Статья 358.9. Основные положения о залоге прав по договору банковского счета

Комментарий к статье 358.9

1. Деньги, будучи разновидностью имущества, вполне могут выступать предметом залога. На первый взгляд, экономического смысла в залоге денег нет и быть не может: как правило, залог обеспечивает возврат денежного долга; если у должника (который в значительном числе случаев выступает в качестве залогодателя) есть свободные денежные средства, то почему бы ему просто не погасить долг? Зачем нужен залог в такой ситуации?
Однако такой взгляд не учитывает многообразия современной экономической жизни, которая открывает для залога денежных средств интересные перспективы.
Представим, что некто имеет долгосрочный депозит в банке, размещенный под высокий процент некоторое время назад. С течением времени инфляция идет на убыль, и в настоящее время разместить деньги в банк на депозит на таких же условиях невозможно. Лицу, имеющему депозит, в настоящее время необходима некоторая денежная сумма для текущих нужд, которой он не обладает. Разумеется, он может досрочно востребовать деньги с депозита, но это будет означать, что он потеряет весь накопленный и будущий доход. Кроме того, далеко не всегда деньги с депозита можно снять досрочно. Поэтому в некоторых случаях для такого лица будет целесообразнее привлечь краткосрочный кредит, а в обеспечение возврата этого кредита предложить банку денежные средства, находящиеся на депозите.
Другой пример. Представим себе, что имеется заемщик, бизнес которого заключается в производстве и отгрузке товаров, причем его бизнес достаточно масштабен, количество клиентов, постоянно закупающих у него продукцию, велико, и денежная выручка, постоянно поступающая на банковский счет, значительна. В случае если такому заемщику потребуется незначительный краткосрочный кредит, банк охотно предложит его под обеспечение в виде залога имеющихся и поступающих на расчетный счет в будущем денежных средств.
Эти примеры можно умножать, но даже двух приведенных случаев достаточно для того, чтобы показать целесообразность залоговых конструкций, позволяющих передавать в качестве обеспечения имеющиеся либо будущие денежные средства.
При этом речь, конечно же, идет о залоге безналичных денежных средств, точнее, прав кредитора по договору банковского счета.
Иначе говоря, нет никаких причин жестко блокировать залог безналичных денег, так как такие деньги - это, по сути, права требования к банку, а залог обязательственных прав допускается.
1.1. Однако, несмотря на это, в течение длительного времени залог денежных средств по российскому праву представлял собой довольно проблемную сделку. В литературе и в судебной практике господствовала точка зрения, в соответствии с которой залог денежных средств признавался ничтожной сделкой. Суды признавали, что залог денежных средств по российскому праву невозможен, так как продажа денег на торгах является экономически бессмысленной операцией <1> (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 1996 г. N 7965/95, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. N 26).
--------------------------------
<1> Что тоже вряд ли верно само по себе, так как продажа дебиторской задолженности (которая представляет собой по большому счету те же денежные средства), осуществляемая со скидкой на платежеспособность должника и срок платежа, - вполне нормальная и известная российскому праву процедура. Кроме того, легко помыслить себе продажу "денег" в такой ситуации: в случае если платежеспособность какого-либо банка вызывает сомнение, то требования владельцев счетов к нему (т.е., по сути, те же самые безналичные денежные средства) могут стать предметом продажи с дисконтом от номинала.

1.2. В 2008 г. ГК РФ признал такой способ реализации предмета залога, как присвоение предмета залога залогодержателем, lex commissoria. Кроме того, безналичные деньги на счете - это обычное обязательственное право требования, которое теоретически (например при банкротстве банка) может быть продано с торгов таким же образом, как продается с торгов требование денежного долга в отношении любого иного должника. Отличие лишь в том, что в случае с безналичными деньгами должником по такому требованию является банк, учитывающий свой долг перед кредитором в виде соответствующей записи по банковскому счету.
