Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
Комментарий к статье 448
1. Комментируемая норма различает открытые и закрытые торги. Здесь следует назвать два основания такой классификации. Во-первых, торги делятся на открытые и закрытые по порядку приглашения участников, основание такого деления торгов на виды прямо закреплено в п. 1 ст. 448 ГК РФ. Так, в открытых торгах может участвовать любое лицо, в закрытых же принимают участие специально приглашенные для этой цели лица.
Промежуточной формой между открытыми и закрытыми торгами следует назвать торги с избирательным подходом к определению круга их возможных участников, с ограниченным кругом участников. В подобных торгах круг возможных участников не закрыт, но ограничен. Например, возможно ограничение допуска к участию в торгах на право пользования недрами для юридических лиц с участием иностранных инвесторов (ст. 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Если для участия в торгах претендент должен соответствовать ряду формальных требований, такие торги следует считать специализированными, но никак не закрытыми. Следует различать такие стадии проведения подобных специализированных торгов, как "отборочная" и "оценочная". На первой стадии происходит отбор претендентов для участия в торгах, и именно здесь устанавливаются так называемые фильтры, входные барьеры - требования, которым должен соответствовать претендент для того, чтобы пройти процедуру допуска, перейти в статус участника торгов. На второй стадии происходит собственно аукционное или конкурсное соревнование в соответствии с заданными критериями.
Требования характерны для отборочной стадии торгов, они устанавливаются в отношении претендентов, а критерии относятся к оценочной стадии торгов и предназначены для выявления победителя торгов.
Бывает, что и в самом законе торги неверно разграничены по видам. Пример тому - торги, проводимые для реализации имущества должника в ходе внешнего управления и конкурсного производства. Общее правило состоит в том, что подобные торги должны быть открытыми по составу участников. В тех случаях, когда продаже подлежит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, организуются закрытые торги. В них принимают участие только те лица, которые вправе в соответствии с федеральным законом иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному (п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве). Обозначив подобные торги закрытыми, Закон о банкротстве не сделал в отношении их никаких изъятий относительно порядка информационного обеспечения. Хотя именно по данному критерию ГК РФ разграничивает открытые (для всех желающих) и закрытые (для специально приглашенных) торги. Даже если продаже на торгах подлежит ограниченно оборотоспособное имущество, сообщение о продаже будет публиковаться и размещаться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Помимо этого, сообщение о продаже имущества должно размещаться на тех сайтах в Интернете, которые были выбраны собранием (или комитетом) кредиторов по предложению арбитражного управляющего (п. п. 7.1, 9 ст. 110 Закона о банкротстве). Таким образом, торги, названные Законом о банкротстве закрытыми, будут проводиться по всем правилам, предназначенным для открытых торгов. На наш взгляд, совершенно очевидно, что речь идет об открытых торгах, даже если для приобретения продаваемого на них ограниченно оборотоспособного имущества потенциальным покупателям нужно иметь особый правовой статус.
1.1. Закрытые торги (или "торги по приглашению") характерны не только для частной, но и для публичной сферы экономических отношений. Так, нормы Закона о контрактной системе (§ 5 гл. 3) допускают проведение закрытых конкурсов и аукционов. Проведение закрытых торгов в этой сфере обусловлено несколькими причинами: 1) сведения о самом объекте закупки составляют государственную тайну или в документации о закупке содержатся подобные сведения; 2) требуется закупка услуг по транспортировке, страхованию ценностей Госфонда России, музейных предметов, коллекций; 3) закупаются услуги по уборке помещений и услуги водителей для нужд судей и судебных приставов.
Любые протоколы, составленные в ходе проведения закрытых торгов, а также прочая информация не подлежат опубликованию в СМИ и размещению в Интернете. Схожие правила действуют и в случае проведения закрытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения, если сведения об объекте концессионного соглашения составляют государственную тайну или же данный объект имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ч. 2 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях).
