Статья 308.1. Альтернативное обязательство

Комментарий к статье 308.1

1. Статья 308.1 ГК РФ посвящена альтернативному (разделительному) обязательству, ключевая особенность которого заключается в наличии в таком обязательстве не одного, а нескольких возможных предметов, при том что предоставление любого из указанных предметов является надлежащим исполнением.
Легальная дефиниция п. 1 ст. 308.1 связывает альтернативное обязательство только с неопределенностью (альтернативностью) предмета. Вместе с тем категория альтернативности в обязательственном праве является универсальной и может касаться и других атрибутов исполнения обязательства: способа, места, времени. Не случайно в ст. III.-2:105 Модельных правил европейского частного права предлагается унифицированное регулирование альтернативных обязательств или способов исполнения. В связи с этим и в рамках отечественного правопорядка нет никаких препятствий к расширительному истолкованию правил об альтернативных обязательствах (ст. ст. 308.1, 320 ГК РФ) и их применению и к иным, нежели предмет, случаям альтернативности.
1.1. Предметы альтернативного обязательства могут быть характерны для разных договорных типов (например, передать определенную вещь или оказать оговоренную услугу) или одного и того же договорного типа (например, передать одну или другую вещь). Если предметы альтернативного обязательства относятся к одному роду (например, передать один или другой костюм), они должны быть индивидуализированы. В противном случае обязательство будет считаться не альтернативным, а родовым. В рамках последних существует единственный предмет, определенный родовыми признаками. При исполнении такого обязательства имеет место не выбор предмета исполнения (ибо все возможные предметы исполнения одинаковы), а только отделение или выделение из общей массы требуемого количества. Право выделения в родовых обязательствах всегда принадлежит должнику, который, в отсутствие соглашения об ином, должен предоставить вещи среднего качества.
Альтернативное обязательство следует отграничивать от обязательства условного (см. ст. ст. 157, 327.1 ГК РФ), действие которого поставлено в зависимость от будущего неизвестного обстоятельства. В отличие от условного, в альтернативном обязательстве является неопределенным, что именно должен исполнить должник, но не то, должен ли он исполнить что-нибудь.
Альтернативное обязательство необходимо отграничивать также от факультативного (см. ст. 308.2 ГК РФ и комментарий к ней).
1.2. Не является альтернативным обязательство, предмет которого определен, но кредитору предоставлено право выбора из нескольких предусмотренных законом способов защиты своего нарушенного права, например, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 475, п. 1 ст. 612, п. 1 ст. 723 ГК РФ (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).
1.3. Каждый из предметов альтернативного обязательства имеет самостоятельное значение. Недействительность одного из элементов выбора в альтернативном обязательстве не затрагивает остальных; действительным в такой ситуации является исполнение в отношении одной из оставшихся альтернатив.
Исходя из самостоятельности предметов альтернативного обязательства должен решаться и вопрос о невозможности исполнения одного из альтернативных действий. В случае, когда до осуществления выбора управомоченным лицом исполнение одного из альтернативных действий стало объективно невозможным по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, кредитор вправе требовать от должника оставшегося возможным исполнения.
Если исполнение одного из двух действий стало невозможным по обстоятельствам, за которые отвечает должник, и ему принадлежало право выбора, кредитор вправе требовать оставшегося возможным исполнения. Если в указанном случае право выбора принадлежало кредитору, то он вправе по своему усмотрению требовать либо возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения этого действия, либо оставшегося возможным исполнения другого действия.
Если невозможность исполнения одного из действий наступила по обстоятельствам, за которые отвечает кредитор, и право выбора принадлежало должнику, последний освобождается от исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ). Если в указанном случае право выбора принадлежало кредитору, то он вправе потребовать исполнения оставшейся обязанности так, как если бы он сделал такой выбор (п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).
1.4. Присущая альтернативному обязательству неопределенность предмета в числе прочего означает невозможность определения свойств такого обязательства вплоть до превращения его в простое (ординарное).
1.5. Характерным атрибутом альтернативного обязательства является право выбора предмета исполнения. По своей правовой природе данное право относится к числу правоизменяющих секундарных прав. Ему не противостоит какая-либо обязанность другой стороны, а его реализация влечет изменение обязательства (см. далее: п. 2).