Однако конструкция залога безналичных денег долгое время не получала развитие на практике. По всей видимости, проблема заключается в том, что основные фигуранты схемы залога денежных средств - банк, в котором открыт закладываемый счет, и банк, принимающий такое обеспечение. При этом общеизвестно, что в силу целого ряда причин (в первую очередь обусловленных жестким надзором со стороны ЦБ РФ) банки являются крайне консервативными игроками, следующими модели "можно только то, что прямо предусмотрено законом" даже в частноправовых сделках. До недавнего времени норм, регулирующих залог денежных средств, не было вообще, что, вероятно, не позволяло банкам активно участвовать в соответствующих операциях. А без участия банка залог денежных средств на счете, разумеется, невозможен (залог наличных денежных средств - это, как правило, большая редкость).
В ходе реформы залогового права ГК РФ 2014 г. было принято решение ввести более-менее подробное регулирование залога средств на банковском счете, чтобы устранить соответствующие регуляторные пробелы.
При этом, разумеется, отсутствие прямого указания на возможность передачи в обеспечение наличных денежных средств не означает, что такие сделки невозможны. Представляется, тем не менее, что договоры, в рамках которых некоторая сумма наличных денежных средств передается кредитору для того, чтобы он в случае просрочки должника получил удовлетворение из нее, должна квалифицироваться не как залог, а как соглашение об обеспечительном платеже (см. комментарий к соответствующему параграфу гл. 23 ГК РФ ниже).
1.3. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что залог денежных средств возможен в случае открытия залогодателю банком залогового счета.
Эта норма может быть истолкована двояко. При узком толковании нормы следует прийти к выводу о том, что залог денежных средств допускается исключительно лишь в случае, если залогодатель открыл в банке особый счет, называемый залоговым, зачислил туда денежные средства, и в отношении этих денежных средств был установлен залог. Именно из такого понимания этой нормы сегодня исходит ЦБ РФ (см. п. 2.8 Инструкции ЦБ РФ от 30 мая 2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов"). Такое узкое толкование оправдывается тем, что банку, который имеет дело с ведением счетов, требуются предельно ясные инструкции относительно того, когда и какие операции может совершать владелец счета с остатком денежных средств на нем.
Очевидным недостатком такой интерпретации является то, что она во многом лишает стороны договора залога необходимой гибкости. В частности, без сотрудничества банка, в котором залогодателем открыт депозит, владелец счета не сможет реализовать описанный ранее один из наиболее актуальных вариантов залога денежных средств на счете (оперативно привлечь кредит под залог срочного депозита, досрочное снятие которого невозможно либо сопряжено с риском потери всех накопленных процентов на депозит). По сути, залог денег на счете становится возможным только тогда, когда залогодатель намеревается заложить будущие денежные поступления и заранее открывает специальный залоговый счет для фиксации и обременения таковых.
Другое толкование заключается в том, что залоговый счет - это не самостоятельный вид счета, а особый режим любого банковского счета, который как бы "накидывается" поверх обычного правового режима соответствующего счета. Такое толкование позволяет заключать договоры залога в отношении любых денежных средств на любых счетах. Например, при такой интерпретации возможно дополнительное "включение" режима залогового счета в отношении денежных средств на банковском вкладе, размещенном под проценты (при узком толковании залогодатель должен будет закрыть досрочно депозит и перевести деньги на залоговый счет, потеряв при этом накопленные и будущие проценты, или каким-то образом трансформировать режим обычного депозитного счета в залоговый). Разумеется, второе толкование несколько не вписывается в буквальный смысл комментируемой статьи, но его преимущество состоит в большей гибкости.
В то же время очевиден и явный недостаток такого подхода: он состоит в формировании условий для злоупотреблений, когда не очень добросовестные банки по сговору с владельцем счета могут "накидывать" залоговый режим на любые счета задним числом в пользу конкретных кредиторов (или в свою пользу), тем самым формируя условия для нарушения интересов остальных кредиторов при банкротстве залогодателя. Этот риск достаточно существенен, так как ст. 339.1 ГК РФ не предусматривает применение механизма регистрации уведомления о залоге для случаев залога денежных средств на счете, и такой залог оказывается противопоставим другим кредиторам залогодателя с момента получения банком уведомления о заключении договора залога средств на банковском счете (ст. 358.11 ГК РФ). Иначе говоря, требование открытия именно специального залогового счета может восприниматься как элемент обеспечения публичности залоговых прав наряду с регистрацией уведомления о залоге, регистрации ипотеки, учета залога акций в реестре акционеров и т.п. Если бы залоговый режим мог "накидываться" на обычные счета залогодателя, третьи лица (например, приобретатели прав по договору банковского счета, взыскатели, налоговые органы и т.п.) имели бы сложности в оценке наличия залоговых прав в отношении средств на соответствующем счете. Факт открытия и наличие такого особого, залогового счета отражается не только во внутренних документах банка, но и в уведомлениях об открытых счетах, направляемых налоговому органу. Датировать такое уведомление "задним числом" невозможно.