1.2. От понятий "открытые" и "закрытые" торги следует отличать открытую или закрытую форму подачи предложений участниками торгов. Открытая форма подачи предложений означает устное соревнование между участниками торгов, часто используемое в ходе проведения пошаговых аукционов. Закрытая форма подачи предложений (или "аукцион первой цены") сводится к их передаче организатору торгов в запечатанных конвертах в день подачи предложения или позднее, непосредственно в день проведения конкурса или аукциона. Определяющим здесь является тот факт, что независимо от времени подачи запечатанных предложений их содержание не подлежит разглашению до начала проведения торгов.
Торги могут быть открытыми по составу участников, но одновременно закрытыми по форме подаче предложений и наоборот. В то же время неограниченного разнообразия вариантов сочетаний открытости (закрытости) торгов по составу участников с открытой (закрытой) формой предложений о цене наше законодательство не допускает. Например, приватизационный конкурс проводится исключительно с запечатанными конвертами, а соответствующий аукцион может быть любым по форме подачи ценовых заявок (п. п. 2, 3 ст. 18, п. 3 ст. 20 Закона о приватизации).
При продаже имущества должника в ходе банкротства форма подачи ценового предложения о приобретении имущества определяется собранием (или комитетом) кредиторов по предложению арбитражного управляющего и в обязательном порядке включается в сообщение о продаже имущества должника.
2. Извещение о предстоящих торгах является первым юридически значимым действием во всем механизме торгов, от него зависит не только легальность всей последующей процедуры их проведения, но и ответ на вопрос, достигнут ли торги своей цели, будет ли удовлетворен интерес заказчика торгов в их проведении. В комментируемой норме дается минимальный перечень информации, которая должна быть включена в извещение о торгах.
Извещение о предстоящих торгах - не публичная оферта, но односторонняя сделка их организатора, следствием которой является приглашение сделать оферты, коими выступают заявки претендентов на участие в торгах. Извещение существует само по себе и не требует какого-либо акцепта.
Согласно п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.
2.1. Дискуссионным представляется включение в п. 2 комментируемой статьи указания о том, что извещение о торгах должно быть опубликовано их организатором. Дело в том, что для участия в закрытых торгах специально приглашаются конкретные лица, поэтому извещение не должно публиковаться, оно именно делается организатором торгов путем рассылки персональных приглашений. Только открытые торги предполагают публикацию извещения для всеобщего сведения. С учетом этого, видимо, и стоит толковать данную норму.
2.2. Для принятия решения об участии или неучастии в открытых (публичных) торгах потенциальному претенденту требуется время. Оно необходимо, чтобы оценить условия торга и свои возможности для победы в нем. Именно поэтому претендент должен иметь под рукой всю необходимую информацию, т.е. опубликованное извещение о торгах или персональное приглашение к участию в них. Например, информация, содержащая перечень продаваемых объектов, их характеристики, данные о первоначальной цене, месте, времени и правилах проведения торгов, довольно значительна по объему и сложна для восприятия на слух. Именно поэтому в судебно-арбитражной практике выработана позиция о том, что сообщение сложной и большой по объему информации, сделанное по радио, или извещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, является ненадлежащим извещением о торгах, так как не позволяет эту информацию зафиксировать (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101). Иными словами, способ доведения информации о торгах должен обеспечивать ее доступность для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, а также возможность фиксации опубликованных данных потенциальными участниками торгов.
2.3. Не следует сбрасывать со счетов и информирование посредством Интернета. Трудно сказать, что должно быть первостепенным, какому способу информирования следует отдать предпочтение в случае, скажем, противоречий в содержании опубликованного извещения и извещения, размещенного на интернет-портале. Учитывая широкое распространение Интернета и постоянное увеличение числа пользователей этой Сети, можно заметить, что в ряде случаев информация, размещенная там, может оказаться более доступной для широкого круга лиц, нежели газета, поступающая по подписке в библиотеку.
