Статья 315. Досрочное исполнение обязательства
Комментарий к статье 315
(а) Статья 315 ГК РФ предусматривает два различных положения относительно дозволенности досрочного исполнения в зависимости от характера обязательства.
Для общегражданских обязательств закон презюмирует возможность досрочного исполнения. Данная презумпция может быть изменена законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В отдельных случаях недопустимость досрочного исполнения может с очевидностью следовать из существа обязательства (например, обязательства по оказанию услуг по выступлению на концерте).
(б) Для обязательств, связанных с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности (сугубо коммерческих обязательств), ст. 315 ГК РФ устанавливает прямо противоположное правило.
Видимо, законодатель исходит из того, что в предпринимательских отношениях принятие досрочного исполнения куда чаще, чем в бытовых отношениях, не является благом и может требовать дополнительных финансовых затрат, доставлять кредитору неудобства или быть просто невыгодным. Это соображение и повлияло на инверсию общего диспозитивного правила применительно к сугубо коммерческим обязательствам. При этом, естественно, и данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, и, кроме того, возможность досрочного исполнения даже в сугубо коммерческих отношениях может вытекать из обычаев или существа обязательства.
(в) В случаях, когда право на досрочное исполнение обязательства установлено императивной нормой, оно не может быть исключено или ограничено соглашением сторон, в частности, оно не может быть обусловлено внесением кредитору платы (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 22 ноября 2016 г. N 54).
(г) Независимо от источника их установления правила, не допускающие досрочного исполнения обязательства, направлены исключительно на защиту интересов кредитора. А потому они должны восприниматься как предоставляющие последнему право отказаться принять досрочное исполнение. Именно на данном аспекте акцентируют внимание акты международной унификации частного права (п. 1 ст. 6.1.5 Принципов УНИДРУА; п. 1 ст. III.-2:103 Модельных правил европейского частного права): "кредитор может отказаться от досрочного исполнения".
Поскольку защита не способна быть навязана лицу против его воли, кредитор не обязан пользоваться своим правом и может согласиться принять досрочное исполнение.
(д) Согласие кредитора на принятие досрочного исполнения может быть как предварительным (разрешение), так и последующим (одобрение). Оно может быть совершено в различной форме (как письменно, так и устно), в том числе посредством конклюдентных действий.
Согласие кредитора может быть безусловным или обусловливаться какими-либо обстоятельствами. Так, например, в споре, рассмотренном Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 22 октября 2013 г. N 6764/13, Суд признал допустимым согласие банка на досрочный возврат кредита при условии уплаты заемщиком денежной суммы (комиссии), указанной в таком согласии, и счел законной выплату этой комиссии. По сути, такое согласие выступает в качестве оферты на согласование платы за изменение договора (п. 3 ст. 310 ГК РФ), а платеж указанной суммы - конклюдентного акцепта.
(е) Сам по себе факт досрочного принятия исполнения кредитором (не санкционированный соглашением сторон об изменении договора) не лишает его права требовать от должника возмещения расходов и иных убытков, причиненных таким исполнением. Принятие кредитором досрочного исполнения не делает такое исполнение надлежащим. Подобный подход отражен п. 3 ст. 6.1.5 Принципов УНИДРУА и заслуживает поддержки. В ситуации, когда возможность досрочного исполнения не была прямо предусмотрена законом или договором, совершение должником исполнения ранее установленного срока нарушает ожидания кредитора, является вторжением в его интересы. Тот, кто вмешивается в хозяйственную сферу другого, несет все риски такой интервенции и должен быть готов компенсировать все причиненные негативные последствия своего вмешательства. Именно такой подход будет стимулировать должника, желающего исполнить обязательство ранее установленного срока, договариваться с кредитором об изменении условий исполнения.
