарий к статье 358.17
1. Залогодержатель ценной бумаги по умолчанию не имеет права на осуществление прав по ней. Это означает, в частности, что по общему правилу залогодержатель не имеет права на получение исполнения по бумаге (в том числе и в случае дефолта по обеспеченному долгу). Залогодержатель вправе лишь обратить взыскание на бумагу и реализовать ее способами, предусмотренными законом или договором залога.
Однако данная норма является диспозитивной, и договором залога ценных бумаг могут быть введены соответствующие правила, позволяющие залогодержателю, в частности, удовлетвориться непосредственно путем получения исполнения по ценной бумаге вместо залогодателя - ее держателя.
Объем прав, которые передаются залогодержателю, может быть различным - от полной передачи всех прав, удостоверенных бумагой (право на получение исполнения по бумаге, дохода по ней, корпоративных прав, удостоверенных ею, права на информацию и проч.), до передачи лишь отдельных правомочий. Из буквального толкования текста п. 1 комментируемой статьи следует, что не допускается передача залогодержателю исключительно права на получение дохода по бумаге без передачи иных правомочий держателя бумаги.
2. Залогодержатель реализует переданные ему права, вытекающие из ценной бумаги, от своего имени. Это означает, что к отношениям между ним и залогодателем ценной бумаги нормы о представительстве применяться не должны. В целом это верно, так как залогодержатель, реализуя права, удостоверенные ценной бумагой, действует в своем интересе. Однако при этом залогодержатель обязан реализовывать эти права таким образом, чтобы правомерные интересы залогодателя не пострадали (см. п. 3 ст. 307 ГК РФ).
2.1. В комментируемом пункте устанавливается правило, истоком которого являются нормы о представительстве: в том случае если правомочия залогодержателя ценной бумаги ограничены в договоре залога ценных бумаг тем или иным образом (например, залогодержатель при голосовании на общем собрании акционеров обязан предварительно обсудить и согласовать свое голосование с залогодателем), но он вышел за пределы таких ограничений, то добросовестные третьи лица, не знавшие об этих ограничениях, пользуются защитой (закон говорит о том, что выход залогодержателя за пределы таких ограничений "не затрагивает права и обязанности третьих лиц").
Ближайший аналог этой нормы - п. 1 ст. 174 ГК РФ, и судебная практика применения этой статьи (в частности, определение того, кого следует считать добросовестным контрагентом) может быть использована при применении комментируемой нормы.
2.2. Однако нарушение залогодержателем ограничений, установленных договором залога, представляет собой нарушение обязательств, что влечет за собой ответственность залогодержателя перед залогодателем за возникшие убытки.
Существенное нарушение ограничений по распоряжению правами, удостоверенными заложенными бумагами, также может повлечь расторжение договора залога (ст. 450 ГК РФ).
3. В случае если залогодатель реализует права, удостоверенные ценной бумагой, самостоятельно, то в договоре залога может быть установлена его обязанность предварительно согласовать его действия с залогодержателем. Нарушение этой обязанности влечет за собой акселерацию долга и досрочное обращение взыскания на предмет залога, а также обязанность залогодателя возместить залогодержателю причиненные убытки.
Несмотря на то что в комментируемом пункте отсутствует правило о защите третьих лиц, которые вступили в отношения с залогодателем, не зная об установленных в договоре залога ценных бумаг ограничениях, они должны быть защищены по аналогичным правилам: тот, кто не знал и не должен был знать об ограничениях, не может быть затронут ими. В частности, залогодержатель не вправе оспаривать голосование залогодателя - держателя ценной бумаги, совершенное без предварительного согласования с ним, если только не будет доказано, что все другие участники собрания знали или должны были знать о том, что залогодержатель предварительно не согласовывал голосование залогодателя по тем или иным вопросам.
4. Комментируемый пункт применительно к залогу ценных бумаг, осуществление прав на получение дохода по которым передано залогодержателю, устанавливает, что денежные суммы, которые являются "заменителями" ценной бумаги (сумма, полученная от погашения или досрочного выкупа ценной бумаги; сумма, вырученная от приобретателя ценной бумаги в случае неправомерного отчуждения, см. ст. ст. 147.1 и 149.3 ГК РФ), а также доходы по ней получает залогодержатель, и идут они в погашение обеспеченного долга.
5. Аналогичным образом принцип эластичности залога работает при конвертации заложенных ценных бумаг в другие ценные бумаги: вновь выпущенные ценные бумаги считаются предметом прежнего (а не нового!) залога, причем он имеет договорный характер (а не характер залога, возникшего из указания закона). В комментируемой ситуации залог возникнет с момента внесения записей о залоге в соответствующий реестр или отражения залога по счету депо (конвертация документарных ценных бумаг из одного типа в другой законом не предусмотрена, поэтому возникновение такого залога обсуждать смысла не имеет).
Если ценные бумаги конвертируются в иное имущество (например, в доли в уставном капитале ООО), то оно также считается находящимся в залоге (с момента государственной регистрации залога в ЕГРЮЛ).
Дополнительные ценные бумаги (либо любое иное имущество), получаемые безвозмездно залогодателем - владельцем ценной бумаги, также по умолчанию считаются находящимися в залоге. Например, акции или иные ценные бумаги, распределяемые акционерам в качестве дивиденда, будут считаться обремененными тем же залогом, который обременял изначально принадлежавшие акционеру акции.
Однако это правило не подлежит применению к ситуациям, когда акционер получает дополнительно выпущенные акции при увеличении уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций, так как такое приобретение не является безвозмездным.