Характерным примером тяготения к информированию о торгах посредством Интернета являются Закон о контрактной системе и Закон о закупках. информационное обеспечение всех публичных закупок сосредоточено в Единой информационной системе на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Это расширяет информационное поле закупочной системы, увеличивает возможности для поиска информации о закупках, обеспечивает единый формат предоставления информации, что невозможно в условиях многоуровневой системы официальных сайтов.
2.4. В российском законодательстве довольно много норм, усложняющих порядок сообщения информации о проведении торгов по сравнению с комментируемой нормой. Так, информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании <1>, а также размещению на официальном сайте в Интернете, сайте продавца государственного или муниципального имущества в Интернете, официальном сайте Российской Федерации в Интернете для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (п. 2 ст. 15 Закона о приватизации).
--------------------------------
<1> Согласно распоряжению Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 1540-р таким изданием является бюллетень Росимущества "Государственное имущество".
3. На практике условия будущего договора излагаются в виде его проекта, который является составной частью документации о торгах. Если проект договора был вложен в документацию о торгах, то в окончательном виде условия подлежащего заключению договора определяются путем включения в проект, предложенный заказчиком, условий, содержащихся в заявке, которой присвоен первый номер (заявке победителя). Речь идет об особом способе выявления условий гражданско-правового договора, они не вырабатываются сторонами в процессе переговоров, а "суммируются" из проекта договора (контракта), разработанного заказчиком, и условий заявки, которую сам заказчик объявляет для себя наиболее приемлемой.
Вложение проекта будущего договора (контракта) в документацию о торгах выгодно заказчику торгов и имеет широкое распространение на практике, такие нормы, в частности, характерны для сферы публичных закупок (ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, ч. 2 ст. 50, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе). Аналогичные правила предусмотрены в п. 22 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 6 ч. 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве и во многих других нормативных правовых актах.
Если участники торгов подают свои заявки в соответствии с условиями конкурсной документации (документации об аукционе, о закупке), тем самым они соглашаются с условиями предложенного проекта договора, поэтому заказчик может существенным образом сократить время на ведение переговоров по согласованию окончательного текста договора с победителем торгов.
Как уже отмечалось, далеко не все условия договора, заключаемого на торгах, определяются организатором торгов. Как правило, одна часть договорных условий предлагается заказчиком торгов путем вложения проекта договора в аукционную или конкурсную документацию, другую часть составляют те условия, по которым собственно и ведутся торги и которые предложены в заявке участника, признанного победителем торгов. К одним условиям будущего договора присоединяется победитель торгов, а к другим, соответственно, заказчик торгов. В одном и том же договоре каждая из его сторон оказывается присоединившейся стороной, но не ко всем, а лишь к определенным условиям, причем определены они заранее в документации о торгах и заявке победителя торгов.
Проект договора, вложенный в документацию о торгах, - это часть договора, диктуемая организатором торгов, а содержание заявки, в свою очередь, - вторая часть договора, диктуемая выигравшей торги стороной. Соединяя две эти части, мы получаем условия договора, заключаемого по результатам торгов.
Аналогичная квалификация договоров, заключенных в результате торгов, воспринята сейчас и в судебно-арбитражной практике (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. N 11535/13).
3.1. Означает ли это, что участники торгов не могут изменить условия предложенного на торгах проекта договора, выдвинув свои собственные формулировки его положений? Представляется, что изменения проекта договора возможны, но исключительно при условии, что об этом сказано непосредственно в документации о торгах. Если такая опция предусмотрена в аукционной или конкурсной документации и участник торгов намеревается внести изменения в проект договора, то об этом он должен указать в заявке участника торгов.