Соответственно, для передачи средств, размещенных во вкладе в банке, в залог в рамках такой интерпретации требуется перевод банком этих средств на особый залоговый счет с сохранением условий договора вклада (о процентах, сроке и т.п.).
У каждого из описанных вариантов интерпретации имеются свои преимущества и недостатки. В настоящее время судебная практика ВС РФ начала склоняться к узкой интерпретации, предполагающей обязательность открытия залогового счета для возникновения залога денежных средств (Определение КЭС ВС РФ от 17 октября 2016 г. N 305-ЭС16-7885).
Дальнейший текст комментария исходит из буквального толкования выражения "открытие залогового счета"; однако если в итоге судебная практика признает, что возможен залог денежных средств на любом счете, это будет лишь означать, что под "открытием счета" следует понимать уведомление банка, ведущего счет, о "включении" залогового режима, а соответствующие нормы ГК РФ о залоге денежных средств на банковском счете следует интерпретировать с учетом этого понимания п. 1 комментируемой статьи.
2. Залог денежных средств на счете может устанавливаться как обеспечение, например, требований поставщиков по оплате отгруженной продукции или требований заказчика о возврате неотработанного аванса. Однако нет никаких препятствий к тому, чтобы залог денежных средств на счете устанавливался в обеспечение возврата кредита (о ситуациях, в которых заемщику будет выгодно привлечь кредит, несмотря на наличие у него денежных средств во вкладе, - см. ранее), в том числе выданного и тем банком, в котором открыт залоговый счет. В случае невозврата кредита банк в целях удовлетворения своих требований спишет преимущественно перед другими кредиторами денежные средства, заблокированные на залоговом счете.
Тот факт, что банк, в котором открыт залоговый счет, является стороной по договору банковского счета и в силу этого договора обязан осуществлять операции по счету в соответствии с указаниями клиента-владельца счета, не препятствует тому, чтобы этот же банк одновременно являлся залогодержателем денежных средств на счете.
Такая ситуация будет в чем-то схожа со случаем, когда банк одновременно является и залогодержателем ценных бумаг, и депозитарием, на счетах которого отражается принадлежность этих же ценных бумаг.
3. Залоговый счет юридически никак не связан с договором залога, это всего лишь инструмент, при помощи которого осуществляется блокировка закладываемых денежных средств и последующее их списание в пользу кредитора.
В связи с этим законодатель установил, что открытие залогового счета никак юридически не связано с заключением договора залога денежных средств.
Открытие счета не предполагает предоставление банку информации о том, кто будет залогодержателем денежных средств, поступающих на счет; каково обеспеченное обязательство и проч. Иными словами, залоговый счет может быть открыт "на будущее", под будущие залоговые сделки.
3.1. В случае если лицо открыло залоговый счет в банке и на нем имеются денежные средства, то залогодатель вправе свободно распоряжаться ими. Это связано с тем, что ограничения по распоряжению денежными средствами на счете вводятся договором залога (п. 1 ст. 358.12 ГК РФ); соответственно, пока он не заключен, деньги на залоговом счете могут свободно обращаться. По сути, правовой режим залогового счета приобретает специфику только после и при условии заключения договора залога.
4. Аналогичным образом решен вопрос по поводу возможности заключения договора залога денежных средств до момента поступления на открытый залоговый счет средств: заключение такого договора возможно, однако в отсутствие механизма реализации собственно залога денежных средств - денег на залоговом счете - такой договор будет иметь строго обязательственное значение для его сторон: он может устанавливать обязанность залогодателя перечислить на него определенную денежную сумму; выдать банку те или иные распоряжения относительно счета и операций по нему.