(ж) Достаточно сложным является вопрос о влиянии принятия кредитором досрочного исполнения на срок исполнения его встречных обязательств перед должником. В п. 17 Постановления от 22 октября 1997 г. N 18 применительно к договору поставки Пленум ВАС РФ указал, что согласие кредитора на принятие исполнения само по себе не меняет условий договора о сроках оплаты и порядке расчетов, и в отсутствие соглашения сторон об ином оплата таких товаров должна производиться в порядке и сроки, предусмотренные договором. И тут же указано, что срок платежа за товары, поставленные с согласия покупателя досрочно, исчисляется с момента их фактического получения.
Распространение этого разъяснения на те ситуации, когда срок исполнения встречного обязательства кредитора привязан к моменту заключения договора или календарной дате, не вызывает сомнений. Но на практике чаще всего срок исполнения встречного обязательства привязывается к моменту осуществления предшествующего исполнения (например, срок оплаты может быть согласован в виде того или иного количества дней с момента поставки). ВАС РФ применительно и к этому случаю утверждает, что принятие досрочного исполнения не меняет согласованный срок оплаты (как некий период времени с момента получения товара), и последний должен рассчитываться с момента фактической поставки, а не с момента, когда товар должен был поставить согласно условиям договора. Сходное решение отражено в п. 2 ст. 6.1.5 Принципов УНИДРУА, согласно которому "принятие стороной досрочного исполнения не влияет на срок исполнения ее обязательств, если этот срок был установлен вне зависимости от исполнения обязательств другой стороной". Иначе говоря, если срок встречного обязательства был привязан к моменту осуществления предшествующего исполнения, этот срок при принятии кредитором досрочного исполнения все-таки "смещается назад" (по сравнению с тем, что имело бы место, если бы должник исполнил свое обязательство в положенный срок). Определенная логика у такого решения имеется, так как кредитор, давая согласие на принятие досрочного исполнения, вполне способен оценить, имеется ли у него возможность осуществить свое встречное исполнение ранее того срока, на который он рассчитывал при заключении договора.
Вместе с тем данное решение в качестве универсального кажется небесспорным. Право не должно поощрять нарушение договоренностей. Должник, отступивший от согласованных условий, не может и не должен получать преимущества из такого поведения, в том числе в виде более раннего (чем следовало согласно изначальному согласованному плану) наступления сроков исполнения встречного обязательства кредитора. Соответственно, независимо от того, заявил об этом кредитор или нет, срок осуществления его встречного обязательства должен исчисляться не с момента фактического принятия досрочного исполнения, а с момента, когда такое предшествующее исполнение должно было быть осуществлено согласно условиям договора (см. п. 2 ст. III.-2:103 Модельных правил европейского частного права, предлагающий универсальное решение: принятие стороной досрочного исполнения не изменяет установленного срока исполнения ее собственного обязательства).
(з) Статья 315 ГК РФ предусматривает регулирование досрочного исполнения, осуществляемого по его инициативе должником, и не затрагивает случаи, когда должник обязан исполнить обязательство ранее обусловленного срока по требованию кредитора. Так, кредиторы, уведомленные об уменьшении уставного капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, государственного или муниципального унитарного предприятия, вправе требовать досрочного исполнения соответствующих обязательств (см. п. 5 ст. 90, п. 5 ст. 114 ГК РФ). Аналогичным правом обладают кредиторы реорганизуемого юридического лица (см. ст. 60 ГК РФ). При определенных обстоятельствах возможность требовать досрочного исполнения предоставлено также кредитору-залогодержателю (ст. 351 ГК РФ), кредиторам продавца и арендодателя предприятия (ст. ст. 562, 657 ГК РФ), заимодавцу (ст. ст. 811, 813, 814 ГК РФ), кредитору по кредитному договору (ст. 819 ГК РФ).
Требование кредитора о досрочном исполнении обязательства должником по своей правовой природе является односторонним изменением условий обязательства и регламентируется правилами ст. ст. 310, 450 ГК РФ (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 146).