4. Организатор может изменить условия торгов или же отменить торги вовсе (последствия такого поведения различны, но сопротивляться ему участники торгов не вправе). Комментируемая норма устанавливает сроки для отказа организатора торгов от их проведения, но не запрещает отказ как таковой, поскольку при нарушении сроков отказа от проведения открытых торгов организатор обязан возместить участникам торгов реальный ущерб (например, подготовка заявки на участие в торгах требует затрат времени и сил сотрудников участника торгов, внесение обеспечения заявки приведет к появлению расходов на получение кредита или оформлению банковской гарантии). Аналогичная обязанность по возмещению участникам реального ущерба лежит на организаторе закрытых торгов уже безотносительно к сроку его заявления.
4.1. Интересен вопрос о правовой природе ответственности организатора торгов в случае их отмены. Вероятнее всего, речь должна идти об особой форме преддоговорной ответственности (ст. 434.1 ГК РФ), к которой в силу п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 применяются положения гл. 59 ГК РФ о деликтной ответственности.
5. Согласно п. 5 комментируемой статьи участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Правильнее было бы сказать, что задаток должны вносить не участники торгов, а лица, желающие ими стать. Внесение задатка является условием приобретения статуса участника торгов. Соглашение о задатке должно быть совершено в письменной форме (п. 2 ст. 380 ГК РФ). Чаще всего в процессе проведения торгов соглашение (договор) о задатке заключается в форме договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), условия которого в одностороннем порядке определяются организатором торгов. На приватизационном аукционе договор о задатке в обязательном порядке имеет форму договора присоединения <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.
Соглашение о задатке может быть также достигнуто по правилам п. 3 ст. 438 ГК РФ, когда претендент, ознакомившись с условиями получения статуса участника торгов и суммой необходимого задатка, вносит его, тем самым акцептуя оферту в отношении условия о задатке конклюдентными действиями.
5.1. Задаток возвращается участникам, не выигравшим торги, а также в случае, если торги не состоялись. Лицо, победившее на торгах, но уклонившееся от подписания протокола по результатам торгов, теряет задаток и обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. Если же от подписания протокола уклоняется организатор торгов, то из логики самой конструкции задатка следует, что победитель торгов вправе требовать возврата задатка в двойном размере, а также требовать возмещения убытков в сумме, превышающей размер внесенного задатка.
Соответственно, задаток стимулирует организатора торгов и их победителя надлежащим образом оформить результаты состоявшихся торгов.
5.2. Согласно прямому указанию закона у победителя торгов сумма, внесенная в качестве задатка, засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Однако задаток может быть засчитан в счет исполнения обязательств победителя торгов по заключенному договору лишь на торгах по реализации имущества. Соответственно, при проведении торгов на приобретение товаров, работ, услуг данная норма применена быть не может, так как противоречит существу отношений (п. 6 ст. 447 ГК РФ). Специальные нормы законодательства обычно устанавливают в отношении таких случаев иные способы обеспечения (см., например, ст. 44 Закона о контрактной системе).
5.3. Во многих случаях законодательство устанавливает допустимые величины задатка (как максимальные, так и минимальные). Так, при продаже имущества должника в процедурах банкротства максимальный размер задатка составляет 20% от начальной цены продажи имущества (п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве), определяемой собранием (комитетом) кредиторов на основании отчета независимого оценщика. На публичных торгах по реализации заложенного имущества задаток не превышает 5% от начальной цены продажи. При проведении торгов на право заключения государственных (муниципальных) контрактов предусмотрено как минимальное, так и максимальное значение величины обеспечения заявки на торгах - от 0,5% до 5% от начальной цены государственного (муниципального) контракта (ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе).
5.4. С 1 июня 2015 г. комментируемой нормой предоставлена возможность обеспечения заявок на участие в торгах, а также обязательства организатора торгов по заключению договора с победителем торгов не только задатком, но и независимой гарантией. Пока не ясно, будет ли такая конструкция востребована на практике, в настоящее время организатор торгов какие-либо гарантии участникам торгов не предоставляет. Кроме того, в ряде случаев он не сможет сделать это по причинам объективного характера. Речь идет об электронных аукционах на право заключения государственных и муниципальных контрактов (ст. 59 Закона о контрактной системе). Участники таких аукционов организатору неизвестны, во избежание возможных сговоров они действуют под номерами. В тот момент, когда сведения об участниках аукциона становятся известными, у организатора просто не остается времени на оформление каких-либо гарантий в адрес участников аукциона. В то же время в силу п. 4 ст. 368 ГК РФ в независимой гарантии должен быть обозначен бенефициар. Вопрос о возможности выдачи гарантии без указания конкретного бенефициара, но с фиксацией алгоритма его определения пока в российском праве не разрешен.
6. В комментируемой норме указывается на подписываемый организатором и победителем торгов протокол как на основной документ, фиксирующий итоги состоявшихся торгов. Но в реальности специальные нормы о проведении тех или иных торгов устанавливают иной порядок подведения итогов торгов. Так, итоги приватизационных торгов оформляются уведомлением о признании участника аукциона или конкурса победителем (п. 11 ст. 18, п. 10 ст. 20 Закона о приватизации). Результаты аукционов и конкурсов на право заключения государственного (муниципального) контракта фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок или в протоколе проведения аукциона (ч. 4 ст. 53, ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе). Торги по продаже имущества должника в ходе внешнего управления и конкурсного производства оформляются протоколом о результатах проведения торгов (п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве). На первый взгляд, имея различные наименования, эти документы равносильны протоколу о результатах торгов, названному в п. 6 ст. 448 ГК РФ. Однако это не так, поскольку порядок их оформления существенно отличается от того, что предусмотрено в ГК РФ. Главное отличие заключается в том, что во всех названных случаях итоговый протокол не подписывается победителем торгов.
Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок (или протокол аукциона) при заключении государственных (муниципальных) контрактов составляется и подписывается конкурсной (аукционной) комиссией (ч. 12 ст. 53, ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе). Победитель конкурса или аукциона на право заключения государственного (муниципального) контракта протокол не подписывает, но в течение трех рабочих дней с момента оформления протокола получает один его экземпляр.
При продаже имущества в процессе банкротства итоговый протокол оформляет организатор торгов. Затем в течение пяти дней он уведомляет всех участников торгов о результатах их проведения посредством направления им в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола. Победителю торгов протокол направляется раньше: в течение двух рабочих дней, в это же время протокол передается арбитражному управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем торгов (п. п. 15, 16 ст. 110 Закона о банкротстве). Но главное - не сроки информирования, а то, что оформление этого протокола не предполагает его подписания победителем торгов.
Протокол об итогах приватизационных торгов также оформляется без участия победителя. Уведомление о признании победителем приватизационного аукциона вместе с соответствующим протоколом выдается победителю (его уполномоченному представителю) под расписку в день подведения итогов аукциона <1>. Протокол об итогах приватизационного конкурса направляется победителю одновременно с уведомлением о победе в конкурсных торгах <2>.
--------------------------------
<1> Пункт 11 ст. 18, п. 10 ст. 20 Закона о приватизации; п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.
<2> Пункт 17 Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584.
Очевидно, что все указанные специальные нормы в этой части не соответствуют положениям ГК РФ, однако такое несоответствие какой-либо проблемы не составляет, поскольку норма п. 6 ст. 448 ГК РФ прямо указывает на то, что иное может быть установлено в законе.
6.1. В целом подписание протокола о результатах торгов их победителем заслуживает критической оценки. В чем смысл подписания протокола о результатах торгов непосредственно лицом, признанным их победителем? Что означает подпись победителя торгов на этом протоколе: согласие с его содержанием, участие в его составлении, информированность о результатах торгов и об обязанности оплатить приобретенное на торгах имущество?
Ответы на все эти вопросы победитель торгов может узнать, не подписывая итоговый протокол, а получая либо один из его экземпляров, либо персональное уведомление о своей победе на торгах.
Как уже отмечалось ранее, на многих видах торгов используется принципиально иной алгоритм заключения договора, потому что неотъемлемой частью документации о торгах выступает проект будущего договора. Протокол о результатах торгов в таких случаях не должен быть идентичен договору. Авторство протокола принадлежит организатору торгов, а чаще - аукционной или конкурсной комиссии, поэтому подписание такого протокола со стороны победителя торгов видится неуместным.
Протокол о результатах торгов должен лишь предшествовать заключению договора и означает завершение процедуры выбора предпочтительного контрагента.
6.2. Но как бы то ни было, п. 6 ст. 448 ГК РФ говорит о необходимости подписания такого протокола обеими сторонами, и там, где специальное законодательство не вытесняет эту норму, такой протокол должен оформляться подобным образом. При этом в комментируемой норме есть прямое указание на то, что такой протокол "имеет силу договора".
Как было показано выше, в тех случаях, когда в силу специальных положений закона итоги торгов подводятся не в протоколе, подписываемом сторонами, а иным образом, указанная норма о придании протоколу о результатах торгов силы договора не применяется, и стороны должны подписать отдельный договор. Иначе говоря, применение данной нормы ГК РФ часто вытесняется положениями специального законодательства.
Но в тех случаях, когда специальные нормы законодательства не исключают общее правило о подведении итогов торгов посредством оформления подписываемого сторонами протокола (например, в случае продажи имущества должника на публичных торгах), такой протокол по мысли законодателя сам по себе является договором. Понимание этой нормы затруднено. То ли законодатель имеет в виду, что в таких случаях подписание отдельного договора не требуется, и такой протокол является тем договором, для заключения которого и проводились торги (при таком подходе даже если впоследствии договор-документ подписывается сторонами, это не отменяет того факта, что договорные отношения возникли в момент подписания протокола). То ли законодатель предполагает, что такой протокол является предварительным договором, обязывающим стороны к заключению основного договора. Последняя идея была предложена в Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России, подготовленной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в 2009 году, но она так и не была реализована. В обновленной в 2015 году редакции комментируемой статьи какой-либо ясности по этому вопросу не оказалось.
На практике даже в тех случаях, когда результаты торгов фиксируются в протоколе, подписываемом сторонами, на практике принято впоследствии оформлять договор. Поэтому практическое значение комментируемой нормы крайне сомнительно. Но юридические проблемы она неминуемо порождает. В такой ситуации с учетом дискуссионной редакции комментируемой нормы о придании протоколу силы договора понять, с какого момента возникают договорные права и обязанности, отсчитываются сроки исполнения обязательств и т.п., достаточно сложно. Не менее просто разобраться в вопросе о том, можно ли требовать исполнения обязательств по договору от стороны, подписавшей протокол, но уклоняющейся от подписания договора. Остается сожалеть, что законодатель так и не использовал возможность внести в этот вопрос ясность в рамках реформы ГК РФ 2015 года.
6.3. Согласно п. 6 комментируемой статьи лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. Как уже отмечалось, данная ответственность будет носить характер особой формы преддоговорной ответственности (ст. 434.1 ГК РФ).
О последствиях уклонения от заключения договора после оформления протокола ГК РФ умалчивает. Здесь прослеживается та же ошибочная логика, что описывалась выше: авторы данной нормы, видимо, исходили из того, что оформление отдельного договора-документа необязательно, и протокол сам по себе и является договором. Но с учетом того, что, как говорилось ранее, в большом числе специальных законов исключается подписание победителем торгов протокола, а также того, что в остальных случаях на практике все равно стороны оформляют договор после подписания протокола, игнорируя спорную задумку законодателя приравнять протокол к договору, и в обороте не принято воспринимать протокол в качестве полноценного договора, логично исходить из того, что такое же средство защиты доступно и в тех случаях, когда сторона уклоняется от заключения договора после того, как такой протокол подписан, либо после того, как итоги торгов подведены иным предусмотренным в специальных нормах закона способом.