5. Открытие залогового счета и залог денежных средств на нем удачно сочетаются с другими залоговыми сделками, если залогодержатель предполагает, что заложенная вещь может приносить денежный доход или каким-либо образом может "превратиться" в денежное выражение самого себя. Например, это может произойти вследствие изъятия земельного участка для государственных нужд, гибели застрахованного предмета залога, исполнения заложенного денежного требования и проч.
Для того чтобы залогодержатель смог сохранить залоговый приоритет в отношении поступающих от (или взамен) заложенной вещи денежных средств, в договоре залога целесообразно установить, что соответствующие денежные средства должны поступать на залоговый счет, который будет открыт залогодателем. Кроме того, соответствующие уведомления (о том, что денежные средства должны перечисляться на залоговый счет) должны быть направлены также потенциальным плательщикам (например, арендаторам, страховой компании и проч.). Теоретически проблемы могут возникнуть в том случае, если платеж залогодателю должен быть совершен третьим лицом в ситуации, когда это третье лицо на момент заключения договора залога не известно либо сама возможность возникновения обязанности совершить такой платеж на момент заключения договора была крайне маловероятна. Речь идет в первую очередь о платеже в связи с изъятием имущества для государственных (муниципальных) нужд.
Залогодатель, разумеется, может одновременно с договором залога открыть залоговый счет, однако заблаговременное (т.е. до принятия решения об изъятии имущества для государственных нужд) уведомление государственного органа о том, что на случай изъятия компенсацию следует вносить именно на этот счет, выглядит довольно нелепо. По всей видимости, залогодержателю только и остается, что следить за решениями об изъятии имущества залогодателя для государственных нужд и в случае принятия соответствующих решений потребовать от залогодателя уведомлять публичный орган о том, что залогодатель просит перечислить соответствующую компенсацию на залоговый счет.
6. Норма комментируемого пункта запрещает инкорпорировать права по залоговому счету в ценную бумагу, обязанным лицом по которой являлся бы банк (такая ценная бумага была бы чем-то похожа на залоговое складское свидетельство). Политико-правовым основанием запрета является, по всей видимости, противодействие легализации денежных средств и принцип банковского права "знай своего клиента".
Однако данная норма является излишней, так как в соответствии со ст. 142 ГК РФ ценные бумаги - это документы, которые законом квалифицированы как ценные бумаги (так называемый принцип легалитета ценных бумаг); по российскому праву стороны не могут создавать ценные бумаги своей волей.
7. К залоговому счету применяются нормы гл. 45 ГК РФ, посвященной банковским счетам за теми изъятиями, которые установлены положениями ГК РФ о залоговом счете. Например, самое очевидное изъятие из правил о счете - это то, что к нему не применяются правила о последовательности списания денежных средств по требованиям кредиторов (ст. 855 ГК РФ). Другой пример: в соответствии с п. 2 ст. 859 ГК РФ банк вправе потребовать расторжения договора банковского счета, если в течение года по нему не было совершено каких-либо операций. Однако в соответствии со ст. 358.13 ГК РФ банк не вправе совершать действия, направленные на прекращение залогового счета без согласия залогодержателя.
8. Норма, которая свидетельствует в пользу подхода, в соответствии с которым залоговый счет - это не особый банковский счет, а лишь специальный режим, накладываемый "поверх" обычного счета, содержится в п. 8 комментируемой статьи. В соответствии с ней "нормы о залоге прав по договору банковского счета применяются к залогу прав по договору банковского вклада".
Если отечественное право продолжит придерживаться подхода, при котором залоговый счет рассматривается как особый вид банковского счета, следует исходить из того, что для залога денежных средств во вкладе залогодателю необходимо заключить с банком соглашение об изменении режима счета, на котором учитываются средства, размещенные во вкладе, с обычного на залоговый.

Возможно вас заинтересует эти образцы, формы и шаблоны договоров:
 Скачать
Безымянная страница
Образцы договоров:
Формы договоров: Добровольное страхование
Формы договоров: аренда, лизинг, прокат
Образцы договоров: Страхование
Другие шаблоны договоров:
Вопрос - ответ:


Copyright 2009 - 2017 гг. Образцы договоров. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!