Статья 323. Права кредитора при солидарной обязанности
Комментарий к статье 323
1. Статьи 323 - 325 ГК РФ определяют порядок исполнения для случаев пассивного солидаритета (солидарной множественности лиц на стороне должника). В подобной ситуации обязанность (ответственность) должников строится по принципу круговой поруки: на каждом из них лежит обязанность погашения долга в целом, как будто бы каждый должник является должником единственным.
1.1. Вопрос о сущности отношений при пассивном солидаритете является достаточно сложным и дискуссионным. С одной стороны, закон говорит о "солидарном обязательстве" (п. 2 ст. 323, п. 2 ст. 325 ГК РФ), создавая видимость единства возникающего при пассивном солидаритете обязательственного отношения. С другой стороны, целый ряд существенных особенностей пассивного солидаритета вступает в противоречие с подобным выводом. Так, обязанности солидарных должников могут возникать в силу различных оснований. При поручительстве (ст. 361 ГК РФ), переводе долга по модели "экспромиссии" (п. 3 ст. 391 ГК РФ), присоединении к долгу в качестве солидарного должника (частный случай которого предусмотрен п. 4 ст. 677 ГК РФ) обязанности солидарных должников возникают из отдельных договоров, заключенных в разное время. Принципиальная допустимость подобного возникновения пассивного солидаритета признается и судебной практикой (см. Определение КЭС ВС РФ от 3 декабря 2015 г. N 310-ЭС14-8672).
Обязательство каждого из солидарных должников может иметь свои особенности (сроки, условия, проценты и пр.), не присущие обязательствам остальных. Это встречается не так часто, но само по себе не является невозможным. При этом многие европейские законодательства, а также международные унификации прямо подчеркивают, что соответствующие различия не исключают солидаритета (см. п. 3 ст. III-4:103 Модельных правил европейского частного права).
Например, кредитор может заключить с одним из солидарных содолжников соглашение о предоставлении отсрочки платежа; в такой ситуации сроки исполнения обязательства разными содолжниками начнут различаться.
Обязательства каждого из солидарных должников могут иметь собственное обеспечение (неустойку, залог, поручительство), которое не распространяется автоматически на обязательства остальных. Например, долг одного из солидарных должников может быть обеспечен поручителем. В таком случае при исполнении обязательства поручителем одного из солидарных должников последствием будет переход к такому поручителю (п. 1 ст. 365 ГК РФ) требования только к должнику, за которого он поручился, но не ко всем содолжникам.
Наконец, каждый из солидарных должников имеет собственные возражения (ст. 324 ГК РФ), в том числе о недействительности и давности, реализация которых не затрагивает обязанностей других содолжников (п. 1 ст. 308 ГК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. N 43).
В связи с этим более адекватным является подход, признающий за пассивным солидаритетом значение множественности самостоятельных обязательств (по числу должников) <1>.
--------------------------------
<1> При этом стоит оговориться, что вопрос о сущности отношений при совместной множественности - предполагает ли она существование единого обязательства, в котором участвуют несколько совместных содолжников, либо нескольких самостоятельных обязательств (по числу совместных содолжников), - мало исследован в отечественной доктрине и является достаточно дискуссионным. В любом случае правила ГК РФ о солидарных обязательствах и выявленные подходы к толкованию данных правил и определению природы солидарных обязательств как минимум напрямую к случаям совместной множественности неприменимы.
1.2. Режим пассивной солидарной множественности призван гарантировать интересы кредитора, ибо пока хотя бы один из солидарных должников продолжает оставаться платежеспособным, кредитор может рассчитывать на получение удовлетворения.
В полном соответствии с этой основной идеей п. 1 ст. 323 ГК РФ предоставляет кредитору возможность использовать один из двух вариантов: заявить требование одновременно ко всем должникам либо к любому из них, притом как в полной сумме, так и в меньшем размере, определенном самим кредитором.
Подобный выбор принадлежит кредитору до момента, пока обязательство не исполнено полностью. Предъявление требования к одному из солидарных должников не прекращает обязательства, а следовательно, не освобождает от исполнения других содолжников. Аналогично и вынесенное против одного из солидарных должников судебное решение само по себе не прекращает обязанностей остальных содолжников и не исключает предъявления кредитором требований к ним. Наличие решения суда, которым удовлетворены те же требования кредитора против одного из солидарных должников, не является основанием для отказа в иске о взыскании долга с другого солидарного должника, если кредитором не было получено исполнение в полном объеме. В этом случае в решении суда должно быть указано на солидарный характер ответственности и на известные суду судебные акты, которыми удовлетворены те же требования к другим солидарным должникам. До получения полного удовлетворения кредитор вправе требовать возбуждения дела о банкротстве каждого из солидарных должников (например, основного должника и поручителя) на основании всей суммы задолженности (п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).
2. Логическим продолжением указанных выше правил является предписание п. 2 ст. 323 ГК РФ. Кредитор, заявивший требование к одному из должников, но не получивший полного удовлетворения, вправе требовать недополученное от остальных солидарных должников. Ни один из содолжников, даже исполнивший обязательство частично, не выбывает из правоотношения до полного погашения требований кредитора.
2.1. Ключевая особенность пассивного солидаритета состоит в том, что, несмотря на множественность требований, которые кредитор имеет к содолжникам, его интерес состоит в получении однократного полного удовлетворения. Реализация этой идеи обеспечивается так называемым единством погашающего действия солидарных обязательств. Надлежащее исполнение, произведенное одним из содолжников, прекращает обязательства остальных. Аналогичным эффектом обладает и использование для целей удовлетворения кредитора суррогатов исполнения (например, зачета, предоставления отступного, новации, внесения долга в депозит).
О последствиях подобного прекращения обязательства см. комментарий к ст. 325 ГК РФ.