6.4. Также согласно прямому указанию в данном пункте, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения. Требование о понуждении к заключению договора будет рассматриваться по правилам ст. 445 ГК РФ.
При этом следует обратить внимание, что законодатель указывает на то, что такой иск о понуждении доступен лишь победителю торгов. Организатор торгов не может, видимо, по мысли законодателя заставить победителя торгов заключить договор и ограничен лишь правом присвоить задаток и требовать возмещения убытков в сумме, превышающей задаток. В то же время, если из специальных норм закона следует, что для победителя торгов заключение договора по результатам торгов обязательно, открываются предусмотренные в ст. 445 ГК РФ основания для предъявления и к нему иска о понуждении к заключению договора.
7. Комментируемая норма, появившаяся с 1 июня 2015 г., несколько выходит за рамки названия ст. 448 ГК РФ, поскольку касается договора, заключенного на торгах, но не самих торгов, а это разные юридические составы. Впервые в нашем законодательстве устанавливается запрет осуществления уступки и перевода долга по договору, заключенному на торгах, а также вводится обязанность победителя торгов лично исполнить обязательства по данному договору. Норма допускает возможность иного регулирования данных вопросов в законе. Кроме того, важно подчеркнуть, что комментируемая норма охватывает исключительно те договоры, которые не могли быть заключены иначе, чем путем проведения торгов, в силу указания на это в законе.
7.1. Как отмечалось ранее, случаи обязательного проведения торгов устанавливаются ГК РФ или другим законом. В связи с этим следует отметить, что торги в сфере корпоративных закупок проводятся не в силу указания об этом в Законе о закупках, регулирующем осуществление закупок компаниями с государственным участием, а в силу указания на это в положении о закупке заказчика, т.е. проведение торгов в данном случае основано на локальном правовом акте. Следовательно, комментируемая норма не распространяет свое действие на договоры, заключаемые в сфере регулирования данного Закона.
7.2. Реализация требования осуществления личного исполнения договора вызывает массу вопросов по причине того, что современный оборот трудно себе представить без использования конструкции возложения исполнения, тем более что общие правила ст. 313 ГК РФ допускают возложение исполнения на третье лицо, а многие специальные нормы закона подтверждают эту возможность (например, ст. 706 ГК РФ допускает привлечение подрядчиком субподрядчика). При этом в силу общих правил ст. 403 ГК РФ лицом, отвечающим за такое возложенное исполнение, остается соответствующая сторона договора. Однозначная практика толкования комментируемой нормы о строго личном исполнении обязательств из договоров, заключенных на торгах, пока не сложилась.
Представляется, что практическая реализация комментируемой нормы будет затруднена, если не сказать невозможна. Например, если торги были нацелены на закупку товаров, работ или услуг, указанное ограничение на возложение исполнения не может применяться. Так, например, государственный заказчик при проведении торгов на выполнение работ для государственных нужд вообще не имеет права установить в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе). Кроме того, вполне очевидно, что поставщик, выигравший торги, может возложить исполнение своего обязательства по доставке товара покупателю на иное лицо. Остается рассчитывать на то, что судебная практика будет выводить такую возможность из того, что в силу п. 6 ст. 447 ГК РФ положения ст. 448 ГК РФ применяются к таким торгам, если иное не вытекает из существа отношений.
7.3. Запрет на перевод долга означает, что такой перевод будет, видимо, по мысли законодателя невозможен даже при выражении кредитором согласия на такой перевод. Иное толкование лишило бы этот запрет какого-либо смысла, так как в силу п. 2 ст. 391 ГК РФ перевод долга в принципе возможен только при наличии согласия кредитора и при его отсутствии будет ничтожным. Если воля законодателя состояла в том, чтобы обусловить перевод