Статья 321. Исполнение обязательства, в котором участвуют несколько кредиторов или несколько должников
Комментарий к статье 321
(а) Статья 321 ГК РФ устанавливает общие правила определения правового режима обязательств с множественностью лиц на стороне кредитора и (или) должника.
Следуя традиционному для отечественного правопорядка подходу, ст. 321 ГК РФ презюмирует подобные обязательства как долевые. Таким образом, при активной множественности каждый кредитор имеет право требования в определенном размере. Это право существует самостоятельно, обособленно и независимо от прав других кредиторов, а также самостоятельно осуществляется. При пассивной множественности на каждом из должников лежит отдельный, самостоятельный и обособленный долг в размере приходящейся на него доли. При смешанной (активно-пассивной) множественности одновременно существуют оба указанных выше варианта.
Несмотря на исторические предпосылки, лежащие в ее основе, презумпция долевого характера обязательства, предусмотренная ст. 321 ГК РФ, несколько расходится с современными международными тенденциями регулирования. Новейшие унификации в вопросе установления общего правила придерживаются дифференцированного подхода. Так, для случаев пассивной множественности используется презумпция солидарного характера обязательства (см. ст. 11.1.2 Принципов УНИДРУА, п. 2 ст. III-4:103 Модельных правил европейского частного права). Применительно же к множественности активной п. 2 ст. III-4:203 Модельных правил европейского частного права закрепляет в качестве общего правила долевое обязательство, в то время как Принципы УНИДРУА отказались от установления для подобной ситуации какой-либо презумпции.
(б) Одним из общих правил, предусмотренных ст. 321 ГК РФ, является и презумпция равенства долей всех долевых сокредиторов и (или) содолжников. Аналогичные правила установлены в ст. ст. III-4:104, III-4:204 Модельных правил европейского частного права.
(в) Долевая множественность характеризуется множественностью правовых связей кредиторов и должников. Эти связи носят автономный и самостоятельный характер. В частности, обособленным является объем требований, которые причитаются каждому сокредитору с каждого содолжника. В рамках долевой множественности не используется механизм регрессного (обратного) требования, поскольку долевой должник погашает только свой долг, а долевой кредитор получает причитающееся только ему.
Каждое из требований в рамках долевой множественности может обладать собственной спецификой. Например, одно из требований может быть условным, другое - срочным, при этом допустимо установление разных условий (сроков) в отношении разных долевых требований. Применительно к каждому из требований могут быть согласованы собственные способы обеспечения, не распространяющиеся на другие требования. Каждый из долевых должников обладает собственными возражениями, реализация которых не влияет на других содолжников. Так, недействительность требований кредитора к одному из должников (например, по причине недееспособности или порока воли последнего) не затрагивает его требований к остальным должникам (п. 1 ст. 308 ГК РФ). Автономным является исчисление (определение начала, динамики, истечения) и применение исковой давности для каждого из требований к долевому должнику (должникам). Задавненность требований к одному из содолжников не влияет на требования к остальным содолжникам (п. 1 ст. 308 ГК РФ).
Сказанное позволяет признать, что термин "долевое обязательство" является в значительной степени условным. В действительности в рамках долевой множественности наличествует столько отдельных обязательств, сколько есть должников (при пассивной множественности) либо кредиторов (при множественности активной).
(г) Предписания ст. 321 ГК РФ являют собой lex generalis и применяются в той мере, в которой не скорректированы специальными нормами.
Законом или иными правовыми актами может быть предусмотрено иное определение размера долей сокредиторов и (или) содолжников. Так, например, п. 1 ст. 1047 ГК РФ устанавливает ответственность участников "некоммерческого" простого товарищества по общим договорным обязательствам - пропорционально стоимости вклада каждого из участников в общее дело. Соразмерно степени своей вины будет определяться размер ответственности законных представителей и соответствующей образовательной (медицинской или иной) организации за вред, причиненный малолетним, если такой вред явился следствием как недостатков воспитания, так и неосуществления должного надзора со стороны организации (п. 16 (в) Постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. N 1).
Равным образом законодательством может быть предусмотрен иной характер множественности, в частности, солидарная или совместная множественность.
Солидарная множественность, ее существо и специфика, регламентируются предписаниями ст. ст. 322 - 326 ГК РФ (см. комментарии к ним).
Совместная же множественность характеризуется тем, что все должники обязаны произвести исполнение вместе и кредитор вправе требовать исполнения только от всех вместе (при пассивной множественности), либо все кредиторы имеют право требования только сообща (при активной множественности). Совместная множественность не поименована специально и не получает развернутой регламентации в рамках гл. 22 ГК РФ, однако признается отечественным правопорядком. Так, например, п. 5 ст. 185 ГК РФ упоминает о совместном представительстве, при котором представители осуществляют предоставленные им полномочия сообща. В рамках внутренних отношений такого добровольного представительства (отношений, возникающих в рамках заключенного между представителем и представляемым договора поручения, агентского договора и т.п.) мы с очевидностью будем иметь пассивную совместную множественность. Равным образом в качестве совместного будет характеризоваться обязательство нескольких авторов создать по договору авторского заказа единое произведение, образующее неразрывное целое, и передать заказчику права на него (п. 3 ст. 1229 ГК РФ).
(д) Установленные ст. 321 ГК РФ предписания диспозитивны. Они могут быть изменены односторонней сделкой, лежащей в основании возникновения обязательств (например завещательным отказом), или соглашением сторон. При этом свобода участников оборота изменять установленные рассматриваемой статьей правила не ограничена исключительно конструкциями, известными отечественному правопорядку (солидарной или смешанной множественностью). Так, например, сторонами может быть установлена совместная множественность (см. выше).