Право выбора в альтернативном обязательстве является несамостоятельным секундарным правом, оно осложняет содержание обязательства, но не существует параллельно с ним. В связи с этим автономная уступка права выбора отдельно от основного требования является недопустимой.
1.6. В качестве общего правила п. 1 ст. 308.1 ГК РФ предоставляет право выбора предмета исполнения в альтернативном обязательстве должнику. Такое регулирование является традиционным и соответствует зарубежным подходам (см. п. 1 ст. III.-2:105 Модельных правил европейского частного права).
Иное решение вопроса о принадлежности права выбора может быть установлено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. Так, стороны при установлении альтернативного обязательства договором могут наделить правом выбора кредитора. Завещатель в рамках завещательного отказа (легата) может предоставить именно отказополучателю (кредитору) возможность выбора одного из нескольких альтернативных предметов.
Пункт 1 ст. 308.1 ГК РФ допускает возможность предоставления права выбора и третьему лицу. Потребность в осуществлении выбора третьим лицом может быть связана с его независимостью и беспристрастностью, либо, напротив, с его интересом в исполнении обязательства, либо с особыми знаниями и опытом такого лица.
1.7. Право выбора предмета исполнения осуществляется посредством заявления управомоченного на это лица (стороны обязательства или третьего лица).
По своей юридической природе заявление о выборе представляет собой одностороннюю сделку и производит правовой эффект с момента его восприятия другой стороной (сторонами - в случае осуществления права выбора третьим лицом). Поскольку выбор направлен на устранение неопределенности, он является актом окончательным и не может быть дезавуирован после того, как был воспринят адресатом (п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).
Поскольку закон или условия обязательства не устанавливают иного, заявление о выборе может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 159 ГК РФ), в том числе путем конклюдентных действий. Так, например, выбор может быть осуществлен и предоставлением со стороны должника одного из альтернативных предметов обязательства (см. п. 1 ст. 320 ГК РФ). При этом подобное конклюдентное действие зачастую содержит в себе два волеизъявления: выбор предмета исполнения и предоставление выбранного предмета, совершаемые одномоментно. Это разграничение крайне важно. Так, если одно из таких волеизъявлений не соответствует закону, данное обстоятельство само по себе не порочит и не дезавуирует другое. Например, если должник, имеющий право выбора, предоставляет часть одного из предметов кредитору, последний вправе не принимать такое исполнение (см. ст. 311 ГК РФ и комментарий к ней). Однако вне зависимости от принятия (непринятия) такого частичного исполнения кредитором, волеизъявление должника на выбор должно считаться совершенным.
2. Осуществление выбора прекращает альтернативность, превращая (модифицируя) обязательство в ординарное. Подобное изменение устраняет свойственное для альтернативного обязательства состояние неопределенности и является естественной стадией его развития (динамики).
При этом осуществление выбора носит именно правоизменяющий характер. Прекращая альтернативность, оно не прекращает само обязательство. Соответственно, сохраняют свою силу и значение все "принадлежности" такого обязательства (например, возражения или дополнительные обязательства).
2.1. Комментируемая статья не содержит прямого указания на действие акта выбора. Поскольку целью выбора является уточнение неопределенности предмета, но не прекращение обязательства и возникновение на его месте нового, следует признать, что акт выбора имеет обратную силу - выбранный предмет считается единственным предметом обязательства, существовавшим с самого начала.
Так, если в качестве альтернатив выступали уплата денежной суммы или передача вещи, выбор, осуществленный в пользу первой из альтернатив, означает, что такое обязательство должно рассматриваться как денежное с самого момента его возникновения. Соответственно, к такому обязательству будут применяться правила ст. 395 ГК РФ и на сумму задолженности будут начисляться предусмотренные указанными статьями проценты с момента просрочки, а не с момента возможно более позднего осуществления выбора. Данный подход находит подтверждение и в судебной практике (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69, п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).

Возможно вас заинтересует эти образцы, формы и шаблоны договоров:
 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2